Всего формаций существует 5. Это: первобытнообщинное общество, рабовладельческая формация, феодальное общество, капиталистический строй и коммунизм.
a) Первобытнообщинное общество.
Энгельс так характеризует эту ступень развития общества: «здесь нет места для господства и порабощения… не существует еще никакого различия между правами и обязанностями… население в высшей степени редко… разделение труда — чисто естественного происхождения; оно существует только между полами».[11] Все «наболевшие» вопросы решаются вековыми обычаями; бытует всеобщее равенство и свобода, бедных и нуждающихся — нет. Как говорит Маркс, условие существования этих общественно-производственных отношений — это «низкая ступень развития производственных сил труда и соответственная ограниченность людей рамками материального процесса производства жизни».[12]
Едва начинают складываться племенные союзы, либо начинается меновая торговля с соседями, этот общественный строй сменяется следующим.
b) Рабовладельческая формация.
Рабы — суть те же орудия труда, просто наделенные способностью говорить. Появляется имущественное неравенство, частная собственность на землю и средства производства (и то и другое в руках господ), первые два класса — господ и рабов. Особенно ярко проявляется господство одного класса над другим через постоянное унижение и измывательство над рабами.
Как только рабство перестает себя окупать, как только исчезает рынок работорговли — этот строй буквально уничтожается, как мы видели это на примере Рима, павшего под напором варваров с востока.
Основа строя — земельная собственность вместе с прикованным к ней трудом крепостных и собственный труд ремесленников. Характерно иерархическое землевладение, хотя разделение труда было незначительно (князья, дворяне, духовенство, крепостные — в деревне и мастера, подмастерья, ученики — в городе). От рабовладельческой формации отличается тем, что крепостные, в отличие от рабов, были собственниками орудий труда.
«Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни», а «государство здесь — верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе».[13]
Необходимые условия феодального производства:
2. производитель должен быть собственником средств производства и быть прикрепленным к земле;
3. личная зависимость;
4. низкое и рутинное состояние техники.
Как только сельское хозяйство и ремесленное производство достигают такого уровня, что начинают не умещаться в существующих рамках (лен феодала, цех ремесленников) — появляются первые мануфактуры и это знаменует собой появление новой общественно-экономической формации.
d) Капиталистический строй.
«Капитализм — процесс производства материальных условий существования человеческой жизни и… процесс производства и воспроизводства самих производственных отношений, а тем самым и носителей этого процесса, материальных условий их существования и взаимных их отношений».[14]
Четыре основные черты капитализма:
1) Концентрация средств производства в немногих руках;
2) Кооперирование, разделение труда, наемный труд;
3) Экспроприация;
4) Отчуждение условий производства от непосредственного производителя.
«Развитие производственных сил общественного труда — это историческая задача и оправдание капитала».[15]
Основа капитализма — свободная конкуренция. Но цель капитала — получить как можно прибыли. Соответственно образуются монополии. О конкуренции уже никто не говорит — происходит смена строя.
e) Коммунизм и социализм.
Основной лозунг: «каждый по способностям, каждому — по потребностям».[16] Позже Ленин добавил новые символические черты социализма. По его словам, при социализме «невозможна эксплуатация человека человеком… кто не работает, тот не ест… при равном количестве труда — равное количество продукта».[17]
Отличие социализма от коммунизма в том, что организация производства основана на общей собственности на все средства производства.
Ну а коммунизм — это высшая ступень развития социализма. «Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением».[18]