После изучения данного курса студенты должны знать:
а) понятийный аппарат исторической науки в его целостности;
б) основные методологические принципы исторического познания;
в) основные тенденции развития современной методологии истории;
г) типологию основных методов исторических исследований.
и уметь:
а) осуществлять системный анализ исторических фактов и исторических ситуаций;
б) использовать для реконструкции логики исторического процесса различные теоретические подходы (цивилизационный, формационный);
в) применять усвоенные методологические принципы в выпускной квалификационной работе.
ВОПРОСЫ К зачету
1. Эволюция понятия «истории» (с античности до XVIII в.).
2. Объект и предмет истории. Специфика исторической науки.
3. Историческое событие. Алгоритм получения исторического знания.
4. Проблемы современного исторического знания и познания (в ситуации постмодерна).
5. Принципы построения теорий (типы теоретических построений и цели исторического познания)
|
|
6. Историческое время.
7. Историческая компаративистика. Идея о взаимозависимости человечества Лаппо-Данилевского.
8. Цивилизационный подход к изучению истории.
9. Н.Я. Данилевский: концепция культурно-исторических типов.
10. Историко-культурная концепция О. Шпенглера.
11. Концепция локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби.
12. Историческая антропология и Школа «Анналов».
13. Современные историко-антропологические исследования: направления и проблематика.
14. Методы исторического исследования.
15. Классификация исторических источников. Проблемы их исследования.
16. Историческая антропология в России.