Клиент: Когда мы поженились, он сказал, что не хочет детей. Я говорю: «Да это как же!», настаивала. Ну с первым ребенком он смирился, сказал: «Вот ты хотела, пусть тебе будет». А потом когда я Костю кормила, поздно поняла, что снова забеременела. Ему говорю, что вот так, мол, и так, что делать будем?.. А он разозлился: «Это твои проблемы». Представляете? Как это, мои проблемы, ребенок ведь не от кого-то, от тебя.
Консул ьтант: Я поняла так, что вас очень ранило то, что муж как бы отстранился от этой проблемы.
Клиент: Конечно, ведь не чужая, жена его... У меня после этого как захлопнулось что-то внутри.
Консультант: То есть было так больно и обидно, что вы как будто отдалились от него.
Клиент: Да, как будто что-то пролегло между нами. Вот сейчас с детьми проблемы, так мне кажется, он как будто говорит мне: «Вот видишь, я был прав». То есть так-то он не говорит этого прямо, но мне кажется, что так он думает.
Консультант: Вы как будто молчаливо согласились, что вы одна отвечаете за проблемы детей, и сейчас вам из-за этого очень тяжело.
|
|
Клиент: Я думала, я сильная, я справлюсь (плачет).
ПРОЯСНЕНИЕ
Прояснение помогает получить дополнительную информацию от клиента о его проблеме или чувствах, связанных с ней.
Принципы прояснения
1. Первый шаг — это перефразирование того, что вы поняли из слов клиента. Второй шаг — задавание вопроса. При этом также важно использовать вводные слова, чтобы подчеркнуть ваше уважение к праву клиента отказаться от ответа. «Это звучит так, будто отношения с девушкой вызывают у вас чувство растерянности. Могли бы вы рассказать, с чем вы это связываете?» Проясняющий вопрос можно также предварить
отражением собственных чувств: «Я не уверен, что правильно понял вас. Могли бы вы сказать об этом подробнее?»
2. Предостережение: нельзя задавать слишком большое количество проясняющих вопросов. Для клиента это может означать, что вы чувствуете неловкость по поводу обсуждаемой темы или хотите «исправить положение», то есть слишком быстро перейти к решению проблемы. Поэтому перед тем как задать проясняющий вопрос, мысленно проверьте свою мотивацию:
• Вы боитесь молчания клиента?
• Вам стало скучно?
• Проблема вызывает у вас неловкость, и вам хочется переменить тему?
• Вы пытаетесь исправить проблему или спасти клиента от нее?