Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте традиционные задачи, решаемые с помощью методик вспомогательных исторических дисциплин.

2. Приведите примеры использования вспомогательных исторических дисциплин для получения выводов в области политической, экономической и культурной истории.

3. Раскройте содержание понятий: «комплексное использование методик вспомогательных исторических дисциплин» и «комплексное источниковедение».

4. Как с помощью методик вспомогательных исторических дисциплин можно определить подлинники, списки, подделки, датировку исторических источников?

5. Дайте объяснение причин эволюции типов письма, материала для письма, орудий письма и других палеографических признаков.

6. Найдите связь между орнаментикой письменных источников (книг) и украшениями материальных источников: зданий, внутреннего интерьера, мебели, одежды и т.д. Какую помощь эти наблюдения могут оказать историку?

7. Как можно использовать справочники бумажных водяных знаков в практической работе исследователя?

8. Объясните взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей с 1582 г. по настоящее время.

9. Попрактикуйтесь в переводе с Юлианского на Григорианский календарь дат событий, имевших место до 1700 г., а также событий, произошедших до и после 14 февраля 1918 г.

10. Вычислите по формулам К.Ф. Гаусса или Н.Г. Бережкова число Пасхи для любого года. С помощью церковного календаря определите числа нескольких переходящих праздников того же года.

11. В чем суть календарных реформ 1699 г. и 1918 г.?

12. Как процессы феодальной раздробленности и государственной централизации отразились на состоянии мер?

13. Назовите древние меры и метрологические понятия, дошедшие до наших дней.

14. Как соотносятся старые меры длины, поверхности, сыпучих тел, жидкостей и веса с метрической системой мер?

15. Какие из сфрагистических типов перешли из печатей XI-ХII вв. на печати более позднего времени и какие из них дошли до наших дней?

16. Что дает наблюдение над сфрагистическим типом печатей московских князей XIV-ХV вв. для изучения геральдики?

17. Проследите эволюцию государственного герба с конца XV в. и до настоящего времени. Дайте объяснение его символики.

18. Свяжите появление городских гербов с правовым развитием города, с ростом городских привилегий в условиях феодализма.

19. Раскройте социальную сущность дворянских гербов.

20. В соответствии с правилами теоретической геральдики научитесь «читать герб»: определять форму гербового щита, его деление, символику фигур и цветов, штриховку, а также титул владельца.

21. Охарактеризуйте цветовую символику Российского флага.

22. Дайте объяснение причин появления первых русских монет.

23. Почему период ХII-конца XIV вв. получил название безмонетного?

24. Назовите факторы, способствовавшие возобновлению монетного производства на Руси с конца XIV в.

25. Как процесс централизации Российского государства отразился на нумизматическом материале?

26. Почему монетная реформа царя Алексея Михайловича потерпела неудачу?

27. В чем суть десятичной монетной системы, введенной Петром I?

28. Какие из денежных номиналов, введенных Петром I, дожили до настоящего времени?

29. Объясните происхождение названий имен, прозвищ, фамилий.

30. Раскройте роль топонимики для изучения этногенеза, колонизационно-миграционных процессов и занятий населения.

31. На конкретных примерах покажите связь геральдики с генеалогией.

32. Раскройте социальную сущность Табели о рангах 1722 г. как системы чинов и званий в дореволюционной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: