Объяснение и обоснование в Писании. А. Вопросы, касающиеся духовных даров-<-^ "*■'. "• '»■*




А. Вопросы, касающиеся духовных даров -<-^ "*■'!"• '»■*

Прежде в систематических богословиях не помещали разделов, посвящен­ных духовным дарам, поскольку не многих в церкви интересовали вопросы о природе и использовании духовных даров. Однако в XX в. эти вопросы нача­ли привлекать к себе повышенное внимание, в первую очередь благодаря пя-тидесятническому и харизматическому движению. В этой главе мы сначала рассмотрим несколько общих вопросов, касающихся духовных даров, а за­тем исследуем особый вопрос о том, прекратились ли некоторые (чудесные) дары в наше время. В следующей главе мы рассмотрим новозаветное учение о духовных дарах.

Понятие «духовные дары» можно определить следующим образом: духов­ный дарэто любая способность, усиленная Святым Духом и используемая для служения. Это широкое определение включает в себя как дары, связанные с естественными способностями (такие, как учение, милосердие или управ­ление), так и дары, которые кажутся более «чудесными» и менее связанными с естественными способностями (такие, как пророчество, исцеление или различение духов). Павел, когда говорит о духовных дарах (см.: Рим. 12:6-8; 1 Кор. 7:7; 12:8—10,28; Еф. 4:11), перечисляет оба вида даров. И все же не все естественные способности могут быть включены в это определение, поскольку Павел ясно говорит, что все духовные дары должны быть усилены «одним и тем же Духом» (1 Кор. 12:11), что все они даны «каждому., на пользу» (1 Кор. 12:7) и что все их следует использовать для «назидания» (1 Кор. 14:26) или для со­зидания Церкви1.



\


1 Когда внешне естественные дары (такие, как учение, пожертвование, управле­ние и музыкальные способности) получают поддержку от Святого Духа, то, как правило, наблюдается возрастание эффективности и силы при их использовании. Павел говорит, что коринфяне аобогатил и с ъ» всяким словом и всяким познанием, когда обрели духов­ные дары (I Кор. 1:5—7). Любой пастор, который проповедовал в течение какого-то вре­мени, знает разницу между проповедью, произнесенной с помощью собственных «есте­ственных» способностей, и проповедью, произнесенной в помазании Святого Духа.




Часть VI. Учение о Церкви


1. Духовные дары в истории искупления. Нет никакого сомнения в том, что Святой Дух действовал в ветхозаветную эпоху, приводя людей к вере и со­вершая великие деяния в таких людях, как Моисей и Самуил, Давид и Илия. Но в целом это было менее мощное действие Святого Духа в жизни большин­ства верующих. Действенная проповедь другим народам была ограничена, изгнание бесов2 было неизвестно, чудесные исцеления были нечасты (хотя и происходили, особенно в служении Илии и Елисея), пророчества были даны нескольким пророкам или маленьким группам пророков, и люди редко обре­тали «силу воскресения» как власть над грехом (в том смысле, как это описа­но в Рим. 6:1-14 и Флп. 3:10).

Однако очень часто пророчества Ветхого Завета устремлены в будущее, в то время, когда сила Святого Духа распространится на весь народ Божий. Моисей сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29). Господь же пророчество­вал через Иоиля:

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоил. 2:28,29).

Иоанн Креститель укрепляет в народе надежду на исполнение проро­чества Иоиля, когда говорит, что после него придет некто, Кто «будет крес­тить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; ср.: Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5).

Когда Иисус начинает Свое служение, Он приносит полноту и силу Свя­того Духа. Лука пишет: «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею* (Л к. 4:14). В результате этого Он учит с великой властью (Л к. 4:15-22), исцеляет и изго­няет бесов из всех одержимых <Лк. 4:31-41). Очевидно, что Иисус пришел в великой новозаветной силе Святого Духа и победил царство сатаны.

Он говорит, что сила Святого Духа, которая действует в Нем и дает Ему власть изгонять бесов, — это признак того, что Царство Божье приблизилось: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Цар­ствие Божие»(Мф. 12:28). Оглядываясь назад, на жизнь и служение Иисуса, Иоан н говорит нам: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Однако эта новозаветная сила Святого Духа не ограни­чена только служением Иисуса. Он послал Своих учеников со словами: «При-

2 Единственное событие в Ветхом Завете, похожее па изгнание бесов, — это слу­чай, когда Давид играл на лире царю Саулу: «И отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16:23). Но Давиду приходилось делать это всякий раз. «когда дух от Бога бывал на Сауле» (там же), и это свидетельствует о том, что Саул не мог навсегда освободиться от бесовского плена.



Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы



близилось Царство Небесное» и добавил: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8). Тем не менее эта новозаветная сила Святого Духа распространялась не на всех, кто уверо­вал в Иисуса и следовал за ним, а только на Его двенадцать учеников или Его семьдесят учеников (Лк. 10:1 — 12).

Излияние Святого Духа в новозаветной полноте и силе произошло в Пя­тидесятницу. Прежде чем Иисус вознесся на небо, Он повелел Своим апосто­лам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца», а обе­щанное заключалось в следующем: «Чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4,5). Он обещал им: «Вы примете силу, ког­да сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8). Когда Дух излился на Церковь в Пятидесятницу, Петр понял, что пророчество Иоиля исполнилось, так как он сказал: «Это есть предреченное пророком Иоилем» (Деян. 2:16), а затем про­цитировал пророчество Иоиля (ст. 17—21). Петр осознал, что новозаветная сила Святого Духа сошла на народ Божий и новозаветная эпоха началась как пря­мой результат действия Иисуса на небесах. Он сказал:

Сею Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв воз­несен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, из­лил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2:32,33, курсив мой. — У. Г.).

На основании служения Иисуса и раннего служения апостолов с Иису­
сом, ученики в Пятидесятницу могли по праву ожидать, что мощная пропо­
ведь, освобождение от власти бесов, физическое исцеление и, возможно, так­
же пророчества, сны и видения начнут присутствовать среди тех, кто верует в
Христа, и что эти явления станут признаками новозаветной эпохи, которая
началась в Пятидесятницу. Еще один признак излияния Святого Духа — это
широкое распространение духовных даров среди всех людей: сыновей и доче­
рей, молодежи и стариков, слуг и служанок, как и говорил Иоиль, все полу­
чили усиление Святого Духа, и люди ожидали, что они также получат и дары
Святого Духа3. Именно это и произошло в ранней Церкви (см.: 1 Кор. 12:14;
Гал. 3:5; Иак. 5: И, 15). Уорфилд сказал:,

Мы оправданно считаем эти чудесные дары признаком апостоль­ской церкви. Исключениями являются не те церкви, где эти дары при­сутствовали, а те, в которых даров не было... Апостольская церковь была по преимуществу церковью, творящей чудеса4 (курсив мой. — У. Г.).

(Это верно независимо оттого, какого взгляда человек придерживает­
ся относительно продолжения действия чудесных даров в послеапостоль-
ское время.) ■■■' ■..

! О крещении Святым Духом см. в гл. 38. 1 В. В. Warfield, Counterfeit Miracles, p. 5.



Часть VI. Учение о Церкви


2. Цель духовных даров в новозаветную эпоху. Духовные дары даются ве­рующим для того, чтобы дать Церкви возможность осуществлять свое слу­жение до тех пор, пока не возвратится Христос. Павел говорит коринфянам: «Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Гос­пода нашего Иисуса Христа» (I Кор. 1:7). Здесь он связывает обладание ду­ховными дарами с их статусом в истории искупления (ожидание возвраще­ния Христа), подразумевая, что духовные дары даны Церкви на период между вознесением Иисуса и Его возвращением. Павел смотрит в будущее, в то вре­мя, когда возвратится Христос, и говорит: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:10). Он указывает также, что эти дары — нечто, существующее лишь «отчасти» (о них говорится в ст. 8, 9), — будут действовать только до возвращения Христа, после чего они будут заме­нены на нечто несравненно большее5. И в самом деле, излияние Святого Духа «в силе» в Пятидесятницу (Деян. 1:8) дало Церкви возможность проповедо­вать Евангелие (Деян. 1:8), — а проповедь Евангелия будет продолжаться до возвращения Христа. Павел напоминает верующим, что в испол ьзовании ду­ховных даров они должны стремиться «обогатиться ими к назиданию церк­ви» (1 Кор. 14:12). И наконец, он уточняет, что когда Христос вознесся на небо, Он дал дары «к совершению святых, надело служения, для созидания тела Хри­стова» (Еф. 4:12).

Однако духовные дары не только «совершают» Церковь до того времени, когда возвратится Христос, они также предвещают будущий век, Павел напо­минает коринфянам, что они «обогатились» всяким словом и всяким позна­нием, и поэтому у них нет «недостатка ни в каком даровании» (1 Кор. 1:5,7). Конечно, это обогащение в слове и познании не дало им совершенства речи и знания, доступные на небесах, это было лишь предвкушение небесного со­вершенства. Павел также напоминает коринфянам, что духовные дары —это нечто, что дано нам лишь «отчасти», а когда возвратится Христос, придет «со­вершенное», тогда дары прекратятся (1 Кор. 13:10). Сам Святой Дух в этом веке — лишь «залог» (2 Кор. 1:22; ср.: 2 Кор. 5:5; Еф. 1:14) более полной рабо­ты Святого Духа в грядущем веке, также и дары Святого Духа дают нам лишь частичное предвкушение более полного действия Святого Духа в грядущем веке.

Итак, дары проницательности и интуиции дают лишь предварительное представление о том, какой проницательностью мы будем обладать, когда воз­вратится Христос. Дары знания и мудрости дают предварительное представ­ление о той гораздо большей мудрости, которой мы будем обладать, когда мы познаем, «как мы познаны» (ср.: 1 Кор. 13:12). Дар исцеления дает нам пред­варительное представление о совершенном здоровье, которым мы будем об­ладать, когда Христос дарует нам воскрешенные тела. Подобные параллели могут быть проведены is отношении всех новозаветных даров. Даже разно-

5 Такая интерпретация I Кор. 13:10 более подробно аргументируется is подразд. Б.



Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы




образие даров может вести к большему единству Церкви и к большей взаимо­связанности ее членов (см.: 1 Кор. 12:12,13,24,25; Еф. 4:13), и это единство в разнообразии само по себе является предвкушением грядущего, единства ве­рующих на небесах. -Е:КтМ1-Гй

3. Сколько существует даров? Ъ новозаветных посланиях духовные дары перечисляются в шести различных отрывках..,.....

■:#щн

■::Л.

i.fl-tVr j. ,M.

6 Строго говоря, апостольство — это не дар, а служение (об апостольском служении см. в гл. 48). /s1-хвй-татами-по 6rntiv «ни э; гш*'* вига:1' -■'- ^.^мьЧчжч^Л -.г1^ ■■■ .'л


1 Кор. 12:28

апостолы6

пророки

учителя

силы чудодейственные

дары исцелений

вспоможение ч'-:

управление

разные языки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: