В предыдущих главах мы подробно рассмотрели личность и работу Бога-Отца, а теперь завершили обсуждение личности и работы Бога-Сына, Иисуса Христа. Крометого, мы изучили библейскиесвидетельства божественности и отличительных свойств личности Святого Духа (в связи с учением о Троице). Полагаю, в этой главе будет уместно сосредоточить внимание на особенностях работы Святого Духа. Какие вилы деятельности из всего многообразия действий, совершаемых членами Троицы, находятся в исключительном ведении Святого Духа?
В самом начале необходимо отметить, что определенные аспекты работы Святого Духа получают более или менее подробное освещение и в других главах этой книги. Главы о крещении и исполнении Святым Духом (38) и о дарах Святого Духа (5 j, 52) почти целиком посвящены конкретным деяниям Святого Духа. Помимо того, в главах об авторитете Писания (3), молитве (17), евангельском призыве (32), новом рождении (33), освящении (37), неотступности (39), прославлении (41), церковной дисциплине (47), путях достижения благодати в церкви (47) и о богослужении (50) рассматриваются различные аспекты работы Святого Духа в мире, и особенно в жизни верующих. И все же в этой главе мы попытаемся сделать полный обзор библейского учения о работе Святого Духа, чтобы лучше понять, какие виды деятельности поручены Святому Духу Богом-Отцом и Богом-Сыном.
|
|
Мы можем определить работу Святого Духа следующим образом: работа Святого Духа демонстрирует активное присутствие Бога в мире, и особенное и,еркви. Это определение показывает, что Святой Дух является членом Троицы, Которого Писание наиболее часто представляет как готового к исполнению Божьей работы в мире. Хотя в определенной мерс это справедливо по отношению ко всей Библии, наиболее полно эта истина раскрылась в ноаоза-встную эпоху. В Ветхом Завете присутствие Бога многократно проявлялось к Божественной славе и в теофаниях, а в Евангелиях Иисус Сам явил присутствие Бога среди людей. Но после того, как Иисус вознесся на небо, на протя-
Глава 29. Работа Святого Духа
жении всей истории церкви Святой Дух является основным проявлением присутствия Троицы среди нас. Он Тот, Кто наиболее зримо присутствует среди нас1.
Мы имеем ясное указание, что с самого начала творения работа Святого Духа заключалась в завершении и поддержке того, что задумал Бог-Отец, ибо в Быт. 1:2 сказано: «Дух Божий носился над водою». На Пятидесятницу, с началом нового творения во Христе, именно Святой Дух пришел, чтобы даровать силу церкви (Деян. 1:8; 2:4,17,18). Вследствие того что Святой Дух является лицом Троицы, с Чьей помощью Бог являет Свое присутствие в новозаветную эпоху, Павел с полным правом называет Святого Духа «начатком» (Рим. 8:23) и «залогом» (2 Кор. 1:22; 5:5) полного явления Божьего присутствия, свидетелями которого мы станем на новом небе и новой земле (ср.: Отк. 21:3,4).
|
|
Уже в Ветхом Завете было предсказано, что Святой Дух принесет от Бога неисчислимые благословения: Исайя предсказал время, когда Дух совершит великое возрождение.
Ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут... доко- ''
ж не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не к
будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие
будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и ■*■
плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ,<у'
мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах ■.-.
блаженных (Ис. 32:14-18)..,-„,
Сходным образом, Бог возвещал Иакову через Исайю; «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3).
Отступление Святого Духа, напротив, лишает народ Божьего благословения: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них» (Ис. 63:10). Тем не менее в нескольких ветхозаветных пророчествах предсказано время, когда Святой Дух будет изливаться более полной мерой, время, когда Бог заключит со Своим народом Новый Завет (Иез. 36:26,27; 37:14; 39:29; Иоил. 2:28,29).
Какими же путями Святой Дух приносит Божье благословение? Мы можем различить четыре аспекта работы Святого Духа, с помощью которых Он свидетельствует о Божьем присутствии и благословляет: 1) Святой Дух наделяет силой; 2) Святой Дух очищает; 3) Святой Дух открывает; 4) Святой Лук объединяет. Мы рассмотрим каждый их этих видов деятельности ниже.
1 Используя в этом обсуждении слово «присутствует», я имею в виду «присутствует, чтобы благословлять*, как показано в разделе о Божьем всемогуществе в гл. 10. Разумеется, поскольку Он полностью Бог, Святой Дух всегда присутствует повсюду (будучи вездесущим), но Он не всегда являет Свое присутствие в действиях, приносящих благословение (см. гл. 10).
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
И наконец, мы должны признать, что эти деяния Святого Духа нельзя прини
мать как нечто само собой разумеющееся и что они не совершаются в Божьем
народе автоматически. Скорее Святой Дух отражает довольство или недоволь
ство Бога верой и повиновением (или неверием и непокорностью) Божьего
народа. По этой причине нам необходимо рассмотреть пятый аспект деятель
ности Святого Духа: 5) Святой Дух дает более сильное или более слабое под
тверждение присутствия и благословения Бога в соответствии с нашим от
кликом на НСГО. ■.-,;,;.:ini^i,ji.jo.101, i.i ,l~.~r't.i. ukjja; иелцэи vi-.г!.' '■ _
:n-,/vi~\-.-',.,«[..,■>.■.Л,-,..,.ль,Л,, г..., И у.[.jusiocTmOiIJ! " ■'■ '
,,„'.. 'Г,- ^Г А. Святой Дух наделяет силой K~'il*u 1т'*,'~'У "''
1. Он дает жизнь. В царстве природы именно Святой Дух исполняет роль
подателя жизни всем существам на земле, в небе и в море, ибо «пошлешь дух
Твой — созидаются» (Пс. 103:30). И наоборот, если бы Бог «обратил сердце
Свое к Себе и взял к Себе дух ее [вселенной] и дыхание ее, — вдруг погибла бы
всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15). Здесь мы ви
дим роль Духа в даровании и поддержании жизни человека и животных.
Аналогичную роль Святой Дух исполняет, давая нам жизнь в новом рождении2. Иисус сказал Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, врожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6,7; ср.: ст. 5, 8: 6:63; 2 Кор. 3:6). Он сказал также: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Ин. 6:63; ср.: 2 Кор. 3:6; Деян. 10:44-47; Тит. 3:5)3. С этой животворной функцией Святого Духа согласуется тот факт, что именно Святой Дух зачал Иисуса во чреве Его матери, Марии (Мф. 1:18,20; Лк. 1:35). А втот день, когда Иисус возвратится, не кто иной, как Святой Дух, совершит живительную работу возрождения наших смертных тел: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
|
|
2. Он дает силы для служения. 1) Ветхий Завет. В Ветхом Завете Святой
Дух часто наделял людей возможностью для особого служения. Он наделил
Иисуса Навина способностями вождя и мудростью (Чис. 27:18; Втор. 34:9),а
судей Израиля — силами, необходимыми для освобождения народа от при-
2 См. обсуждение нового рождения в гл. 33. Кроме того, как мы утверждаем в гл. 38,
выражение «крещение Святым Духом» используется в Новом Заве re (напр., в 1 Кор. 12:13)
для обозначения работы Святого Духа в то время, когда мы становимся христианами
(хотя в наши дни многие приверженцы евангелических церквей, особенно харизмати
ческой и пятидесяти и ческой, считают, что выражение «крещение Святым Духом» отно
сится к тому, что совершает Святой Дух после обращения.
3 С живительной работой Святого Духа связан и тот факт, что Он «запечатлевает» нас,
чтобы не дать истинным верующим отпасть от Бога и утратить свое спасение (Еф. 1:13).
Глава 29. Работа Святого Духа
теснителей (обратите внимание, как «Дух Господень сходит» на Гофониила в Суд. 3:10, на Гедеона в 6:34, на Иеффая в 11:29 и на Самсона в 13:25; 14:6,19; 15:14). Дух Божий сошел иа Саула, чтобы поднять его на борьбу с врагами Израиля (1 Цар. 11:6), а когда Давид был помазан на царство, «почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13), давая Давиду все необходимое для исполнения миссии царствования, к которой призвал его Бог4, Несколько по-другому одарил Святой Дух Веселиила, которого Он исполнил «разумением, ведением и всяким искусством» для строительства и изготовления внутреннего убранства скинии (Исх, 31:3; 35:31), а также вложил в его сердце способность обучать этому мастерству других (Исх. 35;34)3.
|
|
Кроме того, Святой Дух защищал Божий народ и давал ему силы для победы над врагам и. Например, Бог поместил Свой Дух в самую гущу народа во времена исхода (Ис. 63:11,12), а много лет спустя, после возвращения из плена, Его Дух пребывал в народе, защищая и спасая его от страха (Агг. 2:5). Когда Саул пытался захватить Давида силой, Святой Дух сошел сначала на слуг Саула (1 Цар. 19:20), а затем и на самого Саула (ст. 23), вынудив их упасть на землю и пророчествовать часами, сорвав тем самым достижение цели Саула и подвергнув его унижению в ответ на коварство по отношению к Давиду и Самуилу. Когда Иезскииль произносил силой Святого Духа суд на некоторых вождей Израиля (Иез. 11:5), один из них, по имени Фалтия, действительно умер(Иез. 11:13). Таким путем Святой Дух незамедлительно привел приговор в исполнение.
И наконец, Ветхий Завет предсказывает, что наступит время, когда вся полнота и сила Святого Духа почиет на Рабе-Мессии:
И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2,3). *4^"" «-■-.*.«■*»,- — ■= --V-
Исайя пророчествовал, что Бог скажет об этом грядущем Рабе: «Положу дух Мой на Него» (Ис. 42:1), а Сам Он скажет: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис. 61:1; ср.: Лк. 4:18).
Прежде чем завершить обсуждение наделения Святым Духом в Ветхом Завете, следует отметить, что иногда говорится, что в Ветхом Завете в народе не совершалась работа Святого Духа. Это представление основывается главным
4 Очевидно, обращаясь к Богу с просьбой не отнимать у него Святого Духа, Давид
имеет в виду способности, необходимые для царствования: «Не отвергни меня от лица
Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Помня, какую роль сьпрал
Святой Дух при помазании Саула на царство и как Он оставил Саула, почив на Давиде
(ср.: I Цар. 16:13 ист. 14), Давид, совершив грех с Вирсавией (см.: Пс. 50:2), молит о том,
чтобы Бог не поступил с ним, как с Саулом.
5 В Ветхом Завете Святой Дух изливается и на пророков, давая им откровения, но я
рассматриваю эту функцию ниже («Святой Дух открывает»).
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
образом на словах Иисуса ученикам в Ин. 14:17: «Он с вамипребывает мввас будет». Но мы не должны делать отсюда вывод, что работа Святого Духа не совершалась до Пятидесятницы. Хотя в Ветхом Завете не так часто говорится о людях, имевших в себе Святого Духа, несколько примеров можно привести: Святым Духом был исполнен Иисус Навин (Чис. 27:18; Втор. 34:9), Иезеки-иль (Иез. 2:2; 3:24), Даниил (Дан. 4:8,9,18; 5:11) и Михей (Мих. 3:8)6. Это означает, что, говоря ученикам, что Святой Дух «с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17), Иисусне подразумевает, что существует абсолютное различие между ветхозаветной и новозаветной работой Святого Духа. Точно так же Ин. 7:39 («еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен») не означает, что до Пятидесятницы в жизни людей не совершалась работа Святого Духа. Очевидно, в обоих этих отрывках по-разному выражена одна и та же мысль: работа Святого Духа, открывшаяся во всей полноте после Пятидесятницы, вто время еще не проявилась в жизни учеников. Святой Дух не изливался на них таким образом, каким Бог обещал наделять людей с наступлением новозаветной эпохи (см.: Иез. 36:26,27; 37:14; Иоил. 2:28,29). Б том смысле, который придается работе Святого Духа в этихлророчествах, б учениках Дух еше не действовал7,
2) Новый Завет. Работа Святого Духа в Новом Завете впервые и наиболее полно проявляется в Его излиянии на Иисуса как Мессию. Святой Дух сошел на Иисуса при крещении (Мф. 3:16; Мк. 1:11; Л к. 3:22). Иоанн Креститель сказал: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нем» (Ин. 1:32). Следовательно, Иисус подвергся искушению в пустыне, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4:1), а после искушения, в начале Своего служения, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). Проповедуя в синагоге в Назарете, Иисус возвестил, что пророчество Исайи исполнилось в Нем: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19). Сила Святого Духа проявилась затем в жизни Иисуса в ряде чудес, когда Он изгонял бесов словом и исцелял тех, кто приходил к Нему (Л к. 4:36,40,41). Святому Духу было угодно пребывать в Иисусе и наделять Его силой, ибо абсолютная нравственная чистота жизни Иисуса доставляла Ему огромную радость. В контексте беседы о Своем служении и об Отцовском благословении этого служения Иисус говорит: «Не мерою дает Бог Духа. ОтецлюбитСынаивседал в руку Его» (Ин. 3:34,35).
6 Мы знаем, что до Пятидесятницы в Новом Завете Святым Духом были исполнены
Иоанн Крестшель (Лк. 1:15), Елисавета {Лк. 1:41) и Захария (Лк. 1:67).
7 Более подробное обсуждение различий в работе'Святого Духа в Ветхом Завете и в
Новом Завете см. в гл. 38. ■ ■■ ■.
i
Глава 29. Работа Святого Духа
Святой Дух наделил учеников Иисуса способностями для различных видов служения. Иисус пообещал им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святьтй, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и лаже до края земли» (Деян. 1:8)в. Известно несколько примеров того, как Святой Дух наделял первых христиан, распространявших Евангелие, способностью творить чудеса (Стефан в Деян. 6:5 и Павел в Рим. 15:19; 1 Кор. 2:4). Но Святой Дух также наделял великой силой проповедь ранней церкви, так что ученики, исполнившись Святого Духа, провозглашали Слово в силе и с дерзновением (Деян. 4:8,31:6:10; 1 Фес. 1:5; 1 Пет. 1:12). В общем, можно сказать, что Святой Дух доносит Благую весть так, что она действенно запечатлевается в человеческих сердцах. Новый Завет завершается словами Святого Духа и церкви, в один голос призывающих людей к спасению: «И Дух и невеста говорят: при иди! И слышавший да скажет: прииди!» (Отк. 22:17). По существу, Святой Дух продолжает ежедневно обращаться к сердцам людей не только в провозглашении Евангелия, но и в чтении Писания (см.: Евр. 3:7 и 10:15, где автор цитирует отрывок из Ветхого Завета и говорит, что эти слова произносит его читателям Святой Дух).
Еще одним аспектом подготовки христиан к служению является деятельность Святого Духа по наделению христиан духовными дарами. Перечислив разнообразные духовные дары, Павел говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Поскольку Святой Дух — это Тот, Кто показывает присутствие Бога в мире, неудивительно, что Павел называет духовные дары «проявлением* Духа (1 Кор. 12:7)а.
1 Слово, переведенное здесь как «сила» (Sbvcqivi), встречается в Книге Деяний еще девять раз. В одном случае (4:33) неясно, относится ли эта «сила» к проповеди, убеждающей слушателей, или к чудесным знамениям, сопровождающим проповедь. Но в других восьми случаях (2:22; 3:12; 4:7; 6:8; 8:!0 [в этом стихе — по отношению к волхвованию], 13; 10:38; 19:11) этим словом обозначается способиостыпворитъ чудеса. Данное значение понятия ЗЬжхци; получает дополнительное подтверждение его частым использованием в Евангелии от Луки по отношению к; способности творить чудеса. Поэтому, когда Иисус обещает ученикам в Деян. 1:В, что они примут «силу», когда на них сойдет Святой Дух, по-видимому, они должны были истолковать Его слова в том смысле, что истинность Благой вести будет доказана, по меньшей мере, способностью Святого Духа творить чудеса. Учитывая, что ближайший контекст этого высказывания говорит о том, что они будут свидетелями Иисусу, ученики могли понять Его слова в том смысле, что они примут силу Святого Духа, чтобы проповедовать, обличать грехи и пробуждать веру в людских сердцах. Сила их проповеди проявилась в последующих событиях, напр., когда слушатели Петра «умилились сердцем» (Деян. 2:37) или когда «многие... из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян. 4:4).
5 Греч, слово 0avЈfxoaiQ, переведенное как «проявление», означает то, что раскрывает, делает людям явным или понятным. Родственное прилагательное фаиердд означает «видимый, ясный, легко различимый, открытый, очевидный, известный» (BAGD, р. 852)..
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
Когда духовные дары проявляются в действии, это служит еще одним указанием на присутствие Бога Святого Духа в церкви10.
В молитвенной жизни верующих Святой Дух придает молитвам силу и действенность. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26)' [. И Павел говорит, что мы «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). Одни из видов молитвы определяется в Новом Завете как внушенный Святым Духом дар молитвы на языках(1 Кор. 12:10,11; 14:2,14-17)|2.
И еще одним аспектом наделения христиан Святым Духом для служения является дарованная Им способность преодолевать духовное сопротивление проповеди Евангелия и работе Бога в жизни людей. Эта способность побеждать в духовной войне проявилась впервые в жизни Иисуса, Который сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Прибыв на Кипр, Павел столкнулся с сопротивлением Ел имы волхва, но, «исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диаво-ла, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мраки тьма, и он, обращаясь тудаи сюда, искан вожатого» (Деян. 13:9-11). Дар «различения духов» (1 Кор. 12:10), дарованный Святым Духом, также является оружием в войне с силами зла, равно как и Слово Божье, каковое является «мечом духовным» (Еф. 6:17) в духовной борьбе.
Б. Святой Дух очищает
Поскольку этот член Троицы именуется Святым Духом, неудивительно, что одним из основных видов Его деятельности является очищение и «освящение». Или придание нам большей святости в повседневной жизни. Определенное сдерживающее влияние Святого Духа ощущается даже в жизни неверующих, когда Он обличает мир о грехе (Ин. 16:8-11; Деян. 7:51). Но когда люди становятся христианами, Святой Дух производит в них первоначальную очистительную работу, решительно избавляя их от греховных моделей поведения, которым они следовали прежде13. Павел говорит коринфянам: «.,.Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христан Духом Бога нашего (I Кор. 6:11; см, также: Тит. 3:5). По-видимому,
10 Кроме того, Святой Дух наделяет способностью повиноваться Богу на протяже
нии христианской жизни (см. ниже обсуждение работы Святого Духа по очищению).
11 См. обсуждение Рим. 26 в гл. 17 и в гл. 52.
12 Обсуждение говорения на языках см. в гл. 52,
13 См. обсуждение этой темы: John Murray, "Definitive Sanctification", in Collected
Writings of John Murray (Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1977), pp. 277-284.
Глава 29. Работа Святого Духа
именно эту очистительную работу Святого Духа символизирует метафора огня, использованная Иоанном Крестителем, который сказал, что Иисус будет крестить людей «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11;Лк. 3:16).
После первоначального избавления от грехов, совершаемого в нашей жизни Святым Духом при обращении, Он производите нас возрастание святости. Он наделяет нас «дарами Духа» («любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием»; Гал. 5:22,23) — свойствами, отражающими характер Бога. Если мы постоянно «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18), то поймем, что приходит от Господа, Который есть Дух. Освящение совершается силой Святого Духа (2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2; ср.: Рим. 8:4,15,16), поэтому именно «Духом» мы получаем возможность «умерщвлятьтела плотские» и возрастать в личной святости (Рим. 8:13; см.: 7:6; Флп. 1:19)14.
Некоторые люди говорят в наши дни, что очистительная (или исцеляющая) работа Святого Духа совершается, когда они «поражаются в духе», — явление, характеризующееся падением на землю и пребыванием в полубессознательном состоянии в течение нескольких минут или часов. Хотя слова «поражение в Духе» не встречаются в Писании, известны случаи, когда люди падали на землю или впадали в транс в присутствии Бога15. Современные примеры следует оценивать по результатам («плодам»), которые они приносят в жизнь(см.:Мф. 7:15-20; 1 Кор. 14:12,2бв).
да'ПНП.Si 1.■■:■..■ .'-'-IK ■'■' ■ -'-' j
В. Святой Дух открывает
1. Откровение пророкам и апостолам. В гл. 4 мы подробно обсудили работу Святого Духа в откровении слов Бога ветхозаветным пророкам и новозаветным апостолам, причем во многих случаях эти слова были зафиксированы в Писании (см., напр.: Чис. 24:2; Иез. 11:5; Зах. 7:12 и др.). Все ветхозаветные Писания возникли благодаря тому, что «святые Божий человеки» изрекали их, «будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). В других отрывках упоминается эта работа Святого Духа в ветхозаветных пророках (см.: Мф.22:43;Деян. 1:16; 4:25; 28:25; 1 Пет. 1:21). Новозаветные апостолы и те, кто записал слова новозаветного Писания, также были наставлены «на всякую истину» Святым Духом (Ин. 16:13), Который говорил апостолам то, что Он слышал от Отца и Сына, и объявлял им о том, что будет, «когда придет то время» (Ин. 16:3; ср.: Еф. 3:5). Другие из тех, кто исполнялся Святого Духа, также произносили или распевали слова, вошедшие в Писание, например, Елисавета (Лк. 1:41), Захария (Лк. 1:67) и Симеон (Лк. 2:25).
14 Более подробное обсуждение освящения см. в гл. 37.
!SCm.: Быт. 15:12; Исх. 40:35; 1 Цар. 19:24; 3 Цар. 8:11; Исз. 1:28; 3:23; Дан. 8:27; Ин. 18:6; Деян. 9:4; 10:10; Отк. 1:17; 4:10 (ср. встречу с ангелом в Дан. 8:17,18; 10:7-17).
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
2. Он свидетельствует о Божьем присутствии. И ногда говорят, что работа Святого Духа заключается не в том, чтобы привлекать внимание к Себе, а в том, чтобы прославлять Иисуса и Бога-Отца. Но это неверное противопоставление, не подтверждаемое Писанием. Разумеется, Святой Дух действительно прославляет Иисуса (Ин. 16:14) и свидетельствует о Нем (Ин.!5:26; Деян. 5:32; 1 Ин. 2:3; 1 Ин.4:2). Но это не означает, что Он не делает явными Свои собственные действия и слова! Сотни стихов в Библии рассказывают о работе Святого Духа, делая Его работу явной, да и сама Библия вдохновлена Святым Духом!
Более того, и в ветхозаветный, и в новозаветный периоды Святой Дух часто давал о себе знать в явлениях, указывающих на его деятельность. Так было, когда Святой Дух сошел на семьдесят старейшин, собранных Моисеем, и они пророчествовали (Чис. 11:25,26), и когда Святой Дух сходил на судей, наделяя их способностью совершать подвиги (Суд. 14:6,19; 15:14 и др.). В этих случаях люди могли видеть результаты сошествия Святого Духа на слуг Господних. Так было, когда Святой Дух сошел на Саула, и тот пророчествовал с сонмом пророков (! Цар. 10:6,10), и это происходило многократно, когда Он сходил на ветхозаветных пророков, наделяя их способностью произносить перед народом пророчества.
Святой Дух сделал свое присутствие видимым, когда сошел в виде голубя на Иисуса (Ин. 1:32) или явился ученикам в виде шума сильного ветра и огненных языков на Пятидесятницу (Деян. 2:2,3). Кроме того, когда люди исполнялись Духа Святого и начинали удивительным образом говорить наязы-ках или величать Бога (см.: Деян. 2:4; 10:44-46; 19:6), Святой Дух, несомненно, также давал знать о Своем присутствии. А Иисус обещал, что Святой Дух внутри нас будет столь могущественным, что уподобится рекам воды живой, текущей из нашего чрева (см.: Ин.7:39), — сравнение, указывающее на то, что люди будут знать о Его присутствии, ибо оно будет каким-то образом ощутимо.
В жизни отдельных верующих Святой Дух не скрывает свою работу, но дает о Себе знать разнообразными путями. Он свидетельствует нашему духу, что мы дети Божьи (Рим. 8:16), и взывает: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Он является залогом нашего будущего общения с Ним на небе (2 Кор. 1:22; 5:5) и открывает нам Своижелания, чтобы мы могли быть ведомы этими желаниями и следовать им (Рим. 8:4—16; Гал. 5:16—25). Он дает дары, которые являют Его присутствие (1 Кор. 12:7—11). А время от времени Он совершает удивительные знамения и чудеса, которые убедительно подтверждают присутствие Бога в проповедовании Евангелия (Евр. 2:4; ср.: 1 Кор. 2:4; Рим. 15:19).
Поэтому, вероятно, правильнее говорить, что хотя Святой Дух и прославляет Иисуса, в то же время Он часто привлекает внимание к Своей работе и дает очевидные свидетельства, оповещающие о Его присутствии. По существу, в новозаветную эпоху Его основной целью стало проявление присутствия Бога и дача указаний, дающих знать о присутствии Бога. И когда Святой Дух со-
Глава 29. Работа Святого Духа
вершает Свою работу различными путями, которые могут восприниматься верующими и неверующими, это укрепляет веру людей в то, что Бог близок, и что Он осуществляет Свои цели в церкви и приносит благословение Своему народу.
3. Он ведет и направляет Божий парод. В Писании можно найти множество примеров непосредственного водительства различных людей Святым Духом. Фактически, в Ветхом Завете Бог говорит, что люди совершают грех, заключая союзы «не по духу Моему» (Ис. 30:1). Очевидно, люди принимали решения, опираясь на собственную мудрость и здравый смысл, вместо того чтобы искать водительства Божьего Святого Духа перед тем, как заключать такие союзы. В Новом Завете Святой Дух привел Иисуса в пустыню на период искушения (Мф. 4:1; Лк. 4; 1); водительство Святого Духа было столь повелительным, что Марк говорит: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1:12)'6.
В других ситуациях Святой Дух давал людям непосредственные указания, например, Филиппу Он сказал: «Подойди и пристань к сей колеснице* (Деян. 8:29), Петру повелел идти слюдьми, присланными от Кориилия (Деян. 10:19,20: 11:12), а христианам Антиохии сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла надело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2).
Иногда действия Святого Духа, оставаясь в категории «водительства», имеют значительно более обязательный характер, и в некоторых примерах Он даже переносит человека из одного места в другое. Так было, когда «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его... А Филипп оказался в Азоте» (Деян. 8:39,40) — едва ли возможен более очевидный пример водительства! Но подобное происходило и с некоторыми ветхозаветными пророками, ибо те. кто знал Илию, по-видимому, не находили ничего необычного втом, что Дух Господень может унести Илию в неизвестном направлении {3 Цар. 18:12; 4 Цар. 2:16: «Может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин»). По словам Иезекииля, Дух Господень несколько раз «поднимал» его и переносил из одного места в другое (Иез. 11:1; 37:1; 43:5), что, как явствует из Книги Откровение, происходило позднее и с Иоанном (Отк. 17:3; 21:10>17.
Но в подавляющем большинстве случаев водительство Святого Духа осуществляется менее эффектным способом, чем в этих примерах. В Писании говорится, скорее, о ежедневном водительстве Святого Духа — о тех, кто
16 Греч, глагол £к-/36АЛ<и, переведенный здесь как сведет», означает «гнать, изгонять», и в дословном переводе может означать «бросил Его в пустыню».
"Возможно, Иезскиильи Иоанн говорят о перенесении в видении (как к Иез. 8:3 и 11:24), а не о перемещении в буквальном смысле этого слова. Слова Павла во 2 Кор. 12:2,3 допускают оба толкования.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
«водится» Святым Духом (Рим. 8:14; Гал. 5:18) и поступает «по духу» (Рим. 8:4; Гал. 5:16). Казалось бы, Павел говорит здесь только о повиновении нравственным заповедям Писания, но подобное толкование представляется весьма маловероятным, особенно если учесть, что весь отрывок посвящен нашим субъективным чувствам и желаниям, а также потому, что здесь Павел противопоставляет водительство Духа и следование желаниям плоти, или греховной природы:
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти... <...> Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев... Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. <...> Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5:16—26).
Противопоставление «вожделений плоти» «желаниям Духа» подразумевает, что мы в своей жизни должны каждое мгновение откликаться на желания Святого Духа, а не на вожделения плоти. Возможно, соответствие этим желаниям в значительной мере представляет собой интеллектуальный процесс постижения природы любви, радости, мира (и т. д.), а затем совершение поступков, в которых проявляются любовь, радость и мир. Но это едва ли полностью охватывает подобное водительство Духа, поскольку эти чувства не просто вещи, о которых мы думаем, а то, что мы испытываем и ощущаем на более глубоком уровне. Надо сказать, что слово, переведенное как «вожделения» (греч. ётвщ'т), — это слово, обозначающее сильные человеческие желания, а не просто интеллектуальные предпочтения. Павел подразумевает, что мы должны следовать желаниям, пробуждаемым в нас Святым Духом. Более того, образ тех, кто «водится» Святым Духом (Гал. 5:18), указывает на активное личное участие Святого Духа в управлении нами. Это нечто большее, чем соблюдение нами библейских моральных норм, и включает привлечение Святого Духа в отношения с нами, как с личностями, ведомыми и направляемыми Им.
В Книге Деяний имеется несколько конкретных примеров непосредственного водительства людей Святым Духом. После принятого на собрании в Иерусалиме решения апостолы и пресвитеры написали в своем послании церквам: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Из этого стиха явствует, что присутствовавшие на собрании понимали, что доставит радость Святому Духу в этих областях: они знали, что «угодно Святому Духу». Рассказывая о втором миссионерском путешествии Павла, Лука отмечает, что «они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии», а когда предприняли идти в Вифинию, «Дух не допустил их» (Деян. ] 6:6,7). Разумеется, никакое записанное в ветхозаветных Писаниях правило не могло привести их к заключению,
Глава 29. Работа Святого Духа
что им не следует проповедовать в Азии или в Вифинии. Вероятно, Святой Дух осуществлял Свое непосредственное водительство каким-то особым способом, либо через слово, произносимое вслух или внедряемое в сознание, либо с помощью сильного субъективного ощущения отсутствия Святого Духа и благословения, возникающего при попытке направиться в эти места. Позднее, находясь на пути в Иерусалим, Павел говорил: «И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22,23). Павел не считал, что у него есть выбор — Святой Дух являл ему Свое присутствие и желание так ясно, что Павел мог говорить о том, что шел «по влечению Духа»18.
В других случаях Святой Дух осуществлял водительство, утверждая людей на церковных постах или направляя их на различное служение. Так, Святой Дух сказал членам церкви Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). И Павел, напутствуя пресвитеров эфесской церкви, мог сказать, что их утвердил на посту Святой Дух: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28). И наконец, Святой Дух осуществлял водительство с помощью
таких духовных даров, как пророчество (1 Кор. 14:29—33)|9.,.... ■
N,. mi.-,..
4. Являя присутствие Бога, Он создает Богоподобную атмосферу. Поскольку Святой Дух полностью является Богом и разделяет с Богом все атрибуты, Его влияние сказывается в привнесении Божественного характера в ситуацию, в которой Он действует. Поскольку Он Святой Дух, иногда Он обличает мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:8—11). Поскольку Бог — это любовь, Святой Дух изливает любовь Божью в наши сердца (Рим. 5:5; 15:30; Кол. 1:8), и часто бывает, что ярко выраженное присутствие Святого Духа создает атмосферу любви. Поскольку Бог «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33), Святой Духсоздаетатмосферу мира: «Царствие Божие не пиша
18 Слово, переведенное выражением «по влечению», представляет собой пассивное причастие совершен но го вида от Sem и указывает на совершенное ранее событие (возможно, настоятельное требование Святого Духа, заставившее Павла раз и навсегда отправиться в Иерусалим), последствия которого ощущаются в настоящем, так что Павел по-прежнему подчинялся «влечению» (это событие подействовало на Павла так сильно, что ему не оставалось ничего другого, кроме как продолжать путь в Иерусалим).
|чТем не менее в нашу церковную эпоху опасно руководствоваться только спонтанными пророчествами, поскольку в наши дни мы не можем считать какие-либо пророчества непогрешимыми или на сто процентов точными. Особенно часто заблуждения возникают в сфере личного водительства. Но все это не позволяет нам говорить, что водительство не может осуществляться через пророчествование. См. дополнительное обсуждение субъективного водительства в целом и дара пророчества в частности в гл. 7 и в гл. 52.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17; ср.: Гал. 5:22). Этот последний стих учит, что Святой Дух создает атмосферу радости (см. также: Деян. 13:52; 1 Фес. 1:6). Хотя это не исчерпывающий перечень, Павел упоминает многие из Божественных свойств, порождаемых Святым Духом, когда перечисляет различные элементы плодов Духа в Гал. 5:22,23.
