Идеи правового государства в XVIII-XIX вв

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея пра­вовой организации государственной жизни, исключающей монополи­зацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную сво­боду посредством права.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах госу­дарственной власти, Д.Локк, например, среди неотчужда­емых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, по­вышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотиз­ма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить за­конодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государст­ва было поднято в теории родоначальника классической немецкой филосо­фии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно пред­ставляет собой «объединение множества людей, подчинённых правовым за­конам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он ис­пользовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было на­звановерховенство правового закона.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Ис­полнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть на­значается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равно­весие властей, а не просто их разделение.

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввёл в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Правовое государство характеризуется рядом имманентно присущих ему принципов, которыми являются: верховенство права; разделение властей; взаимная ответственность личности и государства и другие. Реализация принципов правового государства осуществляется при помощи определённых правовых средств (механизмов), лежащих в сфере личных и политических прав и свобод (конституционно-правовой механизм), социально-экономических прав и свобод (социально-правовой механизм), и специфического механизма реализации принципа взаимной ответственности личности и государства.

В целях обеспечения верховенства права необходимо признание этого принципа не только государством, но и обществом. Такое признание должно исходить от государственных органов всех ветвей и уровней власти - в форме официальных заявлений, законов и иных нормативных актов, их повседневной деятельности. Верховенство права должно быть признано политическими партиями, общественными движениями и организациями - в форме заявлений, обращений, инициатив и пр. Данная концепция должна укорениться в общественном правосознании и в сознании каждого человека, что требует повышения правовой культуры всех слоев населения, пропаганды высокой социальной ценности права, его значимости в повседневной жизни человека, общества и государства.

Разделение властей как принцип правового государства в настоящее время претерпевает значительную трансформацию. В ряде стран складывается единый блок власти в виде правящего большинства в парламенте и сформированного этим большинством правительства. Этот блок, как единое целое, противостоит оппозиции меньшинства, представляющей интересы иных политических групп. Линия раздела проходит не между законодательной и исполнительной властью, как в классической теории разделения властей, а между парламентским большинством и правительством, с одной стороны, и оппозицией - с другой. При этом контроль над правительством перемещается в руки парламентской оппозиции и к средствам массовой информации.

Механизм реализации принципов правового государства представляет собой систему правовых средств, с помощью которых осуществляется деятельность уполномоченных органов, общественных организаций и граждан по защите прав человека и контролю общества над государственной властью.

Механизм реализации принципов правового государства в сфере личных, политических прав и свобод человека и гражданина является, прежде всего, конституционно-правовым. Эти права и свободы обеспечиваются нормами Конституции, которая является актом прямого действия, законами и иными нормативными актами, а также актами применения права. Степень и формы гарантированное социально-экономических прав находятся в прямой зависимости от состояния экономики, социальной направленности, а также от организации и эффективности деятельности органов государства.

Правовое государство и личность состоят в правовых отношениях друг с другом, которые, в свою очередь, являются публично-правовыми. В соответствии с ними государство обязуется предоставить лицу все права и свободы, предоставленные и гарантированные человеку и гражданину Конституцией и иными законодательными актами, а лицо - нести возложенные на него обязанности по отношению к государству. Государство и личность, как стороны указанных правоотношений, равны и обязаны добросовестно выполнять свои обязанности. В случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения они несут юридическую ответственность в установленном законом порядке.

Механизм реализации принципа взаимной ответственности личности и государства обладает рядом особенностей. Отношения между органом государства или должностным лицом, причинившим вред личности, с одной стороны, и потерпевшим - с другой, в отличие от гражданско-правовых отношений по возмещению вреда, являются публично-правовыми. Отсюда вытекает, что и ответственность публично-правовых образований за вред, причинённый при отправлении власти, носит публичный характер. Компенсируя причинённый ущерб, государство покровительствует частным интересам, имеющим публичное значение, и тем самым способствует становлению и развитию принципов правового государства.

Механизмы реализации принципов правового государства едины в своей направленности на обеспечение прав и свобод личности и, в первую очередь, права на достойную жизнь и свободное развитие человека, которое является целью правового государства. Достижению данной цели должен служить реформируемый механизм судебной защиты, призванный обеспечить действительную охрану прав личности.

Цель данной работы – это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой приводятся примеры строительства правового государства.

Итак, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство- это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надёжные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство- это система институциональных и формально- юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена- индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идёт речь, определятся объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

С помощью проанализированных механизмов реализации принципов правового государства обеспечивается предсказуемость и определённость государственных решений.

Рассмотренные в настоящей работе механизмы реализации принципов правового государства играют огромную роль в процессе функционирования института обеспечения и зашиты прав и законных интересов личности. Соответственно, этим гарантируется полная поддержка тех, на кого данные основные права распространяются, вплоть до подключения к этому, в случае необходимости, и судов.

С помощью механизмов обеспечиваются гарантии, нерушимость, уважение и защита прав и свобод человека. Неизменность гарантий закрепляется в Основном законе страны, становясь ядром и её высшей ценностью. Этим достигается обязанность государства уважать права человека и не допускать их нарушения посредством государственного вмешательства. При этом решаются две задачи: во-первых, пресекаются действительные или угрожающие вмешательства в частную жизнь индивида, а во-вторых, обеспечивается существование личности, отвечающее представлениям о человеческом достоинстве.

Механизмы обеспечивают разнообразные формы контроля над государственной деятельностью. Прежде всего, это контроль со стороны законодательной власти и правосудия. Кроме того, механизмы обеспечивают большой простор для полноценной деятельности общественной проверки, получения открытой и правдивой информации о важнейших политических, социальных, экономических событиях и процессах, о деятельности государственных и иных органов, общественных организаций.

Механизмы реализации принципов правового государства способствуют балансу общественно-политических отношений в стране, что позволяет человеку как нравственному субъекту самостоятельно решать вопросы о своей свободе и ответственности, являясь точкой отчёта правового государства и высшей ценностью его конституции.

Для того, чтобы государство развивалось в месте с тем, и общество и право должно быть реальным, конституционным, гуманным и справедливым.

Закон-суров, но он справедлив. Реализации принципа правового государства служит интересам не одно человека, а целого общества. Правовое государства образовывает тот правовой климат, который позволит всем субъектам права в полной мере осуществить свой интересы.

Библиографический список

  1. Коваленко М.В. Общая теория государства и права.-ТЕИС,1996.
  2. Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций/ Издание второе, исправленное и дополненное.
  3. Лазарев Б.М. Что такое правовое государство?
  4. Разделение властей и парламентаризм./ Общ. Ред. Глушко Е.К.
  5. Гаджиев К.С. «Политическая наука», М.: 1998
  6. Енгибарян Р.В. «Теория государства и права». Учебное пособие.
  7. Малько А.В. «Теория государства и права». Учебное пособие.
  8. Любашиц В.Я. «Теория государства и права».

[1] Малько А.В. «Теория государства и права». Издательство Кнорус, 2006. Стр 95.

[2] Малько А.В. «Теория государства и права». Издательство Кнорус, 2006. Стр 96.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: