Сейте семена сомнения, Задавая гипотетические вопросы

В конечном итоге вы хотите побудить близкого человека оставить культ, тогда как для него это нечто невообразимое. Для начала по­просим его представить гипотетические обстоятельства, при которых


304 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

он мог бы уйти. Мы задаем вопросы типа «что, если», вскрывающие негативные стороны его участия в группе и построенные таким обра­зом, чтобы культист мог не задумываться об их истинной подоплеке. Сначала близкий человек может запротестовать: «Я не хочу уходить!», на что вы можете ответить, что не пытаетесь забрать его из группы, а хотите только лучше понять его убеждения. Скажите: «Минутку, по­зволь мне объясниться». Затем приведите пример: «Что, если ты зна­ком с кем-нибудь, кто состоит в организации "Международный Путь"? Эти люди верят, что осуществляют волю Божью. Похоже, они действительно хорошо знают Священное Писание — они способ­ны быстро и без запинки цитировать обширные фрагменты из Биб­лии. А что, если они вдруг обнаружили, что образование лидера вов­се не соответствуют его заявлениям? Он говорит, будто имеет степень доктора теологии, но что, если он получил ее по почте в обмен на денежный перевод? Я полагаю, ты пришел бы к выводу, что лидер представлял свою компетентность в ложном свете. Если бы ты состо­ял в этой организации, достаточно ли было бы такого открытия, что­бы заставить тебя уйти? А если бы лидер заявил, что Богу угодна ложь? Можешь ли ты поверить, что Бог нуждается во лжи, обмане и мани­пулировании человеком?».

Вопрос, лжет ли Бог или поощряет ложь, возникает во многих библейских культах. Некоторые из них даже приводят истории из Биб­лии, чтобы оправдать ложь. Здесь можно спросить: «Мог ли лидер, утверждающий, что Бог закрывает глаза на ложь, действительно осу­ществлять волю Божью? Лживый лидер — не есть ли это вероятный повод для ухода из группы?». Близкий человек может, в свою оче­редь, посчитать это недостаточной причиной для ухода. Если это так, предложите ему подумать о том, как Бог, который есть свет Истины, может поощрять ложь? Как можно вообще доверять такому Богу? По­просите культиста определить, что для него есть Бог, опять-таки за­давая вопросы типа: «Является ли твой Бог Богом Истины?». Есть вероятность, что вы все-таки придете к согласию, обоюдно признав, что если Бог существует, то это Бог Истины.

Еще один вопрос, который можно задать: «Что, если кто-то по­просил бы тебя поговорить с бывшим членом группы, которую неко­торые считают культом?». Задавая очередной косвенный вопрос («что, если кто-то»), вы можете получить нужную информацию, не утрачивая взаимопонимания с членом культа. Если ответ культиста отрицательный («Нет, ни в коем случае!»), ясно, что еще не настало время приводить бывшего участника для разговора. Вместо этого можно рассказать историю о конкретном человеке, покинувшем ту


Глава П. Содействие свободе сознания + 305

или иную культовую группу, с которым вы встречались или о котором слышали.

Бывший член культа: В мою бытность мунистом я отвечал за магазин­чик, расположенный в аллее для прогулок, где мы продавали цветные лампы из вулканического стекла. Мы обычно показывали клиенту дорогую лампу, а затем продавали коробку с дешевой ими­тацией. Я тайно купил экземпляр книги «Борьба». Она заставила меня задуматься. Я осознал, что моей честности претит торговля этими фальшивыми лампами, каковы бы ни были ее причины.

Когда вы приглашаете адепта пообщаться с бывшим мунистом, ваша основная цель заключается в том, чтобы заставить его воочию представить себе обстоятельства, при которых он мог бы уйти из груп­пы. Вместо заявлений и суждений вы предлагаете и выявляете фак­ты. Можно поговорить о том, насколько трудно было этому человеку уйти из группы из-за того, что он приравнял ее к Божьей воле. Уйти из группы означало покинуть Бога. После ухода он понял, что это верование было совершенно ложным, а истина — прямо противопо­ложна. Это верование навязывалось группой, чтобы удерживать адептов, рекрутировать новых, собирать деньга и усиливать рекламу. Ему потребовалось некоторое время, чтобы понять: «Я могу покинуть группу и не потерять связи с Богом». Если близкий человек сумеет идентифицировать свой случай с тем, что он услышал от бывшего адепта, то он увидит, что выход есть.

В какой-то момент близкий человек может уйти в глухую оборону и заявить: «Я не хочу покидать группу!». Напомните ему, что спраши­ваете только гипотетически: «Если бы это случилось с тобой, ушел бы ты из группы? Существует ли какая-нибудь законная причина оста­вить группу — любую группу? Студенческое братство, например?». Расширяйте круг обсуждаемых групп, включая в него политические, психотерапевтические, военные, коммерческие, криминальные.

+ «Что, если ты оказался в банде, которая собирается грабить банк? Это — оправданная причина уйти? А если ты боишься, что банда будет на тебя давить или преследовать тебя? Это была бы обосно­ванная причина?»

+ «Допустим, ты состоишь в терапевтической группе, которая про­сит тебя раскрыть интимные секреты, доверенные тебе другим членом группы. Будет ли это законной причиной, чтобы уйти?»


306 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Используйте слово «законная» без колебаний. Вместе с тем можно поинтересоваться у члена культа: «Кто для тебя определяет "закон­ность»?". Для группы, применяющей контроль сознания, не бывает оправданных причин для ухода. Как правило, это трактуется так, что вы предаете Бога, одержимы Сатаной; может быть выдвинуто любое другое абсурдное утверждение. Избегайте говорить прямо о группе, в которой состоит близкий человек, представляйте свой пример абст­рактно, задавайте гипотетические вопросы. Это поможет адепту со­здать новую систему взглядов, позволяющую ему задуматься о соб­ственном культе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: