Аллегории, метафоры и всяческие истории входят в число наиболее действенных средств передачи информации и изменения аттитю-дов и моделей поведения. Они особенно сильны в том, что касается возможности обойти практикуемые в культах методы блокировки мышления. Один из наиболее эффективных терапевтических сюжетов — история про то, как человек попадает в некую переделку, но не осознает этого. После ряда событий он начинает отдавать себе отчет в наличии проблемы и ищет способы ее решения (нужных людей, информацию). Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают новые перспективы, ведущие к правильному поведению. В конце герой не только освобождается от проблемы, но и ведет более счастливую, более здоровую жизнь.
Подобную структуру рассказа могут использовать различные члены команды, рассказывающие свои истории. Например, кто-то, только что бросивший курить, мог бы начать свою историю с того, что знал о вреде курения, но чувствовал, что совершенно привык, и ощущал безнадежность. Далее можно описать, как он нашел ресурсы — никотиновый пластырь, курс гипноза или психотерапии, увидел новые перспективы и наконец сумел найти здоровую замену курению в виде, скажем, терапевтических дыхательных техник. Наконец он может рассказать близкому человеку, насколько лучше он теперь чувствует себя и насколько счастлив, что вновь контролирует свою жизнь.
Другой подход состоит в использовании актуальных метафор и сравнений с целью провести параллели между культами и другими де-
318 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
Глава 11. Содействие свободе сознания 4- 319
структивными ситуациями. Особенно мощной является в этом смысле тема насильственных отношений, причем насилие может быть как психологическим, так и физическим, а также тем и другим одновременно. К сожалению, почти каждый из нас может найти в своем прошлом пример нездоровых отношений и использовать его здесь во благо, рассказав о них так, чтобы помочь члену культа обнаружить связь с его собственной ситуацией. Если вы не можете рассуждать о личном примере, опишите знакомого человека, например женщину, страдавшую от систематических избиений. Скажите о том, как люди предупреждали ее о характере будущего мужа; как она была неспособна видеть его недостатки; как он запугивал и шантажировал ее, эксплуатировал ее чувство вины; как он изолировал ее от семьи и друзей и сделал ее зависимой. Главным в вашем рассказе должно быть то, что она в конце концов получила помощь и избавилась от этих отношений.
Вопросы для проверки реальности
4 Как бы ты оценил моральные качества вашего лидера по десятибалльной шкале? Каков он в сравнении с такими религиозными фигурами, как Иисус и Будда?
+ Как бы ты оценил свою преданность группе по десятибалльной шкале, когда только вступил в нее? Как ты оценил бы ее теперь? Приблизительно через пять лет?
4 Каков твой взгляд на людей, не являющихся членами вашей группы? Каков твой взгляд на мир, находящийся за пределами вашей группы?
4 Как ты относишься к родителям?
4 Как ты относишься к братьям и сестрам?
4 Как ты относишься к другим родственникам?
4 Как ты относишься к старым друзьям?
4 Что ты думаешь о людях, помогающих другим выбираться из культовых ситуаций? Почему именно так?
4 Ты говорил когда-нибудь с кем-то, кому помогли выйти из культа? Ты готов к этому? Если нет, то почему?
4 Каково твое отношение к уходу из группы?
4 Напомни, каково твое отношение к бывшим адептам. Почему ты готов огульно отвергнуть так много людей, не приложив усилий к тому, чтобы сначала их узнать?
Другие истории могут выглядеть не имеющими отношения к делу, но если их правильно рассказать, они оказываются весьма эффективными. Например, можно рассказать, как вы заблудились в лесу во время пешего похода с друзьями. Опишите, как вы поняли, что потерялись, и как забрались на дерево, чтобы лучше сориентироваться, где находитесь. Можно также описать, как вы разожгли костер и положили в него сырые листья, чтобы подавать дымовой сигнал, который и был обнаружен. Смысл вашей истории может заключаться в следующем: «Иногда человеку нужна помощь, чтобы выбраться из неприятного положения. Просить о помощи — нормально». Еще одно сильнодействующее средство — фильмы. Два моих самых любимых фильма — «Шоу Трумэна» (The Truman Show) с Джимом Кэрри и старый фильм с Уолтером Мэтью и Робином Уильямсом «Специалисты по выживанию» (The Survivors). В финале «Шоу Трумэна» герой Джима Кэрри предпочитает иллюзорной жизни личную свободу. В «Специалистах по выживанию» герой Робина Уильямса попадает в культ, обучающий выживанию, и в конце понимает, что лидер — шарлатан, стремящийся делать деньги и потому провоцирующий страх.
СМЕНА РОЛЕЙ
Эта техника — невероятно мощный способ открыть новые перспективы, улучшить общение и создать более близкие отношения. В отличие от ролевой игры, где вы становитесь на место культиста с целью запланировать и отрепетировать мини-взаимодействия, здесь вы просите его встать на ваше место, чтобы он смотрел с вашей точки зрения. Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы отвечать на вопрос близкого человека другим вопросом: Член культа: Как ты относишься к тому, что я вступил в эту группу? Отчим: А что бы ты почувствовал на моем месте?
Эта техника смены ролей может заставить культиста принять точку зрения отчима. Само собой, вы должны быть готовы ответить взаимностью. Иногда можно и открыто попросить близкого человека поменяться с вами ролями. Могли бы вы защищать его позицию по конкретному вопросу (например, его любовь к лидеру), как свою собственную? Членам команды, которые чувствуют свою неспособность принять точку зрения члена культа, следует проводить с ним больше времени, чтобы лучше его понять. Задавайте больше вопросов и узнавайте его мир.
320 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
Можно попробовать применить эту сильнодействующую технику, общении с другим членом команды. В данном ниже упражнении J встал на позицию матери, а мать выступила с точки зрения дочери готовясь к предстоящему реальному обмену ролями. СХ (в роли матери): Знаешь, Кристи, я просто изумляюсь, до какой степени ты готова позволять вашему гуру решать, можешь ли ты я нам приехать. Ты всегда получала массу удовольствия, выражая
по любому поводу собственное мнение и восставая против автори-| тетов.
Мать (в роли дочери): Она сказала бы: «Гуру объяснил, что мое бунтарство было всего лишь попыткой контролировать то, что мне неподвластно. Мама, когда ты наконец расслабишься и примиришься с тем, что есть?»
СХ(вроли матери): Я постараюсь принять все, как есть, но ты также должна встать на мое место. Как бы ты себя Чувствовала, если бы твоя красивая энергичная дочь, которую ты любишь и чье общество доставляло тебе всегда столько удовольствия, должна была спрашивать у кого-то, можно ли ей просто увидеться с тобой? Ваша цель при постановке подобного вопроса заключается не только в" выявлении подлинной личности, но также и в том, чтобы побудить дочь соприкоснуться с собственными чувствами и понять ваши переживания. Вы получите, скорее всего, разные ответы в зависимости от того, находится ли она в культовом или аутентичном состоянии.
Культовая личность: Я просто смирилась бы с этим. Подлинная личность: Хм, это тяжело.
Мать (в качестве самой себя, Стиву): Ну и что я должна была бы сказать?
СХ: Попробуйте так. (Переключается пароль матери). «Мне нужно, чтобы ты знала, насколько я тебя уважаю, и я надеюсь, что ты меня тоже уважаешь. Если лидер вашей группы — тот, за кого он себя выдает, и если учение группы обоснованно, я тоже достигну просветления. Поделись со мной и научи меня; я хочу понять тебя и твою группу! Если лидер окажется не заслуживающим доверия, мы постараемся усвоить то, чему научились, и двинемся дальше». Когда она отвечает, покажите, что вы внимательно слушаете. Скажите: «Итак, насколько я услышала, ты сказала», после чего повторите сказанное своими словами. Будьте ш*ренни, непод-
Глава 11. Содействие свободе сознания + 321
дельно заинтересованы. Пусть она расскажет о себе. Пусть она скажет, что ее привлекает в группе. Помните: обе личности, как культовая, так и подлинная, нуждаются в любви и одобрении с вашей стороны.