Кдругим элементам атмосферы, создаваемой Святым Духом, относятся: истина (Ин. 14:17; 15:26; 16:13; 1 Ин. 5:7), премудрость (Втор. 34:9; Ис. 11:2), утешение (Деян. 9:31), свобода (2 Кор. 3:17), праведность (Рим. 14:17), надежда (Рим. 15:13; ср.: Гал. 5:5), уверенность в усыновлении (Рим. 8:15,16; Гал. 4:5,6) и даже слава (2 Кор. 3:8). Святой Дух также приносит единство (Еф. 4:3) и силу (Деян. 1:8; 1 Кор. 2:4; 2 Тим. 1:7). Все эти элементы деятельности Святого Духа указывают на различные аспекты атмосферы, с помощью которой Он дает людям знать о Своем присутствии и, тем самым, — о Своем характере. =q.;f[ -.нМ гн?\
5. Он дает нам уверенность. Святой Дух «свидетельствует духу нашему,
что мы —дети Божий» (Рим. 8:16), и дает свидетельство о работе Бога внутри
нас: «Что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3:24).
«Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа
Своего» (1 Ин. 4:13). Святой Дух свидетельствует не только о том, что мы Божьи
дети, но и о том, что Бог пребывает в нас, а мы пребываем в Нем. И снова в
этом участвует не только наш интеллект: Дух работает, чтобы дать нам уве
ренность не только на субъективном духовном уровне, но и на уровне чувствен
ного восприятия.
6. Онучит и просвещает. Еще одним аспектом работы Святого Духа явля
ется научение и просвещение верующих, чтобы они могли все понять. Иисус
обещал Своим ученикам, что эту функцию исполнит Святой Дух, Который
«научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26), а так
же «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Более того, Он обещал, что,
когда Его ученики подвергнутся преследованиям, Святой Дух научит их в
тотчас, что надо говорить (Лк. 12:12; ср.: Мф. 10:20; Мк. 13:11). В других
случаях Святой Дух сообщал людям конкретную информацию, например,
предсказав Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Христа (Лк. 2:26), или
открыв Агаву, что будет голод (Деян. 11:28) и что Павел будет схвачен в Иеру
салиме (Деян. 21:11). Павлу Святой Дух открыл, что ему предстоит постра
дать в Иерусалиме (Деян. 20:23; 21:4), а также подробно рассказал, что про
изойдет в последние дни (1 Тим. 4:1) и что Бог приготовил тем, кто любит Его
(1 Кор. 2:9,10).
О просвещающей работе Святого Духа говорит тот факт, что Он наделяет нас способностью понимать: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Поэтому «душев-
Глава 29. Работа Святого Духа
ный человек не принимает того, что от Духа Божия», а «духовный судит о всем» (1 Кор. 2:14,15). Мы должны молиться, чтобы Святой Дух давал нам разъяснения и тем самым помогал правильно понимать Писание или решать наши жизненные проблемы. Хотя псалмопевец не упоминает Святого Духа, он молится о подобном просвещении, когда просит Бога: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Сходным образом Павел молится за христиан Эфеса:
Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его
<Еф. 1:17-19).
::>эш4Э1,-г-/1
Г. Святой Дух объединяет
На Пятидесятницу, когда Святой Дух излился на церковь, Петр провозгласил, что сбылось пророчество Иоиля (2:28—32):
Но это есть предреченное пророком Иоилсм:
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчество ват ьч (Деян. 2:16—18).
Здесь подчеркивается, что Святой Дух изольется на всех верующих — не только на вождей, подобных Моисею или Иисусу Навину, но на сыновей и дочерей, старцев и юношей, рабов и рабынь — все примут в то время изл итие Святого Духа!С.
На Пятидесятницу Святой Дух создал новое человеческое сообщество — церковь. Это сообщество отличалось небывалым единством, о чем нам напоминает Лука:
Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и
находясь в любви у всего народа (Деян. 2:44—47).
Ч ' ''
211 Кроме того, это было исполнением пожелании Моисея о том, чтобы Господь послал Духа Своего на весь народ (Чис. 11:29), и видения о поле, полном сухих костей, оживляемых Духом, в Иез. 37. См. также: Donald Guthric, New Testament Theology, pp. 512, 513,540,562.
Часть IV, Учение о Христе и о Святом Духе
Благословляя коринфскую церковь, Павел высказывает пожелание, чтобы все ее члены стремились к объединяющему общению Святого Духа: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа™ со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Знаменательно, чтовэтомтрини-тарном стихе он приписывает углубление общения между верующими не Отцу или Сыну, а именно Святому Духу, что вполне соответствует объединяющей работе Духа в церкви в целом.
Эта объединяющая функция Святого Духа проявляется и тогда, когда Павел говорит филиппийцам: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа... то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и сди-номысленны»(Флп. 2:1,2)22.
Сходным образом, подчеркивая новое единство между иудеями и язычниками, он говорит, что «чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, водном Духе» (Еф. 2:18), и что в Господе они устраиваются в жилище Божьем «Духом» (Еф. 2:22). Желая напомнить им о единстве, которым они должны обладать как христиане, Павел призывает их стараться «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).
В рассуждении Павла о духовных дарах снова повторяется тема объединяющей работы Святого Духа. Если мы можем считать, что люди, имеющие различные дары, будут неохотно взаимодействовать друг с другом, то Павел делает прямо противоположный вывод: различные дары сближают нас, потому что делают зависимыми друг от друга. «Не может глаз сказать руке: „ты мне не надобна"; или также голова ногам: „вы мне не нужны"» (1 Кор. 12:21). Эти различные дары, говорит нам Павел, «производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» {1 Кор. 12:1]), так что в церкви «каждому дается проявление Духа на пользу» (] Кор. 12:7). По существу, «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор. 12:13)23.
Представление о том, что Святой Дух объединяет церковь, подтверждается также тем фактом, что «вражда, ссоры... распри, разногласия» (Гал. 5:20) являются делами плоти, которые противопоставляются «вождению Духом* (Гал. 5:18; ср.: ст. 25). Святой Дух — это Тот, Ктопроизводитлюбовьвнаших ссрдцах(Рим. 5:5; Гал. 5:22; Кол. 1:8), аэталюбовь«естьсовокупностьсовер-
21 Слово KoivaiAa, «общение», может также означать с причастность к Святому Духу», но едва ли Павел видел смысл в том, чтобы желать им того, чем они уже обладали как верующие (причастности к Святому Духу). Правильнее переводить этот стих «общение Святого Духа», подчеркивая тем самым благословение от Святого Духа, каковое, как надеялся Павел, должно было возрастать в коринфской церкви.
12 Здесь греч. слово koiwovUx также лучше переводить как «общение», поскольку целью Павла в Флп. 2:1 —11 было побуждение к единству в филиппинской церкви. (См. также предыдущее примеч.)
23 Подробное обсуждение этого стиха см. в гл. 38...,,
Глава 29. Работа Святого Духа
шенства»(Кол. 3:14). Поэтому если Святой Дух действенно проявляет в церкви Божье присутствие, об этом свидетельствуют царящие в церковной общине гармония и любовь друг к другу.
