Первобытный человек

I. Эволюционное происхождение первобытного человека

Прежде чем разбирать вопрос о том, что есть человек, следовало бы выяснить, как он стал им. Происхождение открывает нам путь к постижению того, чем мы являемся. Еще не так давно эволюционное происхождение человека было вопросом спорным.

Сегодня весьма рискованно подвергать сомнению эволюционную гипотезу, которая перестала быть просто гипотезой и превратилась в утверждение, признаваемое всеми учеными.

Правда, для полной картины нам не хватает многих деталей и обстоятельств. Например, мы не знаем, как протекала эволюция, но эта неясность не бросает тень на сам факт эволюции. Он признан, как мы уже отмечали, большинством современных исследователей. Конечно, при попытке объяснить процесс происхождения человека из животного "фила" на каждом шагу возникают многочисленные трудности; палеонтолог, стремящийся прочесть книгу человеческой эволюции, находит в ней много пустых страниц. Одного морфологического или анатомического критерия недостаточно, чтобы решить, является ли ископаемое человеком. В самом деле, чтобы опознать "истинно человеческое", прибегают к другим, культурным или психологическим, критериям, а также к психологической интерпретации артефактов и прочих продуктов, позволяющих понять, имеем ли мы дело с настоящим обучением и развитием изобретательства.

II. Отличительные особенности первобытного человека

Чтобы отвести первобытному человеку соответствующее место на зоологической шкале, следует изучить именно такие характеристики, как культурные, религиозные и т.д.

а) Первобытные артефакты. Для изучения отличительных черт первобытного человека наиболее интересны древние орудия из камня, которые, по-видимому, являются уже не простыми естественными предметами, используемыми в качестве орудий, а инструментами, которым сознательно и в соответствии с планом придавалась определенная форма. Интересно подчеркнуть, что для изготовления первых орудий и их использования необходимо было обладать разумом. Таким образом, мы утверждаем, что их мог создать только человек. И по нескольким причинам:

1. Во-первых, только человек мог использовать их сознательно, не случайно. Даже если их и использовало какое-нибудь животное, оно не хранило их в своем жилище, чтобы воспользоваться ими на следующий день.

2. Во-вторых, только человек изготовляет артефакты. Вдобавок, он делает их не механически, а вкладывает в них себя и свою артистичность.

Орудие служит не только для того, чтобы придать нашим органам большую силу (как, например, простые камни, придающие силу руке) во многих случаях оно заменяет и превосходит их - это не загрубевшая рука, а замена, действующая лучше самой руки. Итак, изготовление орудий - как бы разновидность творчества, которая предполагает элементарные зачатки разума. Так человек постепенно освобождается от пут, которыми он через тело связан с природой.

3. И, наконец, из вышесказанного следует, что только человек обладает "традицией". Человек никогда не начинает сначала, а вбирает в себя все культурное достояние его предшественников и "воплощается" в нем, чтобы идти вперед с помощью собственного опыта.

б) Огонь. Изготовление орудий из камня или других материалов не является единственным историко-культурным критерием, отличающим человека от животного. С некоторого времени особое значение стали придавать употреблению огня.

в) Магия и религия. Как совершенно верно отмечает Маркоцци, "любые сомнения в существовании способности понимать и рассуждать должны отпасть именно тогда, когда речь идет о типично духовных проявлениях, какими являются магия и религия". Магию следует рассматривать как важный шаг на пути эволюции человеческого сознания. Вера в магию - одно из первых и наиболее значительных проявлений пробуждения уверенности человека в себе. Он еще испытывает чувство страха перед могучими силами природы, но уже становится действующим лицом в спектакле окружающих его вещей. Он уже не считает себя лишь игрушкой в руках событий, надеется получить волшебную палочку, чтобы управлять ими.

В верованиях перед нами встает самая древняя и самая почитаемая наука о человеке. Любая вера повествует не только о сущности и творениях божества, но и о человеке, особенно об его происхождении и предназначении.

Итак, мы завершаем первый этап поиска экзистенциального определения человека. В данный момент очевидно одно: на зоологической шкале человек стоит рядом с животными, точнее - с высшими приматами. Но это "рядом" означает не однородность или одинаковость, а скорее близкую связь между единствами, различными по сути. Место, занимаемое человеком, не следующее, а особое место.

Не желая вдаваться в детали, мы сказали только, что среди животных человек занимает "особое" место. Теперь мы попытаемся подробней объяснить, в чем заключается особая форма его существования. До этих пор был правомерен вопрос: что есть человек? С настоящего момента единственно допустимым будет вопрос: кто есть человек?

"…Как индивид становится личностью в силу своей свободы и коммуникабельности…"

Если бы мы захотели обозначить и соединить в одном слове все экзистенциальные характеристики человека, то им оказалось бы слово "личность" в своем наиболее глубоком метафизическом смысле. Личность стоит в центре нашего антропологического исследования. Но вместе с тем мы не будем примыкать к конкретной философской системе, называемой персонализмом.

Общей с персонализмом отправной точкой для нас является именно личность как "трансцендентальная реальность несопоставимой ценности, которая никогда не должна рассматриваться как вещь, то есть как средство, но всегда - как цель". Здесь мы вступаем на путь антропологии, не обремененные предрассудками школы. Мы говорим: "без предрассудков школы", но не без ориентирующих ограничений специального характера, которые необходимо налагают отпечаток на нашу жизнь и, следовательно, на наше мышление.

Мы неоднократно утверждали, что человек - существо динамическое, постоянно находящееся в развитии. Это означает, что человек находится на пути к тому, чтобы стать личностью. Поэтому утверждение "человек является личностью" - это не фактическое определение человека, а точная формулировка его основной задачи, которая состоит в том, чтобы превратиться в личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: