ПРОГРАММА
1. Знакомство с микрорайоном и культурными учреждениями в данном микрорайоне. Составление паспорта микрорайона.
2. На основе анализа социального паспорта района разработать план действий с общественными институтами.
3. Знакомство с семьей и ее ближайшим окружением.
а) составление паспорта семьи:
- имена и дни рождения семьи;
- национальность, и язык, на котором говорят в семье;
- вероисповедание;
б) структура семьи:
- члены малой и большой семей;
- взаимоотношения между родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;
- связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).
в) окружение семьи:
- район проживания;
- социально-экономический статус;
- взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;
- дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;
- референтные группы; системы связей, влияние на членов семьи.
г) функционирование семьи:
- образцы коммуникации;
- образцы принятия решений.
д) ролевая деятельность семьи:
- кто ведет хозяйство;
- кто заботится о детях;
- кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.
е) история развития семьи: [16]
- стадия развития семейной жизни;
- важные события в жизни семьи.
в) потребности и проблемы семьи:
- индивидуальные потребности семьи;
- потребности подсистем семьи;
- потребности и проблемы семьи;
г) позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи:
- чего хочет семья и ждет от социального педагога;
- каковы планы семьи;
- каковы возможности семьи в плане изменений;
- реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.
3. Определение социального статуса семьи (образовательный ценз, жилищные условия, состав семьи). [5]
4. Диагностика внутрисемейных отношений:
- методика ТОРО, АСВ.
5. Определение психологического климата семьи и воспитательного потенциала:
- анкета «Искусство жить с детьми» и методика Билонес и Голубева.
6. Коррекционная работа с педагогически несостоятельными семьями, создание педагогической гостиной:
- создание клубов, но интересам;
- совместные праздники семей и сотрудников д/с;
7. Работа с детьми:
а) методом включенного наблюдения определить положение каждого ребенка в коллективе (гониометрии Коломенского «Два домика»);
б) выявление лидера, комфортной группы, «отверженных»;
в) изучить положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками (методика КРС);
г) коррекционная работа с дезадаптированными детьми:
- игры с нравственным аспектом;
- посещение на дому;
- совместные мероприятия.
социальный педагог дошкольный