Предисловие. Подобно большинству людей, я ничего не знал о контроле созна­ния, когда обманным путем был завербован в «крестовый поход за объединенный мир»

Подобно большинству людей, я ничего не знал о контроле созна­ния, когда обманным путем был завербован в «Крестовый поход за объединенный мир», группу прикрытия Церкви Унификации, члены которой лучше известны как «мунисты». Мне было девятнадцать лет, и я был студентом предпоследнего курса Квинс-колледжа. В тот ро­ковой февраль 1974 года я только что расстался со своей подругой и был заманчивой мишенью: способный, образованный, из солидной семьи, идеалистически настроенный, в этот самый момент я оказался не в силах противостоять улыбкам трех привлекательных и заигрываю­щих женщин, пригласивших меня «на обед».

За обедом последовали более длительные встречи. После интен­сивного трехдневного «семинара» я пришел к убеждению, что Богу угодно, дабы я бросил учебу, оставил работу, передал по доверенно­сти свой банковский счет и последовал за «Мессией» и моим «истин­ным отцом» — Сан Мьюнг Муном. За несколько коротких недель я уверовал в приближение Армагеддона, а также в то, что третья миро­вая война начнется в 1977 году и что миссия по сокрушению Сатаны и созданию Царства небесного на земле возложена именно на нас.

Я работал ежедневно по восемнадцать-двадцать часов, занимаясь сбором средств, вербуя новых членов и знакомя их с учением, орга­низуя кампании по связям с общественностью и политические меро­приятия и регулярно встречаясь с Муном и его заместителями высше­го ранга. Как американец, я не имел никакой реальной власти, только формальную позицию. Верхние этажи иерархии состояли ис­ключительно из корейцев и японцев, причем корейцы находились в положении «главной расы». Мун перебрался в Соединенные Штаты и нуждался для прикрытия в американцах, которые были бы умными, пылкими и преданными. Через несколько месяцев я поднялся от дол-



36 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

жности руководителя вербовочной группы прикрытия CARP' в своем бывшем колледже до ранга помощника директора Церкви Унифика­ции в национальной штаб-квартире в Манхаттане. Меня очень хвалил сам Мун, и вскоре меня уже приводили в пример остальным как «об­разцового члена церкви».

Я мог бы и сегодня оставаться активным сторонником культа2, ес­ли бы не чудо. В 1976 году после трех дней, проведенных без сна, я задремал за рулем мунистского фургона для фандрайзинга и врезался сзади в огромный грузовик. Этот почти фатальный случай оказался судьбоносным, так как дал моей семье шанс помочь мне покинуть культ. В то время единственным средством, доступным для моих ро­дителей, был действенный метод спасения, называемый депрограм-мированием, который, как правило, предполагает удержание члена культа против его желания3. На второй день моего депрограммирова-ния я угрожал моему отцу насилием, в ответ на что он заплакал и спросил меня, что бы я делал в его положении. Его искренность тро­нула меня; на мгновение мне удалось встать на его точку зрения и ощу­тить его боль. Я неохотно согласился в течение пяти дней встречаться с командой бывших членов культа, не вступая в контакт со своим культом и не пытаясь сбежать.

Как преданный мунист, я старался бороться с депрограммирова-нием, но предоставляемая информация постепенно начала до меня доходить. В последующие дни я стал понимать, что же представляет собой «промывание мозгов» — в том виде, как оно практиковалось Мао Цзэдуном в его коммунистических политцентрах «перевоспита­ния». Книга Роберта Джея Лифтона «Реформирование мышления и психология тоталитаризма»4 помогла мне ясно понять, что методы, применявшиеся мунистами, были весьма похожи на те, что исполь-

1 Акроним CARP, который заменяет название Collegiate Association for the
Research of Principles (Университетская ассоциация по исследованию принципов),
намекает на рыбу, ранний символ христианства. Насколько я знаю, эта группа
никогда ничего не исследовала, вместо этого она использовалась, чтобы вербо­
вать студентов в мунистов.

2 Здесь и далее термин «культ» означает «деструктивный культ», если не ого­
ворено иное. Понятие «деструктивный культ» включает в себя и «тоталитарную
секту», но значительно шире, т. к. охватывает не только религиозные группы и
подразумевает определенные социально-психологические и организационные ха­
рактеристики отношений в любой сфере жизнедеятельности. (Прим. перев.)

3Я использую везде в книге местоимение мужского рода ради простоты. 4 Lifton R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. Norton, 1961. (Прим. перев.)


Предисловие + 37

ювались для «промывания мозгов» политическим заключенным. В конечном счете я мучительно осознал, что не был только пассивной жертвой контроля сознания, но действовал и как орудие вербовки.

После депрограммирования я вернулся в колледж и завершил уче­бу, чтобы получить степень магистра психологического консультиро­вания. Понимая свое уникальное положение бывшего члена культа и консультанта, я посвятил себя спасению людей, попавших в деструк­тивную ситуацию контроля сознания. Начиная с 1979 года я овладел многими способами просвещения людей об опасностях группового контроля сознания. В тот год, последовавший за массовым само­убийством сторонников Джима Джонса в Джонстауне в Гайане, я ос­новал Ex-Moon Inc. (Экс-Мун инкорпорейтед), некоммерческую об­разовательную организацию, состоящую из бывших членов Церкви Унификации Муна. Я издавал информационный бюллетень, прово­дил пресс-конференции, учредил центр сбора и распространения ин­формации об организации Муна. Позже в течение года я работал в качестве национального координатора FOCUS'a, сети поддержки и информирования бывших членов деструктивных культов. Недавно я основал Институт свободы мышления (Freedom of Mind Institute) и Ресурсный центр свободы мышления (Freedom of Mind Resource Center, Inc.— http://www.freedomofmind.com). Сайт этой организации в Интернете информирует публику о деструктивном контроле созна­ния и обманной практике культов.

В 1988 году я написал книгу «Борьба с культовым контролем со­знания: Популярное руководство по защите, спасению и исцелению от деструктивных культов»1. Публикация этой книги позволила мне обнародовать свой опыт, накопленный за годы консультирования. Книга была переведена на испанский, французский, немецкий, японский, итальянский, польский и чешский языки. Она была ос­нована на моей работе в области «консультирования о выходе» — ме­тода спасения, представляющего собой мягкую, непринудительную альтернативу навязчивому и зачастую незаконному методу депрограм­мирования.

Изменения, произошедшие за последние двенадцать лет, заста­вили меня усовершенствовать собственный подход и его техники. В начале 1990-х гг. я узнал, что лидеры многих достаточно крупных

1 Hassan S. Combatting Cult Mind Control: The 1 Best-selling Guide to Protection, Rescue and Recovery from Destructive Cults. Rochester, VT: Park Street Press, 1988, 1990.


38 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

культов начали покупать «Борьбу», чтобы научить своих членов сопро­тивляться консультированию о выходе. Как сообщают, Кип Мак Кин, основавший Международную Церковь Христа, показывал мою книгу на общем собрании организации и объявил, что ни один из присут­ствовавших 15000 адептов не должен встречаться со мной и даже про­сто читать мою книгу, иначе он согрешит1. Таким образом, лидеры культа запретили своим членам встречаться с людьми вне группы, что воспрепятствовало усилиям многих семей, стремившихся освободить родственников из сектантского плена.

Теперь ясно, что на деле эта помеха оказалась скрытым благослове­нием, поскольку подтолкнула меня к разработке более эффективных путей для обучения тех, чьи родственники и друзья оказались в секте. Необходимо было научить их мыслить стратегически и взаимодейство­вать с близкими творческими способами. Я убедился, что друзья и семьи участников культов травмированы сложившейся ситуацией, в некоторых случаях весьма глубоко, и понял, что для мобилизации на изобретательные действия должен придать им силы и как индивидуу­мам, и как заинтересованной команде. Это открытие стало краеуголь­ным камнем метода, который я в настоящее время использую и назы­ваю подходом стратегического взаимодействия.

Настоящая книга — кульминационный пункт четвертьвекового опыта помощи тысячам людей во всем мире. Она описывает практи­ческий, связанный с жизнью метод помощи тем, кто подвергся воз­действию контроля сознания. Кроме того, развитие Интернета, обес­печивающего быстрый и экономичный доступ к информации о конкретных культовых группах, сыграло огромную роль в развитии моего подхода. Поистине, эта книга не могла быть написана до появ­ления Интернета.

Подход стратегического взаимодействия (ПСВ) — это эффектная эволюция и совершенствование консультирования о выходе. Он ак­тивизирует непринудительный курс терапии, сосредоточенный на се­мье. Терапия, предполагающая стратегическое взаимодействие, обеспечивает друзей и семью члена культа подробной информацией о культах, их методах и результатах применяемой ими идеологической обработки и предлагает как новое понимание порождаемых культами фобий, так и и эффективные инструменты для их преодоления.

ПСВ предназначен помочь последователю культа признать, что его сознание находилось под контролем и что он, следовательно, от-

1 McKeanKip. They Hated the Dreamer. AudioTape #6353. August 1989.


Предисловие + 39

казался от власти над собой в пользу группы и ее лидера. При непре­рывной работе и применении этого подхода человек признает глубо­кое проникновение группового контроля в его жизнь. Как только бывший член культа переживает такое пробуждение, мои методы по­могают ему восстановить чувство личной дееспособности, целостнос­ти и ориентации. Хотя культы индоктринируют своих адептов так, чтобы они боялись изменения, большинство моих клиентов испытали эмоциональное, психологическое и даже духовное возрождение. Они смогли вернуться к семье и были избавлены от дальнейшего ущерба, а в некоторых случаях — и от смерти.

Этот целенаправленный курс общения предназначен для исполь­зования профессиональным терапевтом, хотя его вполне могут при­менять активные члены семьи и друзья. Эта книга не заменит профес­сионального консультирования, она не решит все проблемы, с которыми сталкиваются семья и друзья близкого человека, вовлечен­ного в культ. Она написана для разумных людей, оказавшихся в чрез­вычайной ситуации и не знающих, что делать. Она также написана для многих сотен моих читателей, обратившихся ко мне после знаком­ства с книгой «Борьба с культовым контролем сознания» и спрашива­ющих, что еще они могли бы сделать, чтобы помочь близким, испы­тавшим на себе контроль сознания.

Поскольку вы читаете это введение, то хотите, как я полагаю, на­учиться помогать родственнику или другу, попавшему в беду. Конеч­но, вы можете состоять или состояли в одной из организаций, чле­нам которой эта книга предполагает помочь. Возможно, вы просто интересуетесь терапией стратегического взаимодействия. Я стремлюсь помочь каждому и пишу эту книгу для всех, кто хочет учиться. Я огор­чен тем, что не могу лично предоставить информацию и консультиро­вание всем отчаявшимся людям, кто в разное время обращался ко мне или только собирается это сделать. Надеюсь, что книга хотя бы час­тично восполнит этот недостаток.

Весь мой подход основан на уверенности, что личностный рост яв­ляется важнейшей частью человеческого опыта. Надо только вооду­шевить человека, заставить его поверить в свои силы, и тогда он будет стремиться к личностному росту с максимальной самоотдачей. В пу­тешествиях по всему миру я общался с представителями различных систем верований и пришел к выводу, что существуют фундаменталь­ные, универсальные потребности, выходящие за пределы потребнос­тей физического тела. Я увидел воочию, что человеку необходимо ощущать себя личностью, способной устанавливать продуктивные


40 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВАСИЛИЯ

связи с другими личностями, образуя тем самым сообщество. Други­ми словами, человек предпочитает дарить любовь, а не сеять нена­висть и страх, доверять другим, а не отгораживаться от них, говорить себе и окружающим правду, а не лгать и изворачиваться. Наконец, человеку нужна свобода.

Одним из главных побуждений к разоблачению деструктивной и одурманивающей практики групп с культовым контролем сознания явилось высочайшее уважение, которое я питаю к религиозной свобо­де. Каждый имеет право веровать или не веровать, каждому дана воз­можность выбора. Сам я иудейского вероисповедания. Моему Богу было угодно наделить меня и мой народ свободной волей и свободой выбора. Я всегда помню о том, как часто религиозные меньшинства подвергались преследованию — не только за свою веру, но и просто за то, что отличались, были другими. Я принципиально против цензу­ры и тем более запрещения деятельности любого сообщества. Мой девиз — разнообразие. Я абсолютно уверен, что если религиозная, социальная и любая другая группа уверена в чистоте и законности сво­их действий, то ей нечего бояться честного критического анализа со стороны. Показательно, что предложенная мной модель анализа по­могла некоторым людям и группам понять, что они бессознательно осуществляли контроль сознания, тем самым грубо нарушая права че­ловека. Вообще я полагаю, что лучший способ предотвращать подоб­ное насилие состоит в просвещении и предупреждении людей об опас­ностях контроля сознания.

Первая поправка Конституции США провозглашает свободу рели­гии. В сущности, люди имеют право верить во что угодно, в том числе и в очевидно неправильные вещи, например в то, что земля — плоская. Однако Конституция не дает людям или учреждениям право нарушать права других людей или законы данной страны под предло­гом религиозной мотивации. Многие культовые лидеры оправдыва­ют обманную вербовку своих членов и контроль сознания идеологи­ческими причинами. Но если результат их действий — превращение человека в зависимого и подчиненного, то я уверен, что это пагубно, а права людей нарушаются. Оценка деятельности любой организации вытекает из последствий этой деятельности. Это — наиболее дей­ственный способ оценить различия между законным и незаконным, этичным и неэтичным и т. д.

Я приемлю все религиозные формы, которые чтят и уважают ин­дивидуальность человека и свободу. Я — гражданский борец за свобо­ду личности, стремящийся защищать право верить во все, во что че-


Предисловие + 41

ловек хочет верить. Именно поэтому моя деятельность имела широ­кую поддержку религиозных лидеров различных верований, включая баптистов, буддистов, Церковь Христа, англикан, индуистов, иуде­ев, лютеран, методистов, язычников и неоязычников, римских ка­толиков, Объединенную Церковь Христа, унитариев и многих дру­гих. Я поддерживаю право человека выбирать свой духовный путь и хочу, чтобы религиозные институты процветали.

Большая часть моей работы касалась людей, вовлеченных в религи­озные культы, хотя я, конечно, имел в виду и другие типы групп. Я помогал бывшим инструкторам и участникам групп массовой психоте­рапии; пациентам программ по реабилитации от наркотической зави­симости, осуществлявшихся безответственными руководителями; и бывшим агентам больших пирамидообразных и многоуровневых ком­мерческих структур. За последние годы я столкнулся с разнообразием неформальных культовых ситуаций, например с людьми, чья семей­ная ситуация напоминала культ, и с женщинами, пережившими син­дром избиваемых жен при контролирующих их мужьях. Через какое-то время я начал понимать, что связывает эти случаи: везде так или иначе используются методики контроля сознания, ограничивающие свободу мыслей, чувств и действий.

Необходимость предать широкой огласке практику культов и их раз­рушительное влияние никогда не была так велика, как сегодня. Мас­совые самоубийства членов Врат Небес, наряду с самоубийствами сре­ди адептов Солнечного Храма в Канаде и Швейцарии, и трагедия в Вако, штат Техас, выдвинули опасность, исходящую от культов, в число проблем мирового значения. Наблюдается экспоненциальный рост культовой зависимости с того момента, когда Джим Джонс ре­шил, что 900 его последователей больше не должны жить на земле. По заниженным оценкам сообщается, что существует более 10000 де­структивных культов, действующих сегодня в мире и оказывающих не­посредственное влияние на десятки миллионов жизней1. И это дале­ко не предельная цифра.

Это происходит по многим причинам. Среди наиболее фундамен­тальных — разрушение семьи, социальной общности и возрастающее ощущение упадка западной цивилизации. Свою роль играют и эконо­мические факторы. Возрастающее с каждым годом население Азии и Африки живет в бедности, в то время как относительно небольшая

1 Согласно исследователям культов из Американского семейного фонда (American Family Foundation).


42 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

элита Западной Европы и Америки управляет постоянно увеличиваю­щейся долей всемирных ресурсов. Поскольку все большее количество людей разочаровывается в своей участи, они ищут спасение в нефор­мальных группах различного толка — от фанатических религиозных сект до групп типа «Нью Эйдж», предлагающих просветление, и вое­низированных объединений, планирующих политическую и соци­альную революцию.

Добавьте ко всему этому рубеж нового тысячелетия, так называе­мый Millennium — событие, существенное для понимания современ­ной эскалации культовой деятельности. Священные Писания, уходя­щие в прошлое на сотни, а в некоторых случаях — на тысячи лет, используются сегодня мистиками и сумасшедшими как линза, через которую рассматриваются и интерпретируются текущие события. Явится ли Мессия на Землю по прошествии нескольких лет? По всему миру миллионы иудеев, христиан и мусульман думают именно так. Многие верят, что «ложные пророки» и Антихрист работают, чтобы установить мировое правительство под властью Сатаны. Страх перед холокостом по имени Армагеддон распространяется все шире. Апока­липтические пророчества французского мистика XVI века Нострада­муса, по мнению многих, применимы к сегодняшнему дню. Неко­торые люди предсказывают, что внеземные существа или другие таинственные духовные объекты то ли спасут, то ли уничтожат чело­веческую расу в самое ближайшее время. Любопытно, что календарь майя кончается в 2000 году. Год 2000 и третье тысячелетие (которое начинается в 2001 году) представляют собой магические круглые чис­ла, которые всегда будоражили человеческое воображение, так что можно ожидать, что многие группы, гораздо более многочисленные, чем Врата Небес, приведут себя в боевую готовность, намереваясь вознестись на иной уровень существования.

Апокалиптические видения, даже совместно переживаемые боль­шими группами, возникли не сегодня и не вчера. Новое в них — это средства, с помощью которых они могут пропагандироваться. У них в распоряжении телевидение, современные средства связи и ресурсы Интернета, служащие быстрому распространению самых фантасти­ческих и паникерских идей. Еще страшнее то, что на сегодняшний день человечество владеет технологиями, которые могут дать группам и даже индивидуумам власть создавать апокалиптические бедствия. Наша общая задача — не допустить этого и применять эти же самые технологии в гуманистических целях, в частности для распростране­ния ценной информации и защиты прав людей.


Предисловие + 43

По этим причинам грядущие годы будут особенно чреваты глубо­кими изменениями, как положительными, так и отрицательными. Во всем мире миллионы людей неустанно ищут новые цели и смысл жизни. Растущее число духовных и политических движений повсюду предлагают людям надежду на будущее. Таким образом, новое ты­сячелетие несет с собой как новые испытания, так и новые возмож­ности.

Жизнь в рамках глобального сообщества предполагает рост взаимо­зависимости. Мы должны справиться с невероятно напряженным су­ществованием в мире, где никогда прежде не было такого обилия средств коммуникации. В целях охраны личной и коллективной сво­боды настоятельно необходимо, чтобы люди больше узнавали о том, как и с какой целью их сознание может подвергаться влиянию. Люди должны учиться познавать себя и принимать ответственность за соб­ственные верования, ценности и принципы поведения. Они должны также создать и использовать сеть социальной поддержки, позволяю­щую соединиться с ресурсами более широкого сообщества и реализо­вать свои потенциальные возможности в деле достижения здоровых межличностных отношений.

В этой книге я устанавливаю критерии, определяющие различие между здоровыми и нездоровыми группами и отношениями. Лидеры культов и их немногие защитники из влиятельных кругов любят срав­нивать свои группы с доброкачественными организациями социаль­ного мэйнстрима1. Я сосредоточу внимание на том, чем они отлича­ются от последних. По ходу книги мы проанализируем, какие методы и тактики составляют деструктивный контроль сознания. Выявляя наиболее распространенные культовые сценарии, вы увидите, как се­мьи могут работать вместе, чтобы освободить своих близких. Вы по­лучите практические знания, рассматривая перечни важных понятий, заполняя оценочные формы для планирования индивидуального под­хода и прорабатывая коммуникативные стратегии и диалоги для под­готовки к общению с вашим близким, попавшим в беду. (В боль­шинстве сценариев и диалогов, представленных в книге, имена клиентов и легко опознаваемые характеристики были изменены.)

Я верю, что настоящая любовь сильнее любви обусловленной. Се­мья и близкие друзья любят по-настоящему, с этой любовью не могут

1 Mainstream — букв, «основной поток», понятие, обозначающее в английском языке те явления и социальные институты, которые признаны основной частью общества. (Прим. перев.)


44 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

соперничать никакие культовые отношения в условиях контроля со­знания. Последние, как правило, основаны на повиновении и пол­ном растворении в группе. Как только участник культа проходит ста­дию «медового месяца» и эти условия становятся очевидными, друзья и семья могут постепенно увеличивать положительное влияние на но­вообращенного. Время работает на них, потому что человеку присуще органическое стремление к свободе и потому что контроль сознания никогда не бывает стопроцентным, а культы, в конечном счете, ни­когда не выполняют своих обещаний.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: