Уровни управления службой

На сегодняшний день мы наблюдаем существование разрозненных элементов психологической службы на разных уровнях управления образованием: от федерального до конкретного образовательного учреждения. Отсутствие ясного представления о целях и задачах самой службы и нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность, тормозит формирование психологической службы образования как целостной организационной структуры, обеспечивающей всю систему, в рамках которой она функционирует и задачи которой решает.

Таким образом, необходимо связать элементы вышеозначенной системы в единое целое, согласовать цели и задачи службы, соотнеся их с миссией системы образования в Российской Федерации, простроить вертикаль ее управления и зафиксировать все это в нормативных документах.

Четкая регламентация деятельности позволит психологу решать профессиональные задачи на более высоком организационном и методическом уровне, создаст комфортные условия для развития и самосовершенствования, а образовательное учреждение убережет от роли «полигона» для испытания психотехник и методик недобросовестным специалистом. Целесообразным представляется введение системы профессиональной сертификации, гарантирующей качество подготовки специалиста для работы с использованием различных психологических технологий.

На муниципальном уровне удельный вес управленческих задач у специалистов службы возрастает. ППМС-центры, имеют в своем составе специалистов-психологов, но в связи с тем, что обслуживают обучающихся разных учреждений, относятся к муниципальному уровню управления службой. На этом уровне существуют муниципальные методобъединения, проводятся семинары и совещания специалистов и руководителей службы, осуществляется мониторинг и научно-методическое сопровождение подразделений службы в образовательных учреждениях. К компетенции муниципального уровня относится психологическая экспертиза коррекционно-развивающих программ и инновационных проектов, аттестация работников образования (через методкабинеты, ИУУ, ИПКРО).

На региональном уровне проводится мониторинг образовательной среды и развития обучающихся на территории региона, а также собственных подразделений службы, осуществляется проектирование программ и концепций развития образования в регионе, экспертиза учебников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Развитие самой службы на этом уровне определяется региональным научно-методическим советом, а также съездами и конференциями, проводимыми в рамках региона.

Федеральный уровень управления службой обеспечивает ее целостность, организационное единство в достижении целей и решении задач образования. В Министерстве образования и науки, необходим отдел, курирующий деятельность школьной психологической службы, ППМС-центров, учреждений профессионального и дополнительного образования и т.д. Создание федерального научно-методического совета службы позволило бы проектировать деятельность и развитие самой службы с учетом потребностей системы образования и достижений науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: