double arrow

МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ ФОБИЙ

Культы, применяющие контроль сознания, внедряют фобии с по­мощью разнообразных методов и техник. Обычно первый шаг состоит в том, чтобы побудить человека войти в измененное состояние созна­ния, или транс. Как мы выяснили, в этом случае аналитические спо­собности отключаются и информация поступает либо с минимальной критической оценкой, либо вовсе без нее. Многие лидеры заставля­ют своих последователей медитировать, молиться, петь или монотон­но скандировать (иногда часами), прежде чем начнется лекция или проповедь, вызывая у них состояние, близкое к гипнотическому трансу или наркотическому опьянению.

У мунистов нас часто лишали драгоценного сна, чтобы мы могли поехать в поместье Муна рано утром. Обычно мы в течение часа пели «святые» песни, а затем час молились (сначала индивидуально, потом в унисон), и только потом слушали Муна. Таким образом, наши умы были гораздо более «духовно открытыми» (культовый жаргонный за­менитель для понятия «восприимчивый»). В действительности мы были в трансе и, конечно, не пытались критически осмыслить услы­шанное.

+ Прямое внушение — одна из наиболее распространенных техник внедрения фобий. Например, лидер как-нибудь заявляет: «Вы ум­рете от сердечного приступа, если когда-нибудь утратите веру и уй­дете». Как правило, тон его голоса выражает абсолютную власть и уверенность, его глаза неотрывно смотрят на слушателей, он часто указывает на них указательным пальцем. Так как лидеры культа, как правило, претендуют на обладание божественными силами, они стараются придать своим словам огромный вес.

4- Косвенное внушение менее конкретно, но в ряде случаев даже более эффективно. Например, адептам могут говорить, что «всякий раз, когда член группы теряет веру и уходит, случается что-нибудь плохое». Не вдаваясь в конкретные детали, косвенный подход за-


176Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

ставляет людей заполнять эти лакуны порождениями собственных страхов: бывшего адепта заманивают в комнату, полную крыс, ко­торые съедают его заживо; им овладевают злые духи, и он расстре­ливает из пулемета всю свою семью; он поджигает себя и прыгает с крыши здания на группу девочек-скаутов, и т. д. Поскольку никто ничего не знает наверняка, косвенное внушение способствует по­рождению самых глубоких и самых темных фантазий. Предполо­жения, исходящие из глубин собственного «я», являются наибо­лее мощными.

+ Использование историй и свидетельств. Для подкрепления фобий лидеры культов нередко используют истории об отступниках: «Вы помните Алису М.? Она ушла из группы в прошлом месяце, и мы только что получили известие, что она повесилась. Видите, что случается, когда вы уходите от защиты Всемогущего?». Как пра­вило, эти истории — абсолютная ложь. Правдивы они могут быть только в одном: человек действительно ушел из группы.

Бывших адептов, вернувшихся в свою группу, часто просят при всех покаяться в грехах, рассказать о пороках и страданиях, с которыми им пришлось столкнуться во внешнем мире. Они живо­писуют, как подвергались предательскому нападению, как их хва­тали за горло, пытаясь ограбить или изнасиловать, как их мучили ужасающие кошмары и как они страдали от жестоких головных бо­лей, пока не «возвратились в семью Бога». Чем красочнее подроб­ности страшной истории, тем она эффективнее.

+ Книга, фильмы и сообщения средств массовой информации. По­койный Фредерик Ленд («Рама») нередко приказывал последова­телям читать романы Стивена Кинга, а затем использовал эти пу­гающие истории, чтобы заставить адептов бояться потерять защиту от злых духов — защиту в лице самого Ленца1. Он также имел обыкновение рекомендовать книги Карлоса Кастанеды, повеству­ющие о злонамеренных существах и демонах, чтобы внушать чле­нам своей группы потребность в духовной «защите» лидера2.

Я уже упоминал, как в 1974 году кинофильм «Экзорсист» (Exorcist) использовался Муном для того, чтобы внедрить фобии в сознание своих адептов. Жанр фильма ужасов предоставляет в

1 King Stephen. Talisman. NY: Viking Press, 1984; IT, New American Library,
1990.

2 Castaneda Carlos. A Journey to Ixtlan. NY: Washington Square Press, 1992; Tales
of Power. NY: Pocket Books, 1992.


Глава 10. Снятие фобий + 277

распоряжение лидерам множество инструментов манипулирования людьми при посредстве страха.

Я полагаю, что «Челюсти» Стивена Спилберга — это фильм, который можно считать одним из наиболее эффективных в плане внушения фобий, хотя, насколько мне известно, он никогда не использовался деструктивными культами, применяющими конт­роль сознания. Ведь именно он заставил бояться плавать в океане гораздо больше людей, чем любой другой фильм или книга.

Сообщения средств массовой информации также прекрасно подходят для того, чтобы вызвать страх и внушить фобии. Лидеры культов любят сообщать своим последователям о наводнениях, землетрясениях, пожарах, вспышках голода, эпидемиях, войнах и используют эти рассказы в доказательство того, что пришли «последние дни». Они любят провозглашать гибель всех неверую­щих. Помимо вычитывания пророчеств из Библии, множество культовых групп ориентируются на сообщения, якобы получаемые от инопланетян. Многие из них говорят, что мир скоро погибнет и что только их сторонников заберут в безопасное место или поста­вят руководить «новым мировым порядком».

+ Использование имеющихся фобий и страхов. Потенциальных но­вообращенных побуждают раскрывать подробную информацию о своем прошлом, особенно что касается травмирующих событий или психологических расстройств. Потом лидеры культа могут ис­пользовать эту информацию, чтобы активизировать старые фобии или создавать на их основе новые. Пораженные элементы докуль-товой личности выявляются и используются с целью формирова­ния зависимой, охваченной фобиями личности. Это так же лег­ко, как сказать человеку, который боится, что его похоронят заживо: «Ад (с которым вы столкнетесь, если оставите группу) по­хож на то, как если бы вас поместили в глубокую яму и бесконечно долго забрасывали землей». Если кто-то до участия в культе был склонен к самоубийству, лидер, вероятно, скажет: «Да уходи. Ты просто настроишься на желание убить себя». Если человек был наркоманом, ему, соответственно, напророчат, что если он оста­вит группу, то вернется к наркотикам.

Затем страхам придается как можно больше неопределенности, чтобы можно было включить в них все, что означает угрозу культо­вой личности:

— Любые мысли, чувства или сведения, несущие критику в от­ношении лидера культа, доктрины или организации.


278 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

—Бывших членов культа или людей, выступающих с критикой группы.

—Сомнения и мысли об уходе из группы.

Как только эти фобии укореняются в сознании культиста, он ста­новится зависимой личностью, захваченной чувством беспомощнос­ти и безнадежности относительно ухода из группы. Лидерам культа необходимо, чтобы их адепты были переполнены страхами и неуве­ренностью в себе. Они культивируют пониженное чувство собствен­ного достоинства и манипулируют своими приверженцами, чтобы за­ставить их упорнее работать ради похвалы и продвижения по иерархической лестнице.

В небольших «персональных» культах контроль может быть гораздо интенсивнее в силу более непосредственного контакта между хозяи­ном и рабом. Подобные насильственные отношения часто менее иде­ологизированы, практически не имеют формальной доктрины и раз­работанной системы ритуалов. Несмотря на это, процессы контроля сознания весьма эффективны, если базируются на эксплуатировании существующих страхов и чувства вины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: