double arrow

Схема составления психологического портрета. Принято выделять психологический тип на основе преобладания тех или иных черт индивидуальности


Принято выделять психологический тип на основе преобладания тех или иных черт индивидуальности. Многие считают, что тип — это врожденное свойство личности, которое не изменяется с годами. Другие полагают, что в каждом из нас есть все психологические качества, которые только можно себе представить, но у одних они более развиты, у других — менее. Некоторые качества находятся в скрытом состоянии и ждут своего часа, чтобы проявиться. Многочисленные эксперименты подтверждают правоту тех исследователей, которые считают, что доминирование тех или иных качеств может носить временный характер. Психологические тесты позволяют проследить, как происходят качественные психологические изменения. Изменяемость психологического типа — реальность, которая во многом зависит от самого человека.

Чтобы узнать, какие качества уже заложены в нас, для этого нужно составить свой психологический портрет. По мере узнавания своих личных качеств человек может существенно изменить свою жизнь с целью развить в себе важные способности, навыки и умения. Приобретая новые качества, человек изменяет свою жизнь.

Многие психологические качества, которые вы можете выявить в процессе составления портрета личности, со временем могут измениться, но, пользуясь соответствующими методиками, вы легко заметите эти изменения и, руководствуясь психологическими знаниями, научитесь принимать правильные и ответственные решения.

Рассмотрим основные характеристики структуры личности.

І. Психофизиологический уровень.

Темпераментальные типы (по В.М. Русалову), основанные на доминировании параметров:

Эргичность Социальная эргичность
Темп Социальный темп
Пластичность Социальная платсичность
эмоциональность Социальная эмоциональность

Типы темпераментов (по Айзенку):

Меланхолик Холерик
Сангвиник Флегматик

Типы акцентуации характера (по Г. Шмишеку):

Гипертимический «Застревающий»
Дистимический Педантичный
Циклотимический Тревожно-боязливый
Эмоциональный Возбудимый
демонстративный Аффективно-экзальтированный

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

ІІ. Психологический уровень. Психологические типы (по К. Юнгу):

Мыслительный экстраверт Мыслительный интроверт
Сенсорный экстраверт Сенсорный интроверт
Эмоциональный экстраверт Эмоциональный интроверт
Интуитивный экстраверт Интуитивный интроверт

ІІІ. Социально-психологический уровень. Функциональные типы (по А. В. Либину):

«руководитель» «ответственный исполнитель»
«тревожно-мнительный» «ученый»
«интуитивный» «изобретатель»
«эмотивный» «неэмотивный»

IV. Направленности личности могут определяться по самым различным параметрам, соответствующим тем или иным ценностям.

Для составления психологического портрета необходимо определить общую схему составления психологического портрета и осуществить тестирования по методикам, позволяющим выявить психологические особенности личности, которые включены в схему.

Таким образом, для составления психологического портрета человека предлагается схема, состоящая из таких методик:

1. Психофизиологический уровень:

ü Определение типа темперамента - Опросник EPI Айзенка;

ü Определение акцентуации характера – опросник Шмишека;

ü Определение вербальной креативности – тест IQ Г.Айзенка;

ü Определение невербальной креативности – тест на невербальную креативность (дополнение фрагментов рисунков);

2. Психологический уровень

ü Проэктивная методика - методика «Свободный рисунок»;

3. Социально-психологический уровень – исследуется профессиональная направленность человека:

ü Методика Деллингер – «Рисунок человека из геометрических фигур»;

4. Направленность личности:

ü методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, целью которой является выявление степени выраженности социально-психологических установок;

Дополнительно для исследования эмоционально-волевой сферы личности используются методики:

ü шкала Роттера, методика УСК (исследование уровня субъективного контроля) ;

ü методика САН (изучение самочувствия, активности, настроения), методика диагностики «преград» в установке эмоциональных контактов (за В. В. Бойко) – на выбор.


Сейчас читают про: