Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (Статья 20.2. КоАП РФ)
Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Комментируемая статья вводит административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных массовых акций и активное участие в них в непосредственной близости от территории объектов, производящих и использующих атомную энергию либо обеспечивающих хранение ядерных материалов или радиоактивных веществ.
В данной статье сформулирован ряд составов административных правонарушений:
а) нарушение установленного порядка организации массовых акций;
б) нарушение установленного порядка их проведения организаторами данных акций;
в) нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками;
г) составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.
|
|
Правонарушения первой группы составов выражаются в осуществлении действий по организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований в нарушение установленного порядка.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия в соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. К организаторам публичных мероприятий следует также отнести и тех лиц, которые, не вступая в официальные отношения с государственными органами, занимаются созданием необходимых условий для проведения массовых акций или решением организационных вопросов.
|
|
Организатор публичного мероприятия обязан:
1) подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";
2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его. В случае совершения его участниками противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности по ч. 1 данной статьи за злоупотребление указанными правами и за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими указанных обязанностей организатора публичного мероприятия.
Во вторую и третью группы составов правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, входят нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.
|
|
Указанные правонарушения могут быть совершены путем:
а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.;
б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;
г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.
Следует также учитывать нормы ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", запрещающие осуществление экстремистской деятельности при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.
Составы правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, характеризуются обязательными квалифицирующими признаками (условиями).
Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие.
Во-вторых, организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией. При этом признак непосредственной близости следует понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускными пунктом.
|
|
В-третьих, проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в комментируемой статье объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды.
В-четвертых, квалифицирующий признак состава рассматриваемых правонарушений связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий, которые характеризовались выше.
Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.
Дела о правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 3 данной статьи - также должностными лицами подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).
Вопрос № 62. Стрельба из оружия в не отведённых для этого местах (ст.20.13 КоАП РФ)
В. О. ОП, ОБ Н.О. ОБ П. оружие
ОСП выражается в стрельбе из оружия в населённых пунктах и в др. не отведённых для этого местах, а равно в отведённых для этого местах с нарушением установленных правил.
Отведённые места – тиры, полигоны. Не отведённые места (нас. пункты и т.д. вплоть до леса) Вид оружия не важен.
Оконченным правонарушение считается с момента произведения выстрела.
ССП - умышленная форма вины.
Субъектом - физ. вмен. лицо достигшее 16 лет.
Вопрос 60 Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
Административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах предусмотрена ст. 20.20 КоАП РФ.
Частью 1 этой статьи предусмотрена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртсодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
При этом под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.
Под спиртосодержащей ( пищевой или непищевой ) продукцией понимается пищевая (непищевая) продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (непищевая –с использованием денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта) с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.
К спиртосодержащей продукции относятся, в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой (за исключением алкогольной) или непищевой продукции.
Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.
Частью 2 этой же статьи предусмотрена административная ответственность за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.
Частью 3 предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.
Для более глубокого понимания рассмотрим некоторые понятия, которые встречаются в предложениях данной статьи.
Наркотические средства – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения или их части, которые при их употреблении имеют одурманивающее действие или вызывают эйфорию.
Психотропные вещества - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, воздействующие на психику и мотивацию поведения человека и применяющиеся обычно при лечении психически больных. Эти вещества, как наркотические средства и их аналоги, оказывают стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему. Они являются одним из типов наркотических средств.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ – это вещества, обладающие аналогичными с ними свойствами, но еще не включенные в Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации". Они также запрещены для оборота в РФ.
Химическая структура и свойства аналогов наркотических средств и психотропных веществ сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ — вещества, используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ.
Под одурманивающими веществами понимаются обычные лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т. д.), предметы бытовой химии (ацетон, хлороформ, эфир и др.), при передозировке или вдыхании паров которых у человека наступает торможение или расслабление психики.
Этиловый спирт – это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения, либо гидратацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее.
Алкогольная продукция - это пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 объема готовой продукции.
Алкогольная продукция подразделяется на:
- этиловый питьевой спирт;
-спиртные напитки;
- вино.
Под спиртными напитками понимается алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву.
Вином является алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, полученного из пищевого сырья, не более 22 % объема готовой продукции. Вино не относится к спиртным напиткам.
Коньячные изделия – коньяки (бренди), являющиеся разновидностью спиртных напитков.
Пиво – это слабоалкогольный игристый напиток с характерным хмелевым ароматом, получаемый путем спиртового брожения сусла из ячменного солода с обязательным добавлением хмеля с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, от 1,5 до 6 % объема готовой продукции. Пиво также не относится к спиртным напиткам.
Под спиртосодержащей пищевой продукцией понимается пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной), произведенная с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.
Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 20.20, является общественный порядок, общественная нравственность, здоровье населения. Кроме этого, правонарушение, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, посягает на законный оборот наркотических веществ и психотропных веществ.
С объективной стороны эти правонарушения характеризуются лишь деяниями, предусмотренными в диспозициях статей. В этой связи по ч. 2 ст. 20.20 нельзя квалифицировать потребление аналогов наркотических средств и психотропных веществ.
К общественным местам относятся также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты в жилых домах, театры, дворцы культуры, пляжи и др.
Субъектом данных правонарушений являются граждане, достигшие возраста 16-ти лет.
С субъективной стороны правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Протоколы о данных правонарушениях составляют, а соответствующие дела рассматривают должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 КоАП РФ, является формальным, т.е. для привлечения граждан к административной ответственности достаточно самого факта распития пива и напитков, изготавливаемых на их основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также потребления наркотических средств, психотропных веществ, иных одурманивающих веществ в общественных местах.