В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».
На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчинённых правовым законам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названоверховенство правового закона.
Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.
Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввёл в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.
Правовое государство характеризуется рядом имманентно присущих ему принципов, которыми являются: верховенство права; разделение властей; взаимная ответственность личности и государства и другие. Реализация принципов правового государства осуществляется при помощи определённых правовых средств (механизмов), лежащих в сфере личных и политических прав и свобод (конституционно-правовой механизм), социально-экономических прав и свобод (социально-правовой механизм), и специфического механизма реализации принципа взаимной ответственности личности и государства.
В целях обеспечения верховенства права необходимо признание этого принципа не только государством, но и обществом. Такое признание должно исходить от государственных органов всех ветвей и уровней власти - в форме официальных заявлений, законов и иных нормативных актов, их повседневной деятельности. Верховенство права должно быть признано политическими партиями, общественными движениями и организациями - в форме заявлений, обращений, инициатив и пр. Данная концепция должна укорениться в общественном правосознании и в сознании каждого человека, что требует повышения правовой культуры всех слоев населения, пропаганды высокой социальной ценности права, его значимости в повседневной жизни человека, общества и государства.
Разделение властей как принцип правового государства в настоящее время претерпевает значительную трансформацию. В ряде стран складывается единый блок власти в виде правящего большинства в парламенте и сформированного этим большинством правительства. Этот блок, как единое целое, противостоит оппозиции меньшинства, представляющей интересы иных политических групп. Линия раздела проходит не между законодательной и исполнительной властью, как в классической теории разделения властей, а между парламентским большинством и правительством, с одной стороны, и оппозицией - с другой. При этом контроль над правительством перемещается в руки парламентской оппозиции и к средствам массовой информации.
Механизм реализации принципов правового государства представляет собой систему правовых средств, с помощью которых осуществляется деятельность уполномоченных органов, общественных организаций и граждан по защите прав человека и контролю общества над государственной властью.
Механизм реализации принципов правового государства в сфере личных, политических прав и свобод человека и гражданина является, прежде всего, конституционно-правовым. Эти права и свободы обеспечиваются нормами Конституции, которая является актом прямого действия, законами и иными нормативными актами, а также актами применения права. Степень и формы гарантированное социально-экономических прав находятся в прямой зависимости от состояния экономики, социальной направленности, а также от организации и эффективности деятельности органов государства.
Правовое государство и личность состоят в правовых отношениях друг с другом, которые, в свою очередь, являются публично-правовыми. В соответствии с ними государство обязуется предоставить лицу все права и свободы, предоставленные и гарантированные человеку и гражданину Конституцией и иными законодательными актами, а лицо - нести возложенные на него обязанности по отношению к государству. Государство и личность, как стороны указанных правоотношений, равны и обязаны добросовестно выполнять свои обязанности. В случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения они несут юридическую ответственность в установленном законом порядке.
Механизм реализации принципа взаимной ответственности личности и государства обладает рядом особенностей. Отношения между органом государства или должностным лицом, причинившим вред личности, с одной стороны, и потерпевшим - с другой, в отличие от гражданско-правовых отношений по возмещению вреда, являются публично-правовыми. Отсюда вытекает, что и ответственность публично-правовых образований за вред, причинённый при отправлении власти, носит публичный характер. Компенсируя причинённый ущерб, государство покровительствует частным интересам, имеющим публичное значение, и тем самым способствует становлению и развитию принципов правового государства.
Механизмы реализации принципов правового государства едины в своей направленности на обеспечение прав и свобод личности и, в первую очередь, права на достойную жизнь и свободное развитие человека, которое является целью правового государства. Достижению данной цели должен служить реформируемый механизм судебной защиты, призванный обеспечить действительную охрану прав личности.
Цель данной работы – это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой приводятся примеры строительства правового государства.
Итак, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство- это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надёжные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство- это система институциональных и формально- юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена- индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идёт речь, определятся объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.
С помощью проанализированных механизмов реализации принципов правового государства обеспечивается предсказуемость и определённость государственных решений.
Рассмотренные в настоящей работе механизмы реализации принципов правового государства играют огромную роль в процессе функционирования института обеспечения и зашиты прав и законных интересов личности. Соответственно, этим гарантируется полная поддержка тех, на кого данные основные права распространяются, вплоть до подключения к этому, в случае необходимости, и судов.
С помощью механизмов обеспечиваются гарантии, нерушимость, уважение и защита прав и свобод человека. Неизменность гарантий закрепляется в Основном законе страны, становясь ядром и её высшей ценностью. Этим достигается обязанность государства уважать права человека и не допускать их нарушения посредством государственного вмешательства. При этом решаются две задачи: во-первых, пресекаются действительные или угрожающие вмешательства в частную жизнь индивида, а во-вторых, обеспечивается существование личности, отвечающее представлениям о человеческом достоинстве.
Механизмы обеспечивают разнообразные формы контроля над государственной деятельностью. Прежде всего, это контроль со стороны законодательной власти и правосудия. Кроме того, механизмы обеспечивают большой простор для полноценной деятельности общественной проверки, получения открытой и правдивой информации о важнейших политических, социальных, экономических событиях и процессах, о деятельности государственных и иных органов, общественных организаций.
Механизмы реализации принципов правового государства способствуют балансу общественно-политических отношений в стране, что позволяет человеку как нравственному субъекту самостоятельно решать вопросы о своей свободе и ответственности, являясь точкой отчёта правового государства и высшей ценностью его конституции.
Для того, чтобы государство развивалось в месте с тем, и общество и право должно быть реальным, конституционным, гуманным и справедливым.
Закон-суров, но он справедлив. Реализации принципа правового государства служит интересам не одно человека, а целого общества. Правовое государства образовывает тот правовой климат, который позволит всем субъектам права в полной мере осуществить свой интересы.
Библиографический список
- Коваленко М.В. Общая теория государства и права.-ТЕИС,1996.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций/ Издание второе, исправленное и дополненное.
- Лазарев Б.М. Что такое правовое государство?
- Разделение властей и парламентаризм./ Общ. Ред. Глушко Е.К.
- Гаджиев К.С. «Политическая наука», М.: 1998
- Енгибарян Р.В. «Теория государства и права». Учебное пособие.
- Малько А.В. «Теория государства и права». Учебное пособие.
- Любашиц В.Я. «Теория государства и права».
[1] Малько А.В. «Теория государства и права». Издательство Кнорус, 2006. Стр 95.
[2] Малько А.В. «Теория государства и права». Издательство Кнорус, 2006. Стр 96.