У
пророчество
служение.i.-*v.eir-<>p ■<":■ ■■":
учение
увещевание. -1. '-:.
i ■:*.■ rt
раздаяние п;&>и. •
начальство ■■аи.аш-хептлу.'.п^м благотворительность л ' н, ■■,
kt-V.) i.
1 Кор. 7:7 'fvX* '•'.
брак n":t''
безбрачие.....,.,^-,-.,.,,,■-:
лУ. i -MifKL! АР.'чГ.ОП АГ-Я../.' ■ "Л1 /'■
1 Пет. 4:11
говорит ли кто... (включает в себя многие дары)
служит ли кто... (включает в себя многие дары)
>, ■)
Часть VI. Учение о Церкви
-< Все списки разные. Ни в одном не приведены все дары, и ни один дар, кроме пророчества, не упомянут во всех списках (пророчество не упомянуто в 1 Кор. 7:7, где речь идет только о браке и безбрачии, но пророчество явно подразумевается в выражении «говорит ли кто» в 1 Пет. 4:11). В 1 Кор. 7:7 упоминаются два дара, которых нет ни в одном другом списке: в контексте, повествующем о браке и безбрачии, Павел говорит: «Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе».
Эти факты указывают на то, что Павел не стремился составить полный список даров, когда упоминал о них. Хотя иногда мы и наблюдаем признаки некоторой упорядоченности (в 1 Кор. 12:28 первыми он упоминает апостолов, затем пророков, третьими — учителей, а языки — в последнюю очередь), но в целом Павел приводит случайные примеры различныхдаров, которые приходили ему в голову.
|
|
Кроме того, между этими списками есть пересечения. Несомненно, дар управления (Kvpepvri<Ji<;, 1 Кор. 12:28) сходен с даром начальства (о лроющгеюд, Рим. 12:8), и, возможно, оба термина могли обозначать многих людей, которые были также пастырями и учителями (Еф. 4:11). Кроме того, в одних случаях Павел называет действие, а в других — соответствующее существительное, которое обозначает человека (как, напр., «пророчество» в Рим. 12:6 и! Кор. 12:10, но «пророк» в 1 Кор. 12:28 и Еф. 4:11)'.
7 Здесь следует кое-что сказать о соотношении между дарами и различными церковными служениями. Когда мы просматриваем эти списки, то в некоторых случаях ясно, что Павел называет конкретный дар {как, напр., исцеление, управление или языки), а в других случаях он называет людей, которые обладают этими дарами (как, напр., апостолы, пророки или евангелисты). В некоторых списках названы только сами дары (как, напр., в 1 Кор. 12:8—10), тогда как в других называются только люди, которые обладают этими дарами (как, напр., в Еф. 4:11 или 1 Пет. 4:11). При этом некоторые списки — смешанные, в них называются как дары, так и люди, которые ими обладают (как, напр., в Рим. 12:6-8 и 1 Кор. 12:28).
Кроме этого, следует провести еще одно разграничение: в тех случаях, когда Павел называет людей, он иногда имеет и виду официально признанное служение в церкви («апостолы* или «пастыри-учителя»). Можно предположить, что люди начинают исполнять свое служение после того, как получают формальное признание всей церкви (в случае пастора [или пресвитера] это называется «рукоположением» или «введением в должность»). Но в других случаях, хотя назван человек, нет необходимости считать, что здесь имело место официальное признание или введение в должность перед всей церковью. Это справедливо в случаях «увещевающего», «раздающего» и «благотворителя» в Рим. 12:6-8. В Новом Завете нет определенных указаний на то, что евангелисты или пророки были утверждены в церкви на официально признанное служение, и, возможно, слово «пророк» означает просто человека, который регулярно пророчествовал с явным благословением для церкви. Слово «евангелист» также, вероятно, означает тех, кто регулярно и эффективно действовал в сфере проповеди (слово ef^EAianjg, «евангелист», в англоязычной традиции принято понимать как «проповедник», откуда и английское слово evangelism. — Примеч. пер.), а слово «учителя» могло обозначать как тех, кто нес формаль-
|
|
Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы
Другая причина полагать, что Павел мог бы составить и гораздо более пространные списки, если бы захотел, заключается в том, что некоторые из перечисленных даров получат разное выражение в разных людях. Безусловно, дар служения (Рим. 12:6) или вспоможения (1 Кор. 12:28) в различных ситуациях будет принимать различные формы. Некоторые люди могут служить или помогать, давая мудрые советы, другие — приготовляя пищу, третьи — заботясь о детях или о престарелых, четвертые — давая профессиональные юридические, медицинские или финансовые консультации в церкви, когда в этом возникает необходимость. Эти дары весьма разнообразны. Среди тех, кто обладает даром проповедничества, некоторым особенно хорошо удается проповедовать лично, в своем ближайшем окружении, другие служат через написание исследований и христианской литературы, а третьи участвуют в массовых кампаниях и общественных встречах. Кто-то прекрасно проповедует по радио или по телевидению. Эти проповеднические дары не одинаковы, хотя все они подпадают под широкое определение «евангелист, проповедник». То же самое можно сказать о даре учительства и управления8. Все это означает, что один и тот же дар в разных людях проявляется по-разному.
Так сколько же существует даров? Ответ зависит от того, насколько далеко мы зайдем в наших уточнениях. Мы можем составить очень короткий список из двух даров, как это делает Петр: «Говорит ли кто...» и «Служит ли кто...» (1 Пет. 4:11). В этот список, состоящий всего из двух пунктов, Петр включает все дары, упомянутые во всех других перечислениях, поскольку все они подпадают л ибо под одну, либо под вторую категорию. С другой стороны, мы могли бы исходить из ветхозаветных служений пророка, священника и царя и составить список из трех категорий: пророческие дары (в широком смысле) включали бы в себя учение, ободрение, увещевание и обличение. Священнические дары подразумевали бы все то, что связано с милосердием и заботой о нуждающихся или ходатайством перед Богом (такие, как говорение на языках). Царские дары включали бы в себя все, что касается правления и порядка в церкви.
Можно составить другую классификацию: дары знания (такие, как различение духов, слово мудрости и слово знания), дары силы (такие, как исцеление.
но признанное служение учительства в церкви, возможно, в сочетании со служением пресвитера, и тех, кто учительствовал а менее формальном смысле, но регулярно и успешно учил в небольших группах.
Для удобства мы будем продолжать говорить об этих списках как о списках «духовных дарово, хотя и будем помнить, что в них включены как сами духовные дары, так и люди, обладающие этими дарами. Поскольку и сами дары, и люди даны Церкви Иисусом Христом, то вполне неуместно назвать и дары, и людей в разных частях этих списков.
|
|
8 См. прекрасное изложение этой темы: John R. W. Stott, Baptism and Fullness: The Workoflhe Holy Spirit Today {Downers Grove, 111.: lntcrVaisity Press, 1964), p. 88, 89.
Часть VI. Учение о Церкви
чудотворение и вера) и лары речи (языки, истолкование и пророчество)9. И вновь мы могли бы составить гораздо более пространный список, как приведенный выше. Но даже этот список не включает в себя все возможные дары (ни в одном из списков нет ходатайстве иной молитвы, напр., которая может быть отнесена к дару веры, но не является тем же самым, что дар веры; ни в один список не включены музыкальные дары, также ни водном из них не упомянуто изгнание бесов, хотя Павел должен был знать, что некоторые христиане в этом более преуспели, чем другие). И если мы хотели бы выдел ить разные виды служения, управления, проповеди или учительства, то легко могли бы получить список из пятидесяти или даже ста пунктов10.
Суть здесь заключается в том, что Бог дарует Церкви поразительное разнообразие духовных даров, и все они являются признаками Его разнообразной благодати. Вот что говорит Петр: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет 4:10; слово «многоразличный» — это перевод греческого ttolkiXo, которое означает: «имеющий много граней или аспектов; очень разнообразный»).
Практический вывод из всего сказанного таков: мы должны признавать и ненить людей, чьи дары отличаются от наших собственных и могут отличаться от наших представлений о том, как должны практически выглядеть те или иные дары. Более того, в здоровой церкви будет очень много даров, и это разнообразие будет вести не к расколам, а, напротив, к большему единству верующих. Суть аналогии Павла между Церковью и Телом со многими членами (1 Кор. 12:12-26) заключается в том, что Бог поместил нас в одно тело, в котором есть все эти различия, для того, чтобы мы зависели друг от друга. «Не может глаз сказать руке: „ты мне не надобна"; или также голова ногам: „вы мне не нужны". Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее* (1 Кор. 12:21,22; ср. ст. 4—6). Мнение о том, что мы будем едины, если теснее сплотимся с теми, кто отличается от нас, противоречит мирским представлениям об обшении. Но именно это хочет сказать Павел в 1 Кор. 12, показывая нам славу мудрости Бога, Который никому не позволяет обладать всем и дарами, необходимыми для Церкви, и требует, чтобы мы зависели друг от друга, чтобы Церковь функционировала должным образом.
|
|
9 Эта классификации заимствована из книги: Dennis and Rita Bennett, The Holy Spirit and You (РЫппеЫ,1Я.}.: Logos Internationa], 1971), p. 83. Бсннетты основываются на дарах откровения, дарах силы и дарах вдохновения, или общения, и. в очличие от меня, перечисляют их в обратном порядке.
1(1 Тот факт, что дары можно классифицировать очень по-разному, позволяет нам утверждать, что для целей преподавания пригодны различные типы классификаций, но мы должны остерегаться утверждать, что только одна классификация или один способ перечисления является правильным, поскольку Писание не ограничивает нас одним образном классификации.
■г ^lfl!hVii'mi4i»»*JW
Глава 5!. Духовные дары. Общие вопросы
4. Дары могут различаться по своей силе. Павел говорит, что если мы имеем дар пророчества, то должны использовать его «помере веры» (Рим. 12:6), указывая тем самым, что дар может быть более или менее развит у разных людей или в одном и том же человеке в различные периоды времени. Вот почему Павел напоминает Тимофею: «Не неради о пребывающем о тебе даровании» (1 Тим. 4:14); «По сей причине напоминаю тебе возгреватьдар Божий» (2 Тим. 1:6). Вероятно, дар Тимофея ослаб, по-видимому, из-за нечастого употребления, и Павел напоминает Тимофею о том. чтобы он не оставлял свой дар в небрежении, но использовал его, и тем самым усиливал. И в этом нет ничего удивительного, если мы знаем, что многие дары возрастают в силе и эффективности, если их употребляют, — такие, как проповедь, учительство, ободрение, управление и вера. У Аполлоса был сильный дар проповеди и учения— ибо мы читаем, что он был «сведущий Гили „мощный", грсч. Sui/атб ]в Писаниях» (Деян, 18:24). Сам же Павел, вероятно, имел и часто использовал очень действенный дар говорения на языках, так как он говорит: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» (I Кор. 14:18}".
Все эти тексты показывают, что духовные дары могут различаться по силе. Если мы размышляем о том или ином даре: об учительстве или проповеди, о пророчестве или исцелении, то мы должны понимать, что в любой общине наверняка найдутся люди, которые будут очень действенно при менять эти дары (возможно, потому что они дол го их использовали и приобрели определенный опыт); найдутся также и другие, умеренно сильные в том или ином даре, и такие, кто, вероятно, обладает этим даром, но только еще начинает использовать его. Это различие в силе духовного лара — результат сочетания божественного и человеческого влияния. Божественное влияние — это работа Святого Духа, Который действует, «разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Человеческое влияние заключается в опыте, тренировке, мудрости и естественной способности использовать тот или иной дар. Обычно невозможно узнать, в какой пропорции человеческое и божественное влияния сочетаются втом или ином случае, да этого и не нужно знать, поскольку даже те способности, которые мы считаем «естественными», —даны нам Богом (1 Кор. 4:7) и находятся под Его властью (о Божьем провидении и человеческой ответстпенноети см. в гл. 15).
Но тогда хочется спросить, насколько сильной должна стать способность, чтобы ее можно было назвать духовным даром? Например, насколько способным учителем должен стать человек, чтобы о нем можно было сказать, что он обладает даром учительства? Или насколько действенным проповедником должен стать человек, чтобы признать, что он обладает даром проповеди?
11 См. также: 1 Кор. 13:1-3, где Павел приводит примеры некоторых даров, доведенных до самого высшего предела, использует эти примеры для того, чтобы показать, что даже такие дары без любви не приносят никакой пользы.
Часть VI. Учение о Церкви
Или как часто молитвы об исцелении должны получать ответ, прежде чем о человеке скажут, что он имеет дар исцеления?
Писание не отвечает на этот вопрос прямо. Но Павел говорит об этих дарах как о чем-то полезном для назидания Церкви (1 Кор. 14:12), а Петр считает, что каждый человек, получивший дар, должен помнить о том, что дары следует использовать, служа «друг другу» (1 Пет. 4:10). Следовательно, можно предположить, что и Павел, и Петр считали дары достаточно сильными способностями, которые должны служить благу Церкви, — как всей общиие (пророчество и учение), так и отдельным людям (вспоможение или увещевание).
Вероятно, в этом вопросе не может быть проведена четкая линия, но Павел все же напоминает нам, что не все обладают всеми дарами или даже одним даром. Он достаточно четко это формулирует в серии вопросов, на каждый из которых предполагается отрицательный ответ: «Всели Апостолы? всели пророки? все ли учители? всели чудотворцы? всели имеют дары исцелений? все ли говорят языками? всели истолкователи?» (1 Кор. 12:29,30).
Из греческого текста (в котором перед каждым вопросом стоит частишь?/) совершенно очевидно, что ответ на все вопросы должен быть отрицательным. Поэтому не все являются учителями, например, и не все обладают даром исцеления, и не все говорят языками.
Но хотя и не все обладают даром учительства, верно, что все люди могут «учить» в определенном смысле этого слова. Даже тс, кто и не мечтает о преподавании в воскресной школе, читают библейские истории своим детям и поясняют им значение этих историй — ведь Моисей заповедал израильтянам (Втор. 6:7) излагать своим детям слово Божье, когда они находятся дома или идут по дороге. Поэтому мы должны сказать, что, конечно, не все обладают даром учительства, но некоторая общая способность учить, связанная с даром учительства, принадлежит всем христианам. Иначе эту мысль можно выразить так: неттакого духовного дара, который был бы у всех верующих, но существуют некие общие способности, сходные со всеми дарами, которые есть у христиан.
Это видно на примере целого ряда даров. Не у всех христиан есть дар проповеди, но все христиане имеют способность поделиться Евангелием со своими ближними. Не все христиане имеют дар исцеления (как мы увидим ниже, в паши дни многие даже утверждают, что подлинным даром исцеления теперь не обладает никто), и все же каждый христианин может молиться Богу об исцелении своих больных друзей или родственников, и делает это. Не каждый христианин имеет дар веры, но каждый верующий в определенной степени обладает верой, и м ы ожидаем, что она будет возрастать в процессе нашей христианской жизни.
М ы даже можем сказать, что другие дары, такие, как пророчество и говорение на языках, не только различны по своей силе в каждом конкретном случае, но также имеют соответствия в некоторых общих способностях, которые мы обнаруживаем в жизни каждого христианина. Например, если мы пони-
Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы
маем пророчество (в соответствии с определением, данным в гл. 52) как «передачу того, что Бог внезапно приводит нам на ум», то, конечно, не все обладают этим даром. Ведь не все осознают то, что Бог говорит нам, с такой ясностью и силой, чтобы свободно рассказать об этом в собрании христиан. Однако каждый христианин изредка чувствует, что Бог говорит ему о необходимости молиться задруга, находящегося вдали, или написать кому-то слово ободрения, или позвонить, а позже выясняется, что именно это и было необходимо как раз в тот самый момент. Не многие стали бы отрицать, что Бог неожиданно, Своей властью, дает нам эти мысли, хотя это и нельзя назвать даром пророчества. Скорее всего, это способность получить направление или водительство от Бога, присущая всем христианам, которая напоминает дар пророчества, хотя и действует значительно слабее.
С этой точки зрения мы можем рассматривать даже говорение на языках. Если мы считаем говорение на языках модитвой, заключающейся в произнесении слов, которые не понимаетсам молящийся (см.: 1 Кор. 14:2,14;этот вопрос рассматривается в гл. 52), тогда не каждый христианин имеет дар говорения на языках (и вновь следует сказать, что некоторые христиане утверждают, что в наши дни этим даром больше никто не обладает). Но мы должны согласиться, что каждый христианин иногда молится не только вразумительными словами, но также вздохами, стонами или плачем, и, как это знает верующий, Господь слышит и понимает те тревоги и заботы нашего сердца, которые мы не можем выразить словами (ср.: Рим. 8:26,27). Но мы не должны называть это даром говорения на языках. Скорее всего, это общая способность, присутствующая в нашей христианской жизни, которая каким-то образом связана с этим даром. Ведь идет речь о молитве, выраженной таким образом, что мы не можем понять се полностью, и тем не менее Святой Дух делает так, что Бог слышит эту молитву.
Суть изложенных аргументов заключается в том, что духовные дары нельзя считать чем-то мистическим и «потусторонним», как иногда полагают. Многие из них — это просто усиленные или в высшей степени развитые способности, которыми обладает большинство христиан. Есть и еще один важный вывод. Получая дары от Бога, мы должны совершенствоваться в их применении, чтобы церковь могла в полной мере пользоваться благами от тех даров, носителями которых нас сделан Бог.
И наконец, дар того или иного человека (напр., такой, как учительство или управление) может слабо проявляться в большой церкви, где уже есть люди, у которых этот дар хорошо развит, но в более молодой и менее многолюдной церкви его дар будет активно действовать на благо всей общины.
5. Христиане обладают дарами временно или постоянно? Похоже, что в большинстве случаев в Новом Завете речь идет о постоянном обладании духовными дарами. Аналогия с частями тела в I Кор. 12:12-26 подтверждает
Часть VI. Учение о Церкви
это, поскольку в ней глаз не становится рукой, а ухо — ногой, но все члены постоянно существуют в теле13. Кроме того, Павел говорит, что некоторых людей называют «пророками», или «учителями» (1 Кор. 12:29), или «евангелистами» (Еф.4:11), имея в виду их постоянные функции. Следовательно, эти люди обладают постоянным даром пророчества, учительства и проповеди, если только из-за каких-то необычных обстоятельств эти дары не утрачиваются. А когда Павел говорит об истолкователях иных языков (1 Кор. 14:28), он предполагает, что в общине есть человек, имеющий дар истолкования в течение определенного времени. Когда Павел говорит: «Если кто почитает себя пророком» (1 Кор. 14:37), он знает, что в Коринфе естьтакиелюди, которые пророчествуют достаточно часто. Все эти стихи указывают на постоянное или, по крайней мере, длящееся определенное время действие даров.
И в самом деле, в Рим. 12 Павел начинает фразу следующим образом: «И как, поданной нам благодати, имеем различные дарования...» (Рим. 12:6). АТи-мофею он говорит: «Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1 Тим. 4:14), вновь указывая на то, что Тимофей обладал определенным даром в течение некоторого времени. Итак, в Новом Завете достаточно указаний на то, что люди обладал и духовными дарами и использовали их в течение своей христианской жизни.
Тем не менее следует сделать несколько важных оговорок, поскольку в некотором отношении дары не являются постоянными. Есть такие дары, которые непостоянны по самой своей природе, например, дар брака и безбрачия (1 Кор. 7:7). Хотя Павел и называет их дарами, в жизни большинства верующих существуют промежутки времени, в течение которых они неженаты (не замужем), и периоды, в течение которых они женаты (замужем). Кроме того, некоторые дары, хотя и используются весьма часто, не могут использоваться пожеланию. Действенность дара исцеления, например, зависит от верховной власти Бога в ответ на молитву о выздоровлении. Также и пророчество зависит от дарования «откровения* (1 Кор. 14;30)отБогаи не может быть осуществлено по желанию человека, обладающего этим даром. То же самое может быть сказано даже о даре проповеди: ведь от Святого Духа зависит, будет ли человек перерожден и придет ли он к вере, поэтому проповедник может молиться и проповедовать, но только Бог может совершить жатву душ.
В других случаях тот или иной дар может быть дан только в конкретной или специфической ситуации. Например, к Самсону в конце его жизни возвратились силы (хотя это и не является духовным даром в i ювозавстном смыс-
13 Мы, Конечно, йе должны заходить слишком далеко а нашей интерпретации ме
тафоры тела, поскольку люди действительно получают новые дары, и Павел даже поощ
ряет верующих к тому, чтобы они стремились получить дополнительные духовные дары
(1 Кор. 14:1). Но эта метафора предполагает определенную степень стабильности или по
стоянства в обладании даром.... ч
Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы
I, но все члены ■1то некоторых), или «еиаиге-овательно, эти роповсди,если утрачиваются. Сор. 14:28), он пкования вте->почитаетсебя поди, которые хугоянное или,
(м образом: «И лм. 12:6).АТи-1»(1Тим.4:14), [ром в течение ний на то, что своей христи-
<, поскольку в 1киедары, кока и безбрачия инства верую ->ни неженаты [ужем). Кроме эгутиспользо-швиситотвер-и пророчество эжет быть осу-)же самое мо-зависит, будет ник может мо-'Душ.
в конкретной то жизни воз-шетном смыс-
"ерпретации ме-1велдаже поощ-; духовные дары льностиили по-i ■
ле) ради одного решающего момента (Суд. 16:28). В Новом Завете удивительное откровение Стефану, когда он, «будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божиго и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55),-было проявлением Духа, дарованного ему только в этот конкретный момент.
Дар может быть потерян и по причине небрежения, когда человек таким образом печалит Святого Духа или впадает в серьезное доктринапьное или моральное заблуждение. Павел предостерегал Тимофея: «Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1 Тим. 4:14). И, возможно, о том же самом говорится в притче о талантах: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29)п.
Кроме того, мы должны помнить, что Святой Дух свободен враспределении даров: Он разделяет «каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Слово, переведенное здесь как «разделяет», — это принцип, который обозначает деятельность, происходящую во времени. Можно перефразировать это выражение так: «Святой Дух всегда продолжает распределять или разделять дары каждому человеку лично так, как Он того желает». Это означает, что Святой Дух, руководствуясь своим и причинами, может лишить человека дара на какое-то время или сделать его более сильным или слабым.
И наконец, в 1 Кор. 13:8-13 (этот отрывок будет рассмотрен ниже) показано, что те дары, которыми мы обладаем, будут длиться только в этом веке и впоследствии будут заменены чем-то гораздо более великим. Поэтому в данной перспективе ни один дар не является «постоянным», поскольку любой дар станет бесполезным, когда возвратится Господь.
В дискуссии о том, являются ли дары постоянными, или временными, иногда упоминается Рим. 11:29: «Ибо дары и признание Божие непреложны». Однако использование этого стиха здесь кажется неуместным, поскольку Павел говорит о статусе еврейского народа, в том числе об их призвании как народа Божьего и о дарах или благословениях, которые являются следствием этого статуса. Здесь Павел доказывает, что Бог все еще думает о народе Израиля, но вопрос о дарах Святого Духа (в том смысле, как об этом сказано в 1 Кор. 12:14) в Рим. 11:29 не подразумевается. И вполне очевидно, что при неверном использовании даров, небрежении или огорчении Святого Духа Бог Своим решением может уменьшить действие дара ил и лишить его совсем.
6. Дар — это чудо или нет? Ответ на этот вопрос зависит от определения слова «чудо». Если мы определяем «чудо» как «прямое действие Бога в мире», то все духовные дары чудесны, поскольку они усиливаются Святым Духом (1 Кор. 12:11; ср. со ст. 4-6). Но в этом смысле все, что происходит в мире,
п Хотя главная тема этой притчи — воздаяние на последнем суде, вес же здесь поощряется и использование всего того, что было дано человеку, так что мы можем надеяться, что Бог будет относиться к нам именно таким образом и в этой жизни.
Часть VI. Учение о Церкви
может быть названо чудом, поскольку все приводится в действие Божьим про-мыслом (см.: Еф. 1:11; Дан. 4:35; Мф. 5:45)14. Поэтому слово «чудо» теряет свою полезность, так как очень трудно найти нечто, происходящее в мире и не чудесное в этом смысле слова.
Лучше определить понятие «чудо» в более узком смысле, как мы сделали это в гл. 16: чудо — это «менее частое действие Бога, которым Он вызывает страх и изумление в сердцах людей и свидетельствует о Себе». И тогда только некоторые дары, те, которые изумляют людей и о которых люди думают, что они даны Богом чудесным образом, можно считать чудом. Безусловно, к этой категории следует отнести пророчество (отметим изумление неверующего в 1 Кор. 14:24,25), исцеление (откликлюдей в Деян. 3:10 и др.), изгнание бесов (см.: Дсян. 19:11 —13,17) и говорение на языках, если это иностранный язык, который понимают другие люди (см. описание событий в Пятидесятницу в Деян. 2:7). Возможно, и другие исключительные явления могут быть отнесены к чудотворным дарам (1 Кор. 12:10).
Сдругой стороны, с точки зрения этого определения, некоторые дары не воспринимаются как чудесные. Дары служения, наставления, увещевания, раздаяния и благотворительности (в Рим. 12:7,8) подпадают именно под эту категорию, как и дары тех, кто действует в качестве помощника и управителя {1 Кор. 12:28). Но все тот же Святой Дух дает эти дары и действует через них.
Суть этого анализа заключается в том, что нам не следует делить дары на естественные и сверхъестественные. В Библии подобное разграничение не проводится. Опасность этого разделения заключается в том, что мы можем решить, будто некоторые дары, которые мы считаем «сверхъестественными», более важны, и недооценивать те дары, которые считаем «естественными». Если мы будем так поступать, то перестанем видеть руку Божью в действии всех даров и не будем благодарить Бога за вес дары без исключения.
С другой стороны, это можетпородить в нас недоверие к «сверхъестественным» дарам, и мы решим, что вероятность действия таких даров в нашей жизни очень мала. В этом случае мы будем с большим вниманием относиться к тем дарам, которые считаем «естественными», и не слишком надеяться на явление «сверхъестественных» даров.
Писание же говорит, что «все» дары действуют в нас одним и тем же Святым Духом и тем же Богом (1 Кор. 12:4-6). Картина мира, которую мы видим в Писании, — это постоянное взаимодействие между видимым мирим, который мы можем видеть и осязать, и невидимым мирим, о котором Писание говорит как о вполне реальном. Богдействуетвобоих мирах, и мы оказываем себе и церкви очень скверную услугу, разделяя эти аспекты творения на «сверхъестественные» и «естественные».
14 Различные определения понятия «чудо» см. в гл. 16.
15 Утвержу
ствие Божьим про-чово «чудо» теряет входящее в мире и
:де, как мы сделали эрым Он вызывает 5е». И тогда только к люди думают, что Безусловно, к этой шч неверующего в р.), изгнание бесов ностранный язык, в Пятидесятницу в могут быть отнесе-
я, некоторые дары [ения, увещевания, ют именно под эту дайка и управителя:йствует через них. [уст делить дары на граничение не про-
что мы можем ре-^естественными»,
«естественными».
Божью в действии
слючения.
(. «сверхъестествен-
lapon в нашей жиз-
нием относиться к
ж надеяться на яв-
игамитемжеСвя-которуюмы видим имыммиром, кото-гором Писание го-ix, и мы оказываем |екты творения на
I
Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы
И последний вопрос: должны ли мы искать необычных, чудесных даров, или нам следует стремиться к обыкновен ным дарам? И вновь можно сказать, что Писание не проводит подобного разделения. Павел говорит коринфянам: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12). Это означает, что нам следует выяснить, какие дары более всего нужны той церкви, которую мы посещаем, а затем молиться о том, чтобы Богдан эти дары нам или другим людям. Считаются эти дары чудес ны-ми или нет — нсимеетникакогозначения15. ч;>!ч1«(де<ть1 чгирЯ" -"*&■«»=■'■■ -■*'■■■
7. Открытие и поиск духовных даров. Судя по всему, Павел предполагал, что верующие знают, что такое духовные дары. Он просто предлагает членам римской церкви использовать свои дары по-разному: «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры... раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:6—8). Также и Петр просто говорит своим читателям, чтобы они использовали свои дары, но ничего не говоритотом, как открыть эти дары: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией»(1 Пет. 4:10).
Но если многие члены церкви не знают, какой духовный дар или дары Бог им дал? В подобном случае руководителям церкви следует задуматься, достаточно ли возможностей предоставляют они для использования разнообразных даров. Хотя списки даров, приводимые в Новом Завете, и неполные, они, вне всякого сомнения, дают хорошую точку отсчета. Если Бог поместил в какую-то церковь людей с определенными дарами, но этих людей не поощряют к применению своих даров ил и даже не позволяют им делать это, то люди почувствуют разочарование и, возможно, перейдут в другую церковь, где у них появится возможность действовать на благо церкви.
Если люди не знают свои дары, то прежде всего им следует задуматься о том, какие нужды существуют в их церкви и какие возможности есть для служения. В особенности следует подумать о дарах, более всего необходимых для назидания церкви именно в этот момент. Кроме того, каждый верующий должен исследовать себя, чтобы понять свои интересы, желания и способности. Возможно, другие люди смогут дать ему совет или наставление, которое указало бы на какой-то конкретный дар. Стоит подумать, может быть, в прошлом было благословение на какое-то конкретное служение? Человек, который стремится открыть свой дар, должен молиться и просить у Бога мудрости, с уверенностью в том, что она будет ему дарована в соответствии с Божьим обетованием: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь...» (Иак. 1:5,6). Иногда Бог дарует мудрость для более точного
15 Утверждение, что нам не следует искать чудесных даров, см, в гл. 16.
Часть VI. Учение о Церкви
осознания собственных способностей. Б других случаях может помочь совет людей или возрастающее благословение в той или иной сфере служения. Павел указывает, что относительно конкретного дара может быть дано пророчество; он говорит Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).
И наконец, человек, который задумывается о духовных дарах, должен просто попробовать служение в разных сферах и посмотреть, где Бог приносит ему благословение. Преподавание в воскресной школе или ведение домашних занятий по изучению Библии прекрасно поможет развить дар учительства. В каждой общине есть возможности для использования дара проповеди. Люди, которые полагают, что они обладают даром исцеления, могут просить пресвитеров позволить им присутствовать при молитве о больных. Дары веры и ходатайственной молитвы можно использовать, молясь за особые нужды христиан. Во всем этом церковь должна поддерживать людей и давать им возможность попробовать себя в использовании различных даров, а также наставлять и обучать правильному использованию даров. Кроме того, церкви должны постоянно молиться о том, чтобы Бог позволил людям увидеть свои дары и использовать их. Цель в том, чтобы Тело Христово в каждом конкретном месте созидалось, ибо «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16).
Отдельно стоит вопрос о стремлении к дополнительным дарам. Павел повелевает христианам: «Ревнуйте о дарах больших» (1 Кор. 12:31), а позднее говорит: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1). В этом контексте Павел поясняет, что он имеет в виду, говоря «большие дары» или «превосходные дары», так как в 1 Кор. 14:5 он повторяет слово, употребленное им в 12:31 и переведенное как «большие» (греч. це1(ыи): «Пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (1 Кор. 14:5). Здесь ^превосходные дары» — это те, которые наилучшим образом служат к назиданию церкви. Это согласуется с утверждением Павла, которое находим несколькими стихами ниже: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12). Превосходные дары — это те дары, которые в большей степени назидают церковь и приносят больше пользы другим людям.
Но каким образом нам следует искать еще больших духовных даров? Прежде всего, мы должны просить их у Бога. Павел прямо указывает: «Говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования» (1 Кор. 14:13; ср.: Иак. 1:5, где Иаков говорит, что людям следует просить у Бога мудрости). Кроме того, люди, которые стремятся получить дополнительные духовные дары, должны руководствоваться правильными мотивами. Если духовных да-
т
Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы
ров ищут только для того, чтобы поднять свой престиж или обладать еще большим влиянием и властью, то это, безусловно, неверно в глазах Божьих. Таковы были устремления Симона-волхва (Деян. 8:19), когда он сказал: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (см. обличение Петра в ст. 21,22). Также Анания и Сапфира искали славы для себя самих, когда сделали вид, что отдают церкви всю прибыль от продажи своей земли, но это было неправдой, и Анания и Сапфира погибли (Деян. 5:1 — 11). Ужасно желать духовных даров или влияния в церкви только для собственной славы, а не для прославления Бога и помощи другим. Поэтому те, кто ишет духовных даров, должны задуматься о своем отношении к ним, так как те, кто имеет великие духовные дары, но «любви не имеет», «ничто» в глазах Бога (ср.: 1 Кор. 13:1—3). Поэтому Павел и говорит: «Достигайтелюбви», и только после этого добавляет: «Ревнуйте о дарах духовных» (1 Кор. 14:1). Он вновь говорит о том же и в другом месте: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (\ Кор. 14:12), Каждый человек, просящий у Бога дополнительного духовного дара, должен часто обращаться к своему собственному сердцу и спрашивать себя, почему он так желает получить этот дар. Действительно ли из любви к другим, из желания назидать церковь и прославить Бога?
После этого уместно искать возможности попробовать себя в использовании дара, так же как и в том случае, когда человек пытается открыть в себе дар, как это описано выше. Небольшие домашние группы по изучению Библии и молитвенные собрания часто обеспечивают необходимые условия; здесь люди могут попробовать реализовать свои дары учительства, ходатайствен-ной молитвы, увещевания, пророчества или исцеления.
И наконец, те, кто ищет дополнительных духовных даров, должны продолжать использовать те дары, которые у них уже есть, и довольствоваться ими, если Бог предпочитает не давать им новых даров. Хозяин похвалил раба, чья мина «принесла десять мин», но осудил того, который хранил мину и никак ее не применил (Лк. 19:16,17,20—23), — это явно говорит, что мы ответственны за использование и преумножение тех талантов и способностей, которые Бог дал нам как Его служителям.
Чтобы уравновесить этот акцент на стремлении к духовным дарам и возрастании в них, мы также должны сказать, что, как ясно говорит Павел, Святой Дух наделяет каждого человека духовными дарами, «как Ему угодно» {\ Кор. 12:11), и что «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1 Кор. 12:18). Он говорит, что Бог поместил в церкви различные дары, и не все являются апостолами, пророками или учителями (1 Кор. 12:28-30). Таким образом он напоминает коринфянам, что в конечном счете распределение даров — это дело верховной власти Бога и что именно ради блага церкви и нашего собственного блага никто из нас не обладает
J
Часть VI. Учение о Церкви
всеми дарами, мы постоянно зависим от других людей, обладающих дарами,
которые отличаются от наших..„14,„... ■,,-„....... „ ,sl.,
8. Дары — это орудия служения, и они необязательно связаны с христианской зрелостью. Мы должны признать, что духовные дары даются каждому верующему(1 Кор. 12:7,11; 1 Пет. 4:10). Даже незрелые христиане получают духовные дары от Господа — это было совершенно очевидно в коринфской церкви, где было изобилие духовных даров (1 Кор. 1:7), но она все еще была очень незрелой во многих аспектах учения и поведения. Павел говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Кор. 3:1). Поэтому духовные дары необязательно являются признаком духовной зрелости. Можно обладать выдающимися духовными дарами в той или иной сфере, но при этом быть весьма незрелым в понимании учения или в христианском поведении, как это и было с Коринфе. И в самом деле, иногда даже неверующие способны пророчествовать, изгонять бесов и творить чудеса; Иисус говорит, что в последний день многие скажут Ему: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но Он ответит им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22,23). Заметьте, не сказано, что Иисус некогда знал их, а потом отказался от них; Он говорит: «Я никогда не знал вас». Они никогда не были христианами, хотя и свершали удивительные дела. Поэтому мы не должны оценивать духовную зрелость по наличию духовных даров. Зрелость приходит через близкое общение с Иисусом и приводит к послушанию Его заповедям в повседневной жизни: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).
Почему же тогда Святой Дух дает нам духовные дары? Они даруются ради служения и просто являются орудиями, которые при этом нужно использовать. Они никогда не должны быть источником гордости для тех, кто обладает ими, и восприниматься в качестве признака духовной зрелости. Мы просто должны стремиться быть совершеннее в любви к другим, в заботе об их нуждах, в назидании церкви и в жизни, построенной по образцу жизни Христа. Если мы поступаем таким образом и если Бог наделяет нас духовными дарами, чтобы мы могли достигать этих целей, то мы должны благодарить Его за это и молиться о том, чтобы Он уберег нас от гордыни, которая может возникнуть от обладания дарами, незаслуженными нами, а безвозмездно дарованными нам по благодати.
*i<ji>kor.-,n-jЈ-:; ГЛЗ-У--: v.TtH.1. < п'4 I - -■&■-,:
,,.,ч-^к. Б. Прекратились ли некоторые из даров?
1 £.... Цессационистская дискуссия
' "" ' В евангельском мире в наши дни позиции по этому вопросу весьма различны. Итак, все ли упомянутые в Новом Завете дары действенны сегодня?
I
Глава 51. Духовные дары. Общие вопросы
дающихдарами,
юны с христиан-
цаются каждому;тиане получают [о в коринфской ша все еще была;ел говорит: «И я шотскими, как с ынеобязательно ь выдающимися;сьма незрелым в и было в Корин-чествовать, изго-™й день многие ророч е ст во вал и?:м многие чудеса те от Меня, дела-исус некогда знал 1вас». Онинико-1ела. Поэтому мы х даров. Зрелость послушанию Его етвНем,тотдол-
нидаруютеяради нужно использо-Liex, кто обладает юсти. Мы просто заботе об их нуж-гу жизни Христа, духовными дара-нагодарить Его за
1ЭЯМОЖСТ ВОЗНИК-
змездно дарован-
просу весьма раз-ственны сегодня?
Одни отвечают на этот вопрос утвердительно16, другие —отрицательно и доказывают, что некоторые из наиболее чудесных даров (такие, как пророчество, языки в сочетании с истолкованием и, возможно, исцеление и изгнание бесов) были даны только в апостольское время, в период ранней проповеди Евангелия, как «знаки», чтобы можно было отличить апостолов. Утверждают, что в наши дни в этих дарах больше нет необходимости как в знаках и что они прекратились в конце апостольской эпохи, возможно, в конце I или в начале IIв. н.э.
Мы также должны помнить, что есть и обширная группа, занимающая «срединную» позицию по этому вопросу, группа «основного евангельского направления», члены которой не являются ни харизматами, ни пятидесятниками, ни «цсссационистами»17; они просто не могут принять окончательного решения по этому вопросу и не уверены, что это можно сделать на основании Писания18.
Хотя некоторые аспекты этой проблемы были рассмотрены в гл. 16, посвященной чудесам, есть еще ряд соображений, к которым следует обратиться в этой части книги, говоря о духовных дарах.
1. Можно ли узнать из 1 Кор. 13:8—13, когда именно прекратятся духовные дары? Павел говорит:
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, no-младснчсеки мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как л познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:8—13, курсив мой. — У. Г.).
Этот отрывок очень важен для рассматриваемого вопроса, поскольку Павел упоминает о даре пророчества как о чем-то, что есть лишь «отчасти», а затем говорит, что то, что «отчасти», — «прекратится» (1 Кор. 13:10). Он даже говорит, что это произойдет, «когда... настанет совершенное». Но когда настанет совершенное? И даже если мы сможем ответить на этот вопрос,
li; Многие из тех, кто отвечает утвердительно, как и автор этих строк, добавляют, что «апостол» — это служение, а не дар, и что апостольское служение ныне не продолжается (см. об этом в гл. 46).
17 «Цессационисты» считают, что некоторые чудесные дары давно прекратились,
когда апостолы умерли и Писание было завершено.
18 Рассуждение, положенное в основу остальной части этого раздела, взято из кни
ги: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament Today (Eastbourne: Kingsway, and
Westchester, III.: Crossway, 1988), pp. 227—252, использовано с разрешения.
Часть VI, Учение о Церкви
означаетлиэто,что Павел имел в виду нечто конкретное и что это можно будет использовать как ответ на вопрос цессационизма? Может ли служить дар пророчества в этом отрывке примером всех чудесных даров в целом в эпоху
ЦерКВИ? и..«^1,и.«..^> ^.л^;.;..«;ui.n,,^..и,,ш;;;..и..,~ i.u--™~
1) Цель 1 Кор. 13:8—13. В Послании к Коринфянам Павел прерывает свое
рассуждение о духовных дарах гл. 13, в которой он стремится осветить этот
вопрос в правильной перспективе. Недостаточно просто «искать больших да
ров» (12:3!; перевод мой. — У. Г.). Человек должен также искать любви (14:1),
сочетая таким образом две пели с верными мотивами. Без любви дары не имеют
ценности (13:1—3). Павел доказывает даже, что любовь выше всех даров, и
потому гораздо важнее поступать по любви, чем обладать каким-то даром.
Для того чтобы показать превосходство любви, Павел говорит, что она будет длиться вечно, тогда как дары преходящи (13:8). Далее, в ст. 9—12, он поясняет, почему дары преходящи. Наше нынешнее знание и пророчество ча-стичны и несовершенны (ст. 9), но однажды придет нечто совершенное, чтобы заменить их (ст. 10). Это утверждение поясняется сравнением с развитием ребенка, который постепенно перестает мыслить и говорить по-детски и приобретает мышление и речь взрослого человека (ст. 11). Далее Павел подробнее поясняет ст. 9, 10, говоря, что нынешнее восприятие и знание не являются непосредственными и совершенными, но что однажды они станут таковы ми.
В этом рассуждении Павел связывает действие пророчества со временем его прекращения. Ныне оно восполняет определенную нужду, но несовершенным образом. Когда придет «совершенное», тогда это действие будет заменено чем-то другим, и пророчество прекратится, так как оно станет ветхим, или бесполезным (вст. 8, Юупотпебленвсроятныйсмысловой оттенок греческого слова катаруёсо, «прекратиться»). Итак, цель 1 Кор. 13:8-13 — показать, что любовь превосходит такие дары, как пророчество, поскольку эти дары прекратятся, алюбовыте прекратится..,.