Стимульный материал

Список А {терминальные ценности)'.

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

—жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым че­ловеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль­ных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

—общественное призвание (уважение окружающих, коллек­тива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­ховное совершенствование);

—развлечения (приятное, необременительное времяпрепро­вождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях „ и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенство­вание других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внут­ренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности)'.

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в по­рядке вещи, порядок в делах;,

— воспитанность (хорошие манеры);

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высо­кие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятель­но, решительно);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая куль­тура);

— ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, прини­мать обдуманные, рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

— смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать пе­ред трудностями);

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение про­щать другим их ошибки и заблуждения);

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

— честность (правдивость, искренность);

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

— чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удоб­ство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимуль-ный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существен­ным ее недостатком является влияние социальной желательнос­ти, возможность неискренности. Поэтому особую роль в дан­ном случае играет мотивация диагностики, добровольный ха­рактер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны из­менения инструкций, которые дают дополнительную диагности­ческую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуе­мого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реали­зованы данные ценности в Вашей жизни?"

2. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали та­ким, каким мечтали?"

3. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"

4. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"

5. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

6. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"

7. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить вни­мание на их группировку испытуемым в содержательные бло­ки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конк­ретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональ­ной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценно­сти общения, ценности дела; индивидуалистические и конфор­мистские ценности, альтруистические ценности; ценности са­моутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискрен­ность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возмож­но и групповое тестирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: