Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.
2. Методика "Тестовая беседа"
Автор: С.А. Банков
Источник: Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
Цель: диагностика мотивационной готовности к школе.
Стимульный материал: вопросы (5).
Проведение обследования: обследование проводится в форме беседы. Ответы регистрируются.
Вопросы:
1. Ты хотел бы учиться в школе? а) да - 1 балл; б) нет -0 баллов.
2. Представь себе, что есть разные школы, в которых: а) дети только учатся читать, считать и писать - 1 балл; б) не учатся, а только играют в школу - 0 баллов; в) делают, что хочется, если хотят - играют - 1 балл. В какую из этих школ ты хотел бы ходить?
3. Представь себе, что волшебник захотел сделать тебе подарок. Какой подарок бы ты выбрал: а) вкусные конфеты - 0 баллов; б) интересную книжку - букварь, по которой можно научиться читать - 1 балл; в) игрушку, которую ты давно хотел - 0 баллов.
4. Представь себе, что у тебя есть два знакомых мальчика (девочки), которые учатся в школе. С кем из них ты хотел бы подружиться: а) с Сашей (Машей), который (ая) очень хорошо учится, много знает, но не умеет весело играть - 1 балл; б) с Димой (Леной), который (ая) учится не очень хорошо, но знает много игр и с ним (с ней) весело - 0 баллов; в) с обоими, или не можешь выбрать - 1 балл.
5. Что бы ты в первую очередь положил в новый портфель: а) азбуку, чтобы научиться читать - 1 балл; б) тетрадь или ручку, чтобы учиться писать - 1 балл; в) любимую игрушку - 0 баллов.
Обработка результатов: мотивационная готовность считается удовлетворительной, если ребёнок набрал 3 балла.
3. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека.
Источник: Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996
Цель: определение уровня интеллектуального развития ребенка, умения подражать образцу, уровня развития произвольности и способности к сосредоточенности, концентрации внимания, уровня развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения.
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека является модификацией теста А. Керна. Я. Йерасек провёл исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йерасек подчёркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном им суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с не использованием вербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).