Д. Святой Дух дает более сильное щтлшг
или более слабое подтверждение присутствия и благословения Бога в соответствии с нашим откликом Ему
Множество примеров в Ветхом и Новом Заветах указывают на то, что Святой Дух благословляет или лишает благословения в зависимости оттого, как Он оценивает представшую Его взору ситуацию. Примечательно, что Иисус был совершенно без греха, и Святой Дух «пребывал на Нем» (Ин. 1:32), и был дан Ему без меры (Ин. 3:34). В Ветхом Завете Святой Дух несколько раз сходил на Самсона (Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14), но в конце концов отступил от него, так как Самсон упорствовал в грехе (Суд. 16:20). Точно так же Святой Дух отступил от Саула, когда тот упорствовал в неповиновении (1 Цар. 16:14). А когда израильтяне возмутились и огорчили Святого Духа, Он обратился против них (Ис. 63:10).
В Новом Завете Святой Дух также мог лишить благословения, когда Его огорчали. Стефан упрекал иудейских лидеров, говоря: «Вы всегда противитесь Духу Святому» (Деяи. 7:51). Павел предупреждает эфесских христиан: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30), и призывает фессалоникскую церковь: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19; ср. метафору не открытой вовремя двери, вызвавшей разочарование возлюбленного в Песн. 5:3,6). В таком же ключе Павел настоятельно призывает христиан не оскверняться совокуплением с блудницами: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, ивы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших...» (1 Кор. 6:19,20).
Но еще более серьезным прегрешением, чем огорчение и подавление Святою Духа, является ожесточенное противление Ему, и это чревато суровым наказанием. Когда Петр отч итал Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить всердце твое мысль сол гать Духу Святому и утаить от цены земли?» (Деян. 5:3), тот пал бездыханным. Точно так же, когда Петр сказал жене Анании, Сапфире: «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян. 5:9), она тут же упала и умерла. Автор Послания к Евреям предупреждает о суровом наказании, ожидающем тех, «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29). Таким людям остается только «страшное ожидание суда» (Евр. 10:27>24.
w Этот отрывок можно также поместить в другую категорию, обсуждаемую и следующей главе.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
И наконец, остается еще один вид преступлений против Святого Духа. Этот вид преступлений даже более опасен, чем огорчение Духа или ожесточенное противление Ему, чреватое наказанием. Существует возможность оскорбить Святой Дух таким образом, что Его обличительная работа больше не будет совершаться в жизни человека.
Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, "■ ни в будущем (Мф. 12:31,32; ср.: Мк. 3:29; Лк. 12:10).
Эти слова были произнесены в ситуации, когда фарисеи злонамеренно приписывали работу Святого Духа, явленную в служении Иисуса, сатане. Поскольку Святой Дух проявляет присутствие Бога, Иисус сказал, что те, кто злонамеренно говорит против Него и приписывает Его действия сатане, «подлежат вечному осуждению» (Мк. 3:29)25.
Все эти тексты указывают на то, что мы должны быть очень осмотрительны, чтобы не нанести оскорбление Святому Духу. Он не ополчится на нас против нашей воли (см.: ] Кор. 14:32), но если мы сопротивляемся Ему или подавляем Его, то Его благотворная сила покинет нас, и Он лишит нас большей части Божьего благословения.
С другой стороны, в жизни христиан, чье поведение угодно Богу, присутствие Святого Духа будет приносить великое благословение. Святой Дух был в изобилии «излит» на Пятидесятницу (Деян. 2:17,18), а ныне Он пребывает во всех истинных верующих, делая их храмами Бога живого (1 Кор. 3:16; 6:19,20). Нам доступно тесное общение и сотрудничество со Святым Духом в нашей жизни (2 Кор. 3:14; Флп.2:1). Он наделяет нас дарами (I Кор. 12:11), открывает истину (2 Тим. 1:14) и ставит на служение (Деян. 20:28). Его присутствие будет настолько изобильно, что Иисус мог обещать, что Дух будет изливаться из нашего чрева подобно «рекам воды живой»(Ин. 7:38,39). Петр утверждает, что присутствие Духа особенно велико в тех, кто страдает во имя Христа: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14).
Поэтому важно, чтобы все наше служение совершалось в Святом Духе, т. е. чтобы мы сознательно пребывали в богоподобной атмосфере, творимой Святым Духом, — атмосфере силы, любви, истины, святости, праведности и мира. Но превыше всех этих свойств атмосферы, творимой Святым Духом, стоит ощущение присутствия Самого Святого Духа: жить в Святом Духе — это поистине жить в атмосфере явленного Божьего присутствия. Вот почему люди Нового Завета могут жить, имея утешение Святого Духа (Деян. 9:31), и почему возможно просто быть «в Духе», как это было с Иоанном в день Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2).
й Л7!г1эЫЙЬ бУаьг суркам
' Более подробное обсуждение неискупаемого греха см. в гл. 23.
Глава 29. Работа Святого Духа
Разнообразие видов деятельности, о которых в Новом Завете говорится как о совершаемых «в» Святом Духе, вызывает удивление: в Святом Духе мож-но радоваться (Л к. 10:21 ), принимать решения (Дгян. 19:21), иметь свидетельство совести (Рим. 9:1), иметь доступ к Отцу (Еф. 2:18), молиться (Еф. 6:18; Иуд 20) и любить (Кол. ]:8). В свете этих текстов нам следовало бы задаться вопросом: во скольких из этих видов деятельности на протяжении каждого дня мы уверены в присутствии и благословении Святого Духа?
Кроме того, возможно исполняться Святого Духа (Еф. 5:18;ср.:Лк. 1:15, 41,67; 4:1; Деян. 2:4; 4:8; 6:3,5; 7:55; 9:17; 11:24; 13:9). Исполняться Святого Духа— значит исполняться непосредственным присутствием Самого Бога, в результате чего человек начинает чувствовать то, что чувствует Бог, желать того, чего желает Бог, делать то, что угодно Богу, говорить по воле Бога, молиться и служить в Божьей силе и постигать знание, даруемое Богом26. Во времена, когда церковь переживает возрождение, Святой Дух приводит к этим результатам в жизни людей особенно впечатляющим образом.
Поэтому необходимо, чтобы в нашей христианской жизни мы полагались на силу Святого Духа, помня о том, что любое важное дело делается «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Павел неопровержимо убедителен, когда говорит галатам, что Святой Дух был получен ими через веру в начале их христианской жизни (Гал. 3:2), и будет действовать в соответствии с верой в их жизни после обращения: «...Начавши духом, теперь оканчиваете плотию? <... > Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление ввере?» (Гал. 3:3,5).
Поэтому мы должны жить под водительством Святого Духа (Рим. 8:12—16; Гал. 5:16—26) и помышлять о делах Духа (Рим. 8:4—6). И все наше служение, какую бы форму оно ни принимало, должно совершаться силой Святого Духа.
'■■•- Вопросы для самостоятельной работы f-
1. Испытывали ли вы в прошлом затруднения, пытаясь представить Святого
Духа как личность, а не просто как присутствие некоей силы? Какие пункты в
этой главе помогли вам более живо представить Святого Духа как личность? Счи
таете ли вы, что у вас есть сознательное отношение к Святому Духу как к личнос
ти, отличной от Бога-Отца и Бога-Сына? Что могло бы вам помочь лучше осо
знать различие между членами Троииы в их отношениях с вами?
2. Ощущаете ли вы различие в том, как Отец, Сын и Святой Дух относятся к
вам в вашей христианской жизни? Если да, то можете ли вы объяснить, в чем
состоит это различие и как вы его осознаете?
'! S i
1 Более подробное обсуждение исполнения Святым Духом см. в гл. 38.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
3. Возникала ли у вас когда-либо особая уверенность в содействии Святого
Духа в конкретной ситуации служения? Как вы почувствовали в тот момент при
сутствие Святого Духа или что убедило вас в Его присутствии?
4. Какими путями осуществляется водительство Святого Духа в вашей жиз
ни? Происходит ли это главным образом (или исключительно) с помощью слов
Писания? Если да, то бывают ли случаи, когда определенные отрывки из Писа
ния представляются вам ожившими или говорящими особенно важные и убеди
тельные в данный момент вещи? Каким образом вы узнаете, когда это происхо
дит? Если водительство Святого Духа осуществляется в вашей жизни не только
через слова Писания, но и другими путями, то каковы эти пути?
5. Испытываете ли вы время от времени ощущение, что Святой Дух доволен
(или недоволен) вашим поведением? Есть ли в вашей жизни в данный момент что-
то такое, что огорчает Святого Духа? Как вы собираетесь решать эту проблему?
6. Отступил ли Святой Дух от Самсона, как только тот начал грешить (см.:
Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14)? Почему (или почему нет)? Является ли присутствие
духовной силы в чьем-либо служении гарантией того, что Святой Дух доволен
всей жизнью этого человека?
Специальные термины
в Святом Духе исполненный Святого Духа присутствие
"проявление Бога Святой Дух хула на Святого Духа
-'f Библиография
i-.i/v^un Соответствующие разделы =м<р>ф'
в евангельских систематических богословиях._..__
1. Англиканские (епископальные).__ _ ■ ■.:,
1882-1892 Litton. 242-247 й г.,,.«-,,■. p,-
1930 Thomas, 90-99 "''J -Д ■■■--*q ■■--
2. Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 2:321-336
1940 Wiley, 2:303-333 ■ ■ -■, =,
1960 Purkiser, 183-203 -ОтМ..-
1983 Carter, 1:415-472 ...Л1х к,.А'-:
3. Баптистские ' •'' ' " J1 ;1
' 1917 Mullins, 359-365 '"LrTJ^^'i
'." 1976-1983 Henry, 4:476-493; 6:370-401. '( '' ' '"['
■ ' 1983-1985 Erickson, 845-883 " ' " ": '"" U
Глава 29. Работа Святого Духа
4. Диспенсационалистские '■-■'■ Mi. 'ладу1, ■...,.arm", '..^'"
1947 Chafer, 1:397-414; 6:26-298 )! "'№■: vJoH-J '.л-йоьЧ
1949 Thiessen, 251-256 -11V ^^ j1 Ч"А ■' ■'■ ■'^-■■Л
1986 Ryrie, 341-390....................... :. wivJ\ ч,\\ 4 mv.o:l /-mlirl
5. Лютеранские
1917—1924 Piper (особый раздел отсутствует, но см. подробные статьи в
указателе: 4:391-399)
1934 Mueller, 443 ■ .,-Z jV.\ -*.",-. V Т^чУ. ^.).Я rLft^.'
6. Реформатские (или пресвитерианские) _ ' ^ ' _ '.. Т _','., _ .л
1559 Calvin, 2:537-542 (3.1) " " '.*". "'..','*
1887-1921 Warfield, SSW, 1:203-222; BD, 101-132,. Jr
1937-1966 Murray, СЖ, 1:138-142; 186-192; CW, 3:210-214 //
1938 Berkhof, 423-431 ^,,-j
7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические) *'
1988-1992 Williams, 2:137-207, 237-270 ' '"'
CooTBCTCTBjTOU«ie разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные, _.и,,
1955 Оtt (особый раздел отсутствует) ■
,->.■. 2. Написанные после II Ватиканского собора ww-w..> -...■■*
1980 McBrien (особый раздел отсутствует) ■'<■-,e-Ti ^'^' -'■■" "'
Другие работы
Bruner, Frederick Dale. A Theology of the Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1970.
Carson, D. A. Showing the Spirit: A Theological Exposition of 1 Corinthians 12—14. Grand Rapids: Baker, 1987.
Carter, Charles. The Person and Ministry of the Holy Spirit. Grand Rapids: Baker, 1974.
Caulley, T. S. "Holy Spirit". In EOT, pp. 521-527.
Gaffin, Richard В., Jr. "The Holy Spirit". WTJ 43:1 (Fall 1980), pp. 58-78.
Green, Michael. / Believe in the Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.
Hawthorne, Gerald. The Presence and the Power: The Significance of the Holy Spirit in the Life and Ministry of Jesus. Dallas: Word, 1991.
Hoekema, Anthony A. "The Role of the Holy Spirit". In Saved By Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 28-53.
Horton, S. M. JVhat the Bible Says About the Holy Spirit. Springfield, Mo.: Gospel Publishing House, 1976.
Ladd, George E. The Presence of the Future: The Eschatology of Biblical Realism. Grand Rapids: Eerdmans, 1974.
Moule, C. F D. The Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1978.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
Pache, Rene. The Person and Work of the Holy Spirit. Chicago: Moody, 1954.
Packer, J. 1. "Holy Spirit". In NOT, pp. 316-319.
Packer, J. 1. Keep in Step with the Spirit. Old Tappan, N.J.: Revcll, 1984.
Palmer, Edwin H. The Person and Ministry of the Holy Spirit. Grand Rapids: Baker, 1958.
Ryrie, С. С The Holy Spiri!. Chicago: Moody, 1965.
Smeaton, G. The Doctrine of the Holy Spirit. 2d ed. Edinburgh: T. and T. Clark, 1889.
Sproul, R. С The Mystery of the Holy Spirit. Wheaton, 111.: Tyndale, 1990.
Stolt, John R. W. Baptism and Fullness: The Work of the Holy Spirit Today. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1964.
Swete, Henry B. The Holy Spirit in the New Testament. 2d ed. London: Macmillan. 1910.
White, John. When the Spirit Comes with Power. Downes Grove, 111.: InterVarsity Press, 1988.
Wood, Leon J. The Holy Spirit in the Old Testament. Grand Rapids: Zondervan,
Отрывок для запоминания
Рим. 8:12-14: ' " '■......... J~
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом