Расхождение с учеными, предшествующими К. Марксу вплоть до Л. Фейербаха

Исторический материализм, или формационный подход в двух словах.

Введение, кто есть кто и что есть что в материализме и истории

Автор этой теории — Карл Маркс. С ним в соавторстве работал Фридрих Энгельс, а затем их идеи перенял и расширил, а также использовал на деле Ленин Владимир Ильич. Это три наиболее «отметившихся» деятеля.

Изначально К. Маркс преобразовал диалектику Гегеля и создал на ее основе диалектический материализм, но позже он подвел под него историческое основание и тем самым создал новое, материалистическое понимание истории, названное сперва историческим материализмом, а позже, в среде ученых, — формационным подходом к изучению истории.

Первое, на что стоит обратить внимание, это ярко выраженный контраст с учениями философов, социологов, историков Нового Времени. Если все ученые до Маркса (и очень многие — после) судили об истории по мотивам действий конкретных исторических личностей, то Маркс, Энгельс, Ленин судят конкретно по самой деятельности общества в целом.

Суть исторических взглядов Маркса прекрасно выражена Ф. Энгельсом: «историческое развитие определяется тремя видами: борьбой классов, производственными отношениями и собственностью на средства производства».[1] Кроме этого большая роль отводится разделению труда и частной собственности, а также труду вообще.

Помимо всего прочего эта теория представляет ход истории, развитие общества как непрерывный линейный, поступательный процесс. «Общество… не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние» [2] Но прежде чем подробно остановиться на всех указанных ранее моментах, стоит отметить особо взгляды Маркса на общественное бытие и сознание, этот краеугольный камень, лежащий в основе большинства расхождений положений материализма с теориями ученых Нового Времени.

Расхождение с учеными, предшествующими К. Марксу вплоть до Л. Фейербаха

По мнению К. Маркса, «не сознание людей определяет их общественное бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».[3] По Марксу выходит, что все действия людей вытекают из существующих между ними производственных отношений, в которые они вступают часто — неосознанно, подчиняясь некой «необходимости». Т.е. мышление, духовность, политические и религиозные, социальные преобразование — все подчинено напрямую материальной деятельности общества. Иначе говоря, «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием». [4] Из определенной формы материального производства, таким образом, вытекает, во-первых, определенная структура общества в каждую данную эпоху, во-вторых, определенное отношение людей к природе. А что есть материальное производство, как не составная часть экономических строя и отношений? Следовательно, любая осознанная деятельность человека «отражает экономический строй общества».[5] Теперь можно перейти непосредственно к самой теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: