Тема №41. Наблюдение в системе методов психологического познания

Содержание первого занятия предполагает рассмотрение основных понятий темы, подробное изучение наблюдения как метода психологического исследования. Путем участия в ролевых играх и упражнениях студентами отрабатываются навыки считывания и фиксации необходимой вербальной и невербальной информации в процессе наблюдения.

Второе занятие проводится в условиях детского дошкольного учреждения, где студенты, используя полученные знания и умения, осуществляют включенное и невключенное наблюдение за детьми, отрабатывают навыки ведения протоколов, приобретают опыт обработки и интерпретации полученного материала.

При обсуждении результатов анализируются преимущества и недостатки наблюдения. Выявляется влияние личностных особенностей исследователя при интерпретации данных наблюдения, стереотипы, эффекты и ошибки, а также приемы и способы избегания этих ошибок.

По окончании занятия студенты получают домашнее задание, суть которого состоит в следующем. Необходимо в течение месяца вести дневник наблюдения за поведенческими особен­ностями человека (члена семьи, друга и т. п.) в различных ситуациях. Задание выполняется методом включенного полевого наблюдения за поведением объекта в ситуациях семейного взаимодействия, конфликтного взаимо­действия, общения со сверстниками, с противоположным полом, со старшими в формальной и неформальной обстановке и т.д. Данные на­блюдения фиксируются с необходимой точностью дневниковой записи. Для интерпретации выдвигаются рабочие гипотезы по поводу свойств и черт данной личности. Полученные данные обсуждаются индивидуально с каждым студентом во время консультации, которая, кроме содержа­тельного аспекта, учит студента основам профессионального общения. Такие навыки впоследствии могут использоваться студентами в любых областях психологии в ситуациях профессионального диалога. Основное обсуждение полученных результатов осуществляется на одном из последующих практических занятий в рамках темы №43 «Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения».

Основная литература

1. Балин, В. Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Психология"/ред. А. А. Крылова, ред. С. А. Маничева.-2-е изд., доп. и перераб.-Спб.Питер,2006.-560 с.:ил

2. Васанов, А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования: Учебно-методическое пособие к курсу "Математические методы в психологии" / А.Ю. Васанов,2006

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Психология" / Под ред. А.А.Крылова. - 3-е изд.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. - 2007. - 310 с.

3. Сонин, В. А. Общий психологический практикум: учебное пособие/В. А. Сонин.-М.:ФОРУМ,2011.-416 с.:ил

4. Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии/В.Б. Хозиев.-М.:Академия,2005.-272 с

Дополнительная литература

1. Рабочая тетрадь по курсу "Введение в профессию": материалы для практической индивидуальной работы по курсу лекций "Введение в профессию" для 1 курса факультета гуманитарного образования НГТУ, специальность "Психология" / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост. И. А. Мичович] Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005

РУКОНТ Электронный ресурс

2. Материалы к курсу "Психологический практикум": методические разработки к практическим занятиям для специальности "Психология" / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост. Л. В. Кавун] РУКОНТ Электронный ресурс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: