Найдите свой подход к боссу

Что же делать, чтобы выстроить правильные отношения с начальником и грамотно отражать его агрессию и попытки манипулировать вами?

В первую очередь попытаться с первых дней наладить с ним хорошие отношения, занять правильную позицию и суметь поставить себя таким образом, чтобы у начальника даже не возникало желания унижать вас и манипулировать вами. Для этого надо понять, к какому психологическому типу начальников относится ваш босс. Попытайтесь понять при первом общении, что для него важнее – дело или личная преданность ему и психологическая комфортность в общении с подчиненными? Чем он в большей степени руководствуется – разумом или эмоциями? Что ему ближе – авторитарный или партнерский, демократический стиль общения? Способен ли он уважать подчиненных за самостоятельный взгляд на вещи или ему не нужно ничего, кроме раболепия? Каждый из перечисленных типов, требует своего конкретного подхода.

Исходя из интуитивного ощущения психологического склада своего начальника, вы можете выбрать несколько наиболее типичных образов поведения подчиненного, который обычно не вызывает желания у нормального начальника проявлять агрессию. Вы можете проявить себя как:

несколько строптивый, задиристый, острый на язык, психологически сильный человек и при этом высокий профессионал, болеющий за дело и способный усердно работать сверх нормы, когда возникает необходимость;

незаметный, скромный добросовестный человек со спокойной уступчивой психикой, способный надежно и без лишних споров выполнять любое задание шефа;

заводной сверхэмоциональный человек с обостренным чувством справедливости, который может выдавать столь сильные, зашкаливающие за норму, эмоции, что его лучше не трогать (и все это знают); при этом высококлассный специалист, незаменимый на своем месте;

яркая личность, любимец публики, неформальный лидер коллектива, при этом полностью лояльный к формальному лидеру организации – руководителю и постоянно проводящий его линию в коллективе;

человек с большими связями и покровителями; может быть в чем-то более значительными, чем связи начальника и потому нужный и шефу, и всему коллективу;

человек творческий, много знающий в различных областях и способный заинтересовать начальника новыми знаниями, сферами, идеями, выступающий для начальника как своего рода неформальный референт или эксперт по интересным направлениям.

Далеко не каждый начальник примет ситуацию, при которой он имеет дело со строптивым подчиненным или сослуживцем яркого психотипа, любимцем коллектива. Если вы видите, что в вашем начальнике присутствуют черты завистника, ревнивого к чужому успеху, властного интригана, тирана или черствого сухаря, то едва ли вам стоит выбирать какую-то иную роль, кроме незаметного служаки – хорошо, если при этом вы сможете решить хотя бы какие-то собственные задачи.

Лично я, пока работал в государственных конторах, всегда выбирал шестой тип и выступал перед начальниками в роли творческого референта, вводящего его в мир эзотерических знаний. Мне почему-то везло именно на таких людей, которые также проявляли интерес к данной области духа и с удовольствием изучали самую разнообразную литературу, в обилии приносимую мной. Один из них, очень способный, интеллектуально развитый, ищущий человек в конце концов даже поднялся до министерского кресла, где пробыл больше года и мне приятно думать, что в его служебном успехе, может быть, есть, пусть и небольшая, но реальная частица моего участия.

Я убедился: если вы сумеете всерьез заинтересовать вашего шефа собственной личностью и при этом убедите его своим поведением, что не претендуете на его место, то он едва ли будет в той или иной форме третировать вас, используя свое служебное положение. Все зависит от вас, сумеете ли вы открыть в себе такую силу, которая его заинтересует и сможете ли вы в дальнейшем удержать планку этого интереса к себе?

Но как бы хороша не была профилактика с вашей стороны, начальник не был бы начальником, если бы хотя бы иногда не вызывал бы вас на ковер и хотя бы для профилактики (уже со своей стороны) не проверял вашу крепость. В этом случае вам надо понять, что им движет:

желание заставить вас сделать какую-то работу, которая, по-видимому, не нравится вам;

ситуативное недовольство вашей конкретной работой, которую вы выполнили не так хорошо, как он хотел;

ситуативное недовольство, порожденное его начальническим стрессом, усталостью, перепадами настроения;

его изменившимся стратегическим видением всей перспективы организации или подразделения, в результате которого изменилось его восприятие вашей роли и места на службе, в фирме и коллективе;

влиянием других людей, ваших коллег, интригующих против вас и пытающихся дискредитировать вас в его глазах.

В перемене его отношения к вам могут быть задействованы и другие причины, или только что перечисленные, но накладывающиеся одна на другую.

После этого вы должны подумать о своих дальнейших шагах – или вы терпите его выступления (опять-таки надо понять границы своего возможного терпения) или постараетесь понять свои ошибки и исправить их, или вы отстаиваете себя и контратакуете, соизмеряя силы.

Задайте себе два вопроса и попытайтесь ответить на них себе с максимальной честностью:

1) готовы ли вы, отстаивая свою правоту, пойти на принципиальный конфликт с ним, несмотря на угрозу потери этого места и увольнения?

2) готовы ли вы в корректной форме оказать дозированное сопротивление напору шефа, чтобы восстановить свой авторитет в его глазах?

"Знаешь, почему шефы орут на нас?" – однажды спросил меня один молодой, но весьма мудрый человек. И сам же ответил на вопрос: "Чтобы унизить, вывести нас из себя, показать, кто главный в конторе и заставить нас делать ту работу, которую мы делать не хотим. Иногда по всем этим причинам сразу".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: