В. Семейное консультирование как главная тема

В отличие от консультирования о выходе, подход стратегического взаимодействия обращается к опыту семейного консультирования, чтобы сблизить культиста с другими членами семьи. Сосредоточива­ясь на исправлении отношений и улучшении семейного климата в це­лом, мы снимаем с участника культа давление и определяем более об­щие проблемы, лежащие в основе разрешаемых нами проблем. Традиционный сеанс семейного консультирования проводится в ка­бинете тераписта в течение одного или двух часов. Действуя в рамках ПСВ, мы проводим долгие, иногда марафонские занятия и нередко

12 Зах. 4699


338 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

делаем это дома. Участники длительных семинаров, проводимых культами, обычно подготовлены к многодневному воздействию.

В большинстве случаев они с энтузиазмом соглашаются участво­вать в подобных мероприятиях, если те подаются им как коллективное обсуждение семейных проблем:

«Мы собрались пройти консультирование, чтобы попробовать справиться с некоторыми из семейных проблем. Ты — важная часть семьи, и мы были бы рады видеть тебя рядом с нами». Как только вы добились взаимопонимания на этом поприще, можно определить причастность близкого человека к культу как одну из проблем, нужда­ющихся в решении: «Нам нужно поговорить обо всех проблемах, включая и твое участие в этой группе».

Мне удается лучше понять семью, если в ходе консультационных сессий я наблюдаю за людьми в непринужденной домашней обстанов­ке. Содержится ли дом в полном порядке или в нем царит хаос? Как он украшен? Кто те люди, что изображены на фотографиях? О чем мне говорят эти фотографии? Например, если на фотографиях отец всегда изображен с одной из трех дочерей, можно предположить, что у него с этой дочерью наиболее близкие отношения. У членов семьи будут также собственные положительные и отрицательные ассоциа­ции с домашней обстановкой. Если у культиста или какого-либо важ­ного члена команды с домом связаны особенно отрицательные ас­социации, воздействие следует проводить где-нибудь в другом месте — возможно, в доме соседа или близкого друга.

В ходе сеанса по семейному консультированию в рамках ПСВ я задаю участнику культа ряд вопросов, чтобы лучше понять его точку зрения: «Каково тебе было расти в своей семье? Как ты относился к отцу? К матери? К брату?». Помимо выяснения его личных забот, связанных с семьей, я стараюсь добиться взаимопонимания и выявить его докультовое «я».

Моя цель — помочь этому человеку взглянуть на вещи с другой точ­ки зрения. Если культист упоминает, скажем, о какой-либо внутри­семейной проблеме, его культовый менталитет вытесняется семейной системой. Участник культа, например, может сказать отцу: «Папа, ты шестнадцать лет ходил к психиатру, чтобы справиться со своей за­стенчивостью, но ты и сейчас все такой же робкий». Для отца это благоприятная возможность послужить образцом положительного из­менения, вырвавшись из обычной~колеи. Он может признать, что зашел в тупик и хочет изменить свое поведение: «Ты прав. То, что я


Глава 12. Планирование и осуществление воздействия + 339

делал, не работает, так что мне, вероятно, следует посоветоваться с кем-нибудь еще и попробовать нечто другое».

Еще одна проблема, часто возникающая в ходе консультирова­ния,— противоречия в толковании духовных вопросов. Приверженец политического культа, например, может выражать недовольство тем, что католические верования его родителей чересчур ригидные (жест­кие, консервативные). Если семья склонна к агностицизму, участ­ник религиозной группы может сказать, что им следует иметь больше веры. В обоих случаях я стараюсь напомнить о том, что все мы имеем право выбирать путь духовного развития и степень его углубленности. Полезно, однако, мысленно меняться местами, чтобы удостоверить­ся в разумности своего выбора. Дискуссия в кругу семьи на тему о том, как группа применяет методы социального влияния в процессе саморекламы, способна побудить адепта культа проверить реальность. Суть в том, чтобы сосредоточиваться не столько на самих верованиях, сколько на том, как группа эксплуатирует четыре компонента BITE. В идеале и у приверженца культа, и у семьи появится стимул искать общие сферы согласия и взаимного принятия.

Неплохо устраивать регулярные перерывы. Это позволяет культис-ту находить время для прогулок, размышлений и уединенной молит­вы, а также — в случае его особого тяготения к семье — для общения с близкими. Мой опыт показывает, что некоторые из наиболее важных разговоров происходят именно во время перерывов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: