Школы, стилевые разновидности подголосочной полифонии

Север - преобладание плавного, поступенного движения, «опевание», «витье», плавные распевы слогов из ритмич. ровных длительностей.

1. Интонац особенность - тритоновые ходы или ум.53, попевки типа тон-полутон»;

2. затушёвывание естественных цезур между строфами напева – непрерывный звуковой поток.

3. непрерывность мелодии.развёртывания достигается путём отсутствия контраста противопоставления сольного запева и хорового подхвата, поочерёдное вплетение в «нить»;

4. отсутствие заранее установленного числа голосов- партий. Полифонич. склад образуется в тех случаях, когда в песне принимают участие искусные народные певцы, тогда образуется густая сеть полифон. наслоений (проходящих и задержаний). 2хголосие на Севере - это мелодия в унисон или октаву, нередко встречается // терции. Исполнитель интонирует мелодию и её, когда не хватает дыхания, перехватывает другой. Сложные полифон хоры, когда каждая из мелодий 2хголос. хора разветвляется на подголоски, варьируемые 2-3 исполнительницами, что ведёт к увеличению числа отдельных подголосков до 5-7. Наслоение сопровождается усилением диссонантности. Среднерусская и южнорусская традиции.

1.Исчезает обычай разделения женских голосов на грудной и головной регистры, а с ним-регистровое противопоставление женских подголосков и пение в октаву.

2. наряду с вариац- мелодич многоголосием сущ. полифонич 2хголосие, т.е. 2 самостоят. голоса (а не тема с вариациями). Это не «отклонение от основной мелодики», а скорее её разработка. Преобладание противоположного движения над //.

3. подголоски северные более импровизационны, южнорусские - устойчивы.

4. расчленённость строф с длительным ритмич. растягиванием заключит устоя. Сольный запев контрастирует с хором. Вступление хора дружное, одновременное.

Донская традиция - преобладание бесполутоновых попевок, «воздушная септима», широта мелодич дыхания, чёткое деление на 2 партии - бас и дишкант. Подмосковье – развитые полифон. формы; вариац.-мелодич. и 2хголос.полифония с ясным членением на 2 партии. Отличие в приёме красочных регистровых сопоставлений.

ЛНП в большей степени, чем обрядовая, подвержена воздействию времени. Мелодика ее богаче, разнооб­разнее и не ограничена суммой прочно установивших­ся формул. Глав.особенность - вариант­ность. Каждая песня существует во множестве вариантов, значе­ние которых равноправно. Новые варианты возника­ют при переходе песни из одной местности в другую, передаче ее от старшего поколения к младшему. Песня меняется в зависимо­сти от обстановки, состава аудитории. Одни ее варианты забываются и отмирают, другие порождают дальнейшие варианты. С этим связана трудность истор. изучения протяжной песни. Нет записей, сделанных современниками.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow