Тест Люшера

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на опреде­ленную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании про­изводственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партне­ров. Значения цветов в их психологической интерпретации опре­делялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых..

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 ос­новных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий — спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизируют силу волевого уси­лия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, эк­спансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основ­ные цвета должны занимать преимущественно первые пять пози­ций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый, 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0) символизируют негативные тенденции:

тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяет­ся их взаимным расположением, распределением по позициям,

что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): "Перемешайте цветные кар­точки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите ис­пытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выб­рать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цве­том в одежде, цветом глаз и т.п.

Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выб­рать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбран­ную карточку следует положить цветной стороной вниз спра­ва от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера кар­точек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же са­мое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоми­нать порядок раскладки в первом выборе и сознательно ме­нять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как

будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, вто­рой — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тести­рования".

В результате тестирования получаем восемь позиций:

первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются ++);

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются хх);

пятая и шестая — безразличие к цвету (==);

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (— —).

На основании анализа более 3600 результатов исследова­ний М. Люшер дал примерную характеристику выбранных по­зиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуе­мый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отра­жают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает си­туация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейт­ральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что ис­пытуемый не связывает свое состояние, настроение, м.отивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цве­ту, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настро­ение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номе­ров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетово­го, коричневого и черного цветов записывается:

+ + X X = =
              7.

Зоны ++; хх; ==; — — образуют 4 функциональные группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: