double arrow

Удобные средства работы консультанта

Оценка эффективности беседы ограничена рамками самой бесе­ды. Выделяются следующие ограничени я в психологической бесе­ де ю телефону-

невозможность проведения полной диагностики;

трудности в отслеживании изменений состояния клиента на протяжении достаточно длительного времени от его исходного уровня, то есть эмоционального состояния клиента в начале консультации до конечного уровня, когда консультация уже за­вершена, включающего в себя:

эмоциональное состояние клиента;

степень осознавания им своей проблемы;

возможность планирования и оценки действий, способных по­тенциально привести к выходу из создавшейся ситуации, про­блемы, личностного кризиса;

уровня адаптации в целом.

Оценка эффективности деятельности консультанта телефона доверия может осуществляться следующими способами:

• через использование объективных средств контроля, включающих:

• непосредственное прослушивание на параллельной линии;

• прослушивание и анализ магнитофонных записей (метод экс­пертных оценок);

мониторинг;

супервизию, цель которой — улучшение личных качеств кон­сультанта, а также качества работы службы, для того чтобы абонент смог получить лучшую помощь. Супервизия может осуществляться следующими способами:

• дисциплинированной самооценкой;

• наблюдением за работой консультанта эксперта-супервизора;

• наблюдением и оценкой работы групповым лидером в случае использования групповой формы супервизии.

Вопрос 53. Кризисное консультирование

1. Понятие и виды

2.Условия эффективности консультирования

3. Стадии консультирования

1. Под кризисным консультированием понимается разновидность психологического консультирования, где предметом терапев­тической работы является клиент в состоянии кризиса.

Кризис понимается как определенное психологическое состояние, вызванное какой-либо ситуацией, событием, жизненным эта­пом и т. п. и для которого характерно блокирование целенаправ­ленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса нега­тивных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии. Выделяются следующие виды кризисов:

детские возрастные кризисы, связанные с особенностями раз­вития ребенка в тот или иной возрастной период;

возрастные кризисы у взрослых, связанные со спеиификой:

• жизненного пути;

• развития человека;

• отношения к жизни;

. ценностей;

. профессии;

. социальным статусом и т. п.;

ценностно-мотивационные кризисы, основанные на изменениях в ценностной системе человека, в иерархии его мотивов, когда возникает неудовлетворенность старыми ценностями, мотива­ми и при этом отсутствует или недостаточно сформирована новая система идеалов и ценностей;

кризисы, вызванные определенными ситуациями в жизни чело­века, например:

. смертью или болезнью близкого человека;

. разводом;

. выходом на пенсию;

кризисы, вызванные негативными событиями в жизни человека:. насилием;

. автокатастрофой;

• аварией и т. п.

Последствия кризиса могут быт различными — от снижения об­щей жизненной активности до угрозы социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или соматического расстрой­ства. Наибольшее негативное влияние ситуаиия кризиса оказыва­ет на людей со следующими личностными особенностями:

незрелое инфантильное мировоззрение, характеризующееся ин­фантилизмом, однонаправленностью, негармоничностью се­мейных, профессиональных и жизненных установок;

наличие акцентуации характера;

неспособность к самостоятельности в принятии решений;

• экстернальный, внешний локус контроля;

восприятие кризиса как тупика, делающего дальнейшую жизнь бессмысленной и ненужной, а не как трудного и ответственного периода, прохождение которого помогает личностному развитию. Кризисное консультирование может осуществляться:

как самостоятельный процесс, если локус проблемы клиента ле­жит в данной области, например затруднения клиента связаны с прохождением возрастного кризиса или с каким-то жизнен­ным событием, вызвавшим кризис;

как часть процесса психологического консультирования, цель ко­торого — работа с более глубинными слоями личности;

через телефон доверия, где часто клиентами являются люди, находящиеся в ситуации кризиса непосредственно в момент обращения за психологической помощью;

i/ как вид психотерапии при серьезных последствиях кризиса, на­пример при ситуации, когда человек выжил в автокатастрофе, и т. п.

2. Выделяются следующие условия эффективности кризисного кон­сультирования:

уважение, то есть отношение к клиенту как к нормальному че­ловеку и принятие его проблемы как заслуживающей внимания безусловно;

добродушие, понимаемое как человечность, подлинность кон­сультанта;

эмпатия, то есть способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно, умение встать на позицию клиента;

правильное слушание клиента, включающее в себя:

• демонстрацию поддержки, установление контакта с клиентом через принятие и уважение;

безоценочность суждений консультанта в отношении идей или поступков клиента;

систематичность, постоянное и максимальное понимание;

• умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи;

• умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и уп­рямства;

воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений;

предоставление возможностей выговориться, задать полезные вопросы и проявить ответные реакции;

• предоставление клиенту независимости и автономии.

3. Выделяются 4 стадии процесса кризисного консультирования.

первая стадия, главная задача которой — принятие клиента, установление контакта с клиентом, так как в начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, свя­занном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины, вызванными кризисной ситуацией в его жизни, и в этом случае консультант должен оказать поддержку клиенту, безоце­ночно выслушать его;

вторая стадия, задачей которой является помощь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта, связанных с кризисом, и в конце клиент должен обозначить свою проблему;

третья стадия, задачи которой — облегчение клиенту исследо­вания возможных альтернатив, возможных последствий кризиса:

• важно при этом не давать клиенту советов, как выйти из кри­зиса, а формировать у него способность к самостоятельному по­иску решений через нахождение и использование собственных внутренних ресурсов;

• консультант должен сформировать у клиента отношение к его кризису не как к концу всего и потере смысла существования, а как к важному и ответственному периоду в его жизни, способ­ствующему переходу клиента на более высокий уровень лично­стного развития, как к событию, способствующему его личност­ному росту;

если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам, а это и есть глобальная цель психологической помощи;

четвертая стадия, для которой характерно принятие решения, которое приходит, когда клиент чувствует, что кризис превра­тился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет за­тяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и по­чувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь. Прохождение данной стадии - обязательное условие эффективности консультативного процесса.

Вопрос 54. Психологическое консультирование при переживании утраты

1.Понятие

2. В связи с утратой, связанной со смертью близкого человека

3.Консультация при разводе

Утрата понимается как потеря близкого человека в результате различных событий. Выделяют утрату в результате смерти, раз­вода, расставания с партнером — спутником жизни. Утрата часто сопровождается возникновением кризиса у человека. Кризис может оказывать влияние на различные сферы личности и проявляться по-разному. Можно выделить следующие

проявления кризиса, связанного с утратой: */ возникновение депрессии, апатии и безразличия ко всему; •" снижение жизненной активности и жизненного тонуса;

• замкнутость, "уход в себя";

• ощущение потери смысла жизни;

• суицидальные проявления в речи или в поведении;

\/ обострение старых и возникновение новых соматических забо­леваний, имеющих психологическую природу;

• частая смена настроений от гиперактивности до гиппомании;

• повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность, кон­фликтность;

• неряшливость из-за нежелания ухаживать за собой, вплоть до пренебрежения повседневной гигиеной.

2. При переживании утраты в связи со смертью человек испыты­вает различные эмоции, чувства, состояния. Период пережива­ния утраты называют "работой скорби". Для этого процесса характерны разные стадии, каждая из которых имеет свои от­личительные особенности, выражающиеся в поведении и пе­реживаниях человека, понесшего утрату. Переживание утраты может длиться долгое время. Нормой в этом случае является срок до одного года. Выделяются следующие стадии, которые проходит человек при переживании утраты.

стадия отрицания характеризуется следующими переживаниями:

отрицание потери близкого человека и отказ от принятия реаль­ности ситуации;

• отрицание часто проявляется в сниженном проявлении чувств, отсутствии переживаний, невозможности заплакать и др.;

стадия озлобленности имеет следующие особенности протекания.

• сильно выраженная озлобленность на ситуацию, на других людей;

обвинение в своем горе кого-то или чего-то, поиск внешних причин произошедшего;

отказ смириться с утратой;

стадия депрессии, для которой характерны следующие проявле­ния и переживания.

• смирение с утратой, оплакивание;

тоска по умершему, желание вернуть, воссоздать утраченного человека, которые могут проявляться следующим образом:

- возникновение навязчивых мыслей, фантазий об умершем;

- видения, в которых участвует умерший;

- повышение значимости мест и событий, которые каким-то образом связаны с умершим;

- снижение собственной значимости;

- переосмысление, переоценивание отношений, которые были с умершим при жизни, при этом может возникнуть чувство ви­ны за то, что эти отношения были недостаточно позитивными, глубокими, что что-то не было сделано или сказано и т. п.;

• реакция скорби (на данной стадии имеет важную функцию — помогает преодолеть утрату);

. выход из ситуации Сможет иметь два варианта):

- постепенное смирение с утратой и принятие факта смерти близкого человека, ведущее на следующую стадию пережи­ваний — адаптацию;

- создание культа умершего, не позволяющее выйти из со­стояния скорби и усиливающее переживания человека, и в данном случае требуется помощь специалиста;

стадия адаптации наступает в случае успешного разрешения пре­дыдущей стадии депрессии и имеет следующие характерные пе­реживания:

уменьшение зависимости от утраты и желания воссоединиться с умершим;

осознание и принятие смерти близкого человека как факта, адаптация к реальности несчастья;

. возвращение к нормальному ритму жизни, появление, возобнов­ление собственных интересов;

• происходит процесс медленного ослабления связи с умершим, предполагающий не забвение, а сохранение памяти об умер­шем и интегрирование его образа во внутренний мир человека, понесшего утрату.

В случае неблагоприятного исхода "работы скорби", когда этот проиесс неудачен или незавершен, существуют следующие пато­логические варианты развития:

затяжное, долгое блокирование собственных чувств и эмоций, связанных с переживанием утраты, стремление сделать вид, будто ничего- не произошло, чтобы избежать боли, которая связана с переживанием утраты;

формирование сильнейшей идентификации с умершим человеком, при котором создается культ умершего и происходит отказ от собственной жизни, от любой деятельности, которая не связана с умершим или мешает мыслям о нем, например при смерти ребенка следующего родившегося могут назвать его именем с це­лью воссоздания, возрождения образа умершего;

растягивание переживаний скорби на долгое время, характери­зующееся обострениями в значимые даты, связанные с умершим, например в день рождения, годовщину смерти;

формирование сильнейшего чувства вины по отношению к умер­шему с патологическим желаниям собственного наказания, ко­торое в особо тяжелых случаях переживания утраты может реализоваться через самоубийство.

Выделяются следующие правила работы при консультировании в случае утраты в связи со смертью:

• консультант не должен вселять искусственный оптимизм в скорбящего;

• консультант не должен блокировать переживания и чувства кли­ента, с тем чтобы снизить степень его скорби или смягчить боль от удара, а наоборот, необходимо дать выход этим пережи­ваниям;

• консультант должен оказывать поддержку и не давать советов, как поступить, чтобы стало легче;

при возникновении переживаний, связанных со стадией озлоблен­ности, консультант должен следовать следующим правилам:

не вступать в дискуссии, логические споры с понесшим утрату человеком о том, кто прав и кто виноват в случившемся;

• необходимо проследить, чтобы переживания этой стадии были отреагированы, то есть не остались внутри человека и тем са­мым не углубили бы его депрессию;

не должен торопить клиента в проявлении им чувств и пережи­ваний. Скорбь нельзя приостановить или форсировать, это не­обходимый процесс переживания утраты, который должен длиться необходимое количество времени, и длительность процесса скорби зависит от личностных особенностей человека, от ха­рактера отношений с умершим, от культурных традиций;

не разрушать защитные механизмы, которые включаются при переживании утраты и процессе скорби, так как эти механиз­мы - необходимая составляющая, особенно на ранних стадиях, помогающая преодолеть тяжесть утраты. Функцией защитных

. механизмов в данном случае является сохранение времени на то, чтобы заново переосмыслить себя, новые обстоятельства жизни, окружающий мир и принять их;

• необходимо проанализировать символическую природу тоски скорбящего, с тем чтобы понять каков ее характер — является ли нормальным этапом протекания процесса скорби или пато­логичен и преувеличен;

при патологическом преувеличении тоски необходимо помочь кли­енту преодолеть это переживание, так как оно может повлечь за собой ухудшение состояния клиента.

Выделяются следующие задачи консультанта в проиессе работы со скорбью клиента:

оказание поддержки, принятие, особенно на первых стадиях, ко­гда человек находится в ситуации отрицания, невозможности принятия факта смерти;

активное слушание, которое в данном случае выступает веду­щим терапевтическим механизмом работы, облегчающим пере­живание утраты;

помощь клиенту в переосмыслении собственного места в жизни, ее смысла, ценностей;

помощь в принятии факта смерти близкого человека и инте­грации его образа во внутренний мир скорбящего.

Консультирование при переживании утраты в связи со смертью считается очень сложным видом консультирования, так как ре­шаются важнейшие экзистенциальные проблемы: понимание и принятие смерти, одиночества, проблема ценностей, смысла жизни. Поэтому от консультанта требуются особые навыки консультирования:

• выдержка;

• такт, эмоциональная теплота и отдача;

• определенный жизненный опыт;

• собственные проработанные проблемы экзистенциального ха­рактера, четко выработанное отношение к смерти.

3. Развод супругов сопровождается переживанием утраты отноше­ний, воспринимаемой как символическая смерть отношений, привычного уклада жизни, установок и норм, связанных со своим социальным статусом, образом жизни до развода. Для переживания утраты в связи с разводом, расставанием партне­ров свойственны те же стадии, что и для переживания утраты в связи со смертью близкого человека. При этом существуют и характерные особенности этого процесса, выражающиеся в спе­цифике переживаний, чувств и действий на каждой из стадий.

Выделяются следующие специфические особенности прохождения стадий переживания утраты при разводе1:

отрицание, характеризующееся обесцениванием важности про­изошедшего события через механизм рационализации;

озлобленность, направленная на бывшего супруга, партнера, являющаяся своеобразной защитой от душевной боли, возникшей в результате произошедшего события. Поиск сторонников, ко­торыми часто стараются сделать детей;

переговоры, которые направлены на восстановление брака, от­ношений через различные манипуляции: детей, секс, беремен­ность, чувство вины, чувство ответственности и долга и т. п.;

депрессия, наступающая в том случае, если предыдущие стадии не принесли желаемых результатов по восстановлению отношений. На этой стадии происходит осознание случившегося и пережива­ние различных чувств и эмоций, среди которых могут быть:

• ощущение пустоты жизни;

• ощущение собственной неполноценности и ненужности;

• снижение уровня самооценки;

• уход в себя, снижение доверия к людям;

• трудности в построении новых отношений;

адаптация, приспособление к новому положению и изменившим­ся условиям жизни, включающее в себя.

умение жить в одиночестве, без поддержки супруга и справлять­ся с возникающими трудностями и проблемами;

• способность самостоятельно решать проблемы бытового уровня, которые ранее решались супругом;

изменение стиля поведения в социуме, принятие своего статуса;

формирование новых жизненных целей, смыслов, изменение при­вычных установок и стереотипов.

Выделяются следующие задачи в работе психолога-консультанта при консультировании в связи с разводом:

на начальных этапах работы, когда еще сильна боль и отрицание утраты отношений, — это оказание поддержки, при этом консуль­танту следует постепенно подводить клиента к осознанию своего положения и ситуации (часто у клиента возникает сильная потреб­ность в советах по поводу того, как вернуть супруга. Здесь кон­сультант должен в первую очередь обратить внимание клиента на то, зачем ему это нужно, необходим глубокий анализ пережива­ний клиента и работа с этими переживаниями);

на стадии агрессии консультанту также не следует давать сове­тов, а сосредоточить свое внимание на осознании клиентом своих истинных мотивов и чувств, чтобы клиент понял, что данная стадия является неотъемлемой частью прохождения всего про­цесса переживания разрыва отношений (иногда клиент может испытывать сильное чувство вины из-за того, что не смог со­хранить отношения. В этом случае консультант должен помочь проанализировать истинную природу этих чувств и прорабо­тать чувство вины клиента);

переход на следующую стадию — стадию адаптации возможен только в том случае, если у клиента произошло осознание своих чувств и переживаний по поводу случившегося, и проработка этих чувств.

При работе с клиентом, находящимся на первых трех стадиях, важно подвести его к переходу на стадию адаптации через осоз­нание своего нового статуса, понимание своих будущих возмож­ностей, ответственности за свою жизнь и возможность само­стоятельно делать выбор. Если работа на первых трех стадиях была успешной и клиент перешел на четвертую стадию, то за­дача консультанта — помощь и поддержка клиента в сложном и трудном процессе адаптации и выработки нового взгляда на си­туацию, жизнь, свое место в ней и тех качеств, которые спо­собствует успешной адаптации в ситуации развода.

Вопрос 55, Консультативная работа

с различными возрастными группами детей

1.Особенности работы

2.Функции психолога

3.Условия эффективности работы консультанта

1. Психологическая работа психолога с детьми осуществляется:

• в школе;

• детском саду;

• других воспитательно-образовательных учреждениях.

Детский психолог осуществляет свою работу в следующих на­правлениях:

• консультативная работа с родителями;

• консультативная работа с педагогами;

• консультативная работа с детьми различных возрастов. Консультативная работа с родителями предполагает индивиду­альное или групповое консультирование родителей по проблемам их детей, среди которых можно выделить:

предоставление психологической информации о различных аспек­тах развития детей;

развитие навыков успешного родителя;

• работа с группой родителей, имеющих схожие проблемы со свои­ми детьми;

индивидуальное консультирование родителя по проблемам ре­бенка.

Консультативная работа с педагогами подразумевает индивиду­альное или групповое консультирование, иелью которого мо­жет являться:

• предоставление информации;

работа с конкретной проблематикой, связанной с поведением одного или нескольких детей;

обучение, выработка успешной и эффективной стратегии работы с детьми.

2. Консультативная работа с детьми различных возрастов пред­полагает групповое или индивидуальное консультирование де­тей, включающее в себя следующие функиии:

диагностическую, предполагающую изучение следующих характе­ристик:

способности и задатки ребенка;

• актуальные возможности и умения ребенка, или зона актуаль­ного развития;

зона ближайшего развития, понимаемая как способность ре­бенка выполнять какие-либо задания не самостоятельно, но с помощью взрослого;

семейная проблематика и ситуация;

особенности протекания возрастных кризисов, прохождения тех или иных возрастных периодов развития;

проблемы в учебе;

проблемы и особенности социальной адаптации в детском кол­лективе;

развивающую, позволяющую сформировать и развить у ребенка различные умения, способности, навыки, необходимые ему для успешной адаптации и успешного развития;

коррекционную, ориентированная на коррекцию возникающих у ребенка трудностей, обусловленных внешними и внутренними причинами. Коррекция может осуществляться в следующих сфе­рах личности ребенка:

познавательной, где могут возникнуть проблемы, связанные с развитием у ребенка различных когнитивных процессов: вни­мания, мышления, памяти, восприятия, воображения;

эмоционально-волевой, нарушения в развитии которой могут привести к различным проблемам:

- трудности в обучении;

- двигательная и эмоциональная расторможенность;

- отсутствие самоконтроля;

- проблемы в социальной адаптации;

• работа с проблемами, связанными с акцентуациями характера;

• проблемы со здоровьем, имеющие психосоматический характер;

информационную, ориентированную на предоставление различ­ной информации, которая может быть связана с профессио­нальным выбором учащегося, различной психологической ин­формации, ориентированной на познание и изучение себя, своих качеств и способностей.

Психолог-консультант может работать со следующими возрас­тными группами детей:

• дети дошкольного возраста;

• дети младшего школьного возраста;

• подростки;

• юношество.

3. Для эффективной работы с детьми психолог-консультант дол­жен обладать определенным набором качеств:

личностные качества:

• любовь к детям, принятие, безоценочность;

• искренность, честность;

. отсутствие патологического стремления к власти и самоутвер­ждению;

умения и навыки:

. умение установить контакт с ребенком и обеспечить безо­пасность;

• умение ненавязчиво оказывать воздействие на ребенка;

• умение завоевать авторитет у ребенка;

теоретические и практические знания в следующих областях.

возрастная, детская психология, знание особенностей развития ребенка и протекания возрастных кризисов;

. психологическое консультирование, знание принципов консуль­тативной работы, механизмов и техник воздействия;

специальная психология и коррекционная педагогика, знание ос­нов медицинской психологии, различных нарушений, связан­ных с отставанием в развитии;

теории личности, знание различных подходов к развитию лич­ности;

• знание особенностей поведения и диагностических критериев акцентуаций характера и других психических и психологиче­ских отклонений;

психодиагностика, знание различных методик получения диаг­ностических данных и сбор анамнеза;

психотерапия и психологическая коррекция, знание различных методик развития личности, коррекции недостатков в развитии и функционировании.

Вопрос 56. Особенности консультирования детей дошкольного возраста

1.Направления работы психолога

2. Понятие кризиса 5 лет

3. Проблемы социальной адаптации в дошкольном возрасте

4. Особенности работы психолога

1. Под дошкольным возрастом понимается период от 4 до 6—7 лет. При групповом и индивидуальном консультировании детей дошкольного возраста психолог-консультант осуществляет свою работу в следующих направлениях.

• возрастные кризисы, кризис 5 лет;

• проблемы адаптации в коллективе;

• подготовка к школе;

• развитие личности ребенка.

2. Прохождение ребенком возрастного кризиса 5 лет имеет сле­дующие особенности, на которых психолог должен сосредоточить свое внимание.

стремление ребенка не сделать что-то только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция на само предложение взрослых;

стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят;

упрямство, своеволие, протестующий характер некоторых дей­ствий:

• в семье с единственным ребенком встречается стремление к дес­потизму;

• ребенок старается вернуть то состояние безопасности и ком­форта, которое было в раннем детстве, когда фактически ис­полнялись все его желания;

• в семье с несколькими детьми это выражается как симптом ревности по отношению к младшим или старшим детям;

настойчивое желание делать все самому, без помощи взрослых, возникновение комплекса "Я сам".

3. Проблемы социальной адаптации ребенка в коллективе могут быть следующими:

• в качестве причины может выступать возрастной кризис;

конфликтность по отношению к другим детям;

• неумение вписаться в детский коллектив, авторитарность, не­умение подчиниться общим правилам в игре, которая является главным видом деятельности в указанный возрастной период;

замкнутость, отсутствие или неумение устанавливать контак­ты с другими детьми из-за долгой социальной депревации, на­пример когда ребенок из-за различных опасений и страхов ро­дителей, болезней, гиперопеки и др. долгое время был лишен возможности общаться со своими сверстниками.

4. Работа психолога-консультанта, направленная на прохождение возрастного кризиса и проблем социальной адаптации детей дошкольного возраста, содержит в себе следующие аспекты:

тесное взаимодействие с родителями по выработке техники эф­фективного поведения с ребенком, в которую входят следующие рекомендаиии:

избегать крайностей в общении с ребенком ("все позволять" или "все запрещать');

не оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом родители должны объяснить ребенку, что у них есть и другие дела, помимо заботы о нем;

объяснять ребенку, что в решении некоторых проблем он сам может помочь взрослым;

давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность;

поощрять инициативу ребенка, побуждать к ней;

давать ребенку чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт;

избегать запретов и повышения голоса (так как эти методы в данном случае неэффективны);

расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми;

укреплять уверенность ребенка в своих силах;

• помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подража­ет взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример;

•" при взаимодействии с ребенком в ситуации групповой или инди­видуальной работы консультант должен:

использовать методики и техники работы, благодаря которым ребенок может проявить инициативу, активность;

• использовать игровые методы, ориентированные на формиро­вание чувства ответственности и самоконтроля у ребенка, при­нятие и усвоение им групповых игровых норм и через это принятие ограничений;

научить ребенка устанавливать контакты с другими детьми, используя различные коммуникативные игры, задания и уп­ражнения.

Проблема подготовки к школе включает в себя:

диагностику умственных и познавательных способностей ребенка и сопоставление их с показателями нормы для данного возраста;

развивающие, формирующие занятия, ориентированные на зону ближайшего развития и позволяющие сформировать у ребенка навыки, которые позволят успешно вписаться в новую для него ситуацию учебы.

Проблема развития личности ребенка состоит из таких компо­нентов, как:

развитие общих познавательных и интеллектуальных способностей;

развитие навыков социальной адаптации и взаимодействия;

развитие творческих способностей ребенка через игру;

развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, где главная задачаформирование внутреннего типа контроля за своим по­ведением, усвоение различных социальных норм.

Вопрос 57. Особенности консультирования детей младшего школьного возраста

1. Направления работы психолога

2. Трудности в обучении и социальной адаптации у младших школьников

3.Стратегии работы психолога

1. Младший школьный возраст составляет период от 7 до 10 лет. При групповом и индивидуальном консультировании детей младшего школьного возраста психолог-консультант осущест­вляет свою работу в направлениях преодоления:

трудностей в обучении;

трудностей социальной адаптации в новом коллективе и в но­вой для ребенка обстановке.

2. Трудности в обучении и социальной адаптации могут иметь сле­дующие психологические причины:

переход от дошкольного возраста к младшему школьному и свя­занные с этим изменения в жизни ребенка:

• появление новых видов деятельности;

. появление нового социального окружения, новых правил поведе­ния и вызванные с этим трудности адаптации;

. изменение статуса ребенка, который теперь называется школь­ником;

. появление обязательств и ответственности;

трудности в семье ребенка:

• распад семьи;

• грубость в отношениях;. алкоголизм;

. антиобщественное поведение родителей;

. равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании;

• неумелая помощь детям;

различные мозговые нарушения, заболевания.

3. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации имеет свои направления. Консультант в работе с данной проблематикой должен ориенти­роваться на следующие основные этапы: диагностика умственных нарушений;

диагностика причин неуспеваемости в школе и оказание коррекционного воздействия на основе полученных результатов;

проведение групповых занятий, имеющих различные цели:

развитие навыков социального взаимодействия;

повышение интереса к учебе через игру;

. повышение познавательной активности и мотивации учебной деятельности;

анализ влияния семьи на успеваемость ребенка и работа с роди­телями, включающая:

. информирование о психологических причинах трудностей учебы;

коррекцию родительского отношения к ребенку, к его успехам и неудачам, формирование адекватной оценки качеств ребенка, не завышение, но и не занижение его способностей;

выработку стратегии эффективного поведения родителей по от­ношению к ребенку и его проблеме, помогающее преодолеть трудности.

Вопрос 58. Особенности психологического консультирования подростков и юношества

1. Понятие

2.Работа с подростковым кризисом

3.Работа с проблемой профессионального выбора

1. Подростковый и юношеский возраст определяется как период с 11 до 17—18 лет. Данный период характеризуется важнейшим кризисом в становлении личности индивидаидентификации собственного Я и поиска идентичности. Этот процесс составля­ет одну из важнейших причин большинства проблем и трудностей

' данного возраста:

• трудностей в учебе;

• проблем социальной адаптации;

• построении взаимоотношений со сверстниками, противопо­ложным полом, родителями, учителями, другим взрослыми;

· выбором профессионального пути;

2. При групповой и индивидуальной консультативной работе, на­правленной на разрешение подросткового кризиса, психолог-консультант должен сосредоточить свое внимание на следующих

аспектах:

помощь в позитивном разрешении кризиса идентификации Я;

формирование адекватного представления о себе, своих ролях, качествах личности, обретении подростком своей индивиду­альной тождественности;

формирование новых взглядов на вещи, нового подхода к жизни;

понимание и принятие физической стороны себя, принятие соб­ственного тела;

решение задачи по объединению всего, что подросток теперь зна­ет о самом себе, своих новых ролях в единое целое, осмыслить его и связать с прошлым и проецировать в будущее.

Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих, и если у ребенка было сформировано доверие к миру, чувство инициативы, компетентности, то его шансы на идентифика­цию значительно возрастают.

В случае негативного разрешения всех предыдущих кризисов и наличия у подростка чувства недоверия, стыдливости, неуверен­ности в осознании себя решить задачу идентификации будет очень сложно.

Если подростку не удается разрешить задачи индивидуальной идентификации, то формируется неадекватная идентичность по 4 основным направлениям:

уход от психологической интимности, избегание тесных меж­личностных отношений;

размывание чувства времени, неспособность строить жизнен­ные планы, что обусловливает страх взросления и перемен;

размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние ресурсы, построить иерархию задач;

формирование "негативной идентичности", что означает отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для под­ражания.

3. При консультативной работе с подростками и юношами, ори­ентированной на решение проблемы профессиональной иденти­фикации, психолог-консультант должен сосредоточить свое внимание на следующих аспектах.

проблема профессионального самоопределения тесно связана с проблемой поиска своей идентичности, и без разрешения этого кризиса нахождение адекватного профессионального пути пред­ставляется очень сложным;

следует помочь подростку в познании и изучении себя, своих лич­ностных качеств, особенностей характера, склонностей, инте­ресов;

необходимо сформировать у подростка, юноши адекватную оцен­ку себя, своих возможностей, способствовать формированию по­зитивной уверенности в себе и своих силах;

предоставление подростку информации относительно сущест­вующих профессий, областей деятельности;

· необходимо сформировать у подростка, юноши готовность и ин­терес к профессиональному обучению, выбору своего профессио­нального пути.

Вопрос 59. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с возрастными кризисами у взрослых

1.Понятие

2.Виды и характеристики возрастных кризисов

3.Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых

1. В жизни взрослого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периоды являются переходными и могут сопровождаться различными эмоциональ­ными переживаниями и трудностями, разрешение которых — основа для перемен. Под возрастным кризисом понимается оп­ределенный возрастной этап, способствующий качественным изменениям личности. Возрастной кризис возникает при пере­ходе с одного возрастного этапа на другой и может иметь раз­личные проявления:

изменения в общем психоэмоциональном фоне:

• состояние подавленности, депрессии;

• возникновение страха будущего;

чувство неуверенности в себе;

• повышенная тревожность, немотивированное чувство беспо­койства;

изменения в поведении и эмоционально-волевой сфере:

• несдержанность или, наоборот, замкнутость;

раздражительность;

. проявления скрытой или открытой агрессии и конфликтности в первую очередь по отношению к близким людям;

соматические проявления:

• ухудшения общего самочувствия;

• обострение старых и возникновение новых заболеваний;

изменения в мировоззрении:

• частные и глубокие раздумья о своей жизни, ее качестве;

критическая оценка своих достижений на текущий жизненный момент;

переосмысление своего места и предназначения в этом мире;

• переосмысление своей картины мира;

желание или, наоборот, страх перед переменами;

изменения в мотивационной сфере:

переоценка своих ценностей, ценностный кризис;

• анализ существующих мотивов деятельности, кризис мотивации;

изменения в социальной и профессиональной сферах.

критический анализ старых контактов и взаимоотношений;

разрыв или смена партнера, развод;

• анализ своих профессиональных достижений;

• смена профессиональной деятельности;

снижение профессиональной активности.

2. Выделяется следующая периодизация возрастных этапов и соот­ветствующих им возрастных кризисов:

кризис встречи со взрослой жизнью (IS—25 лет):

• конец учебной и начало трудовой деятельности;

• высокий уровень притязаний и связанный с этим выбор соци­альных ролей, которые могут поддерживаться или не поддер­живаться окружающими;

• необходимость совершать профессиональный выбор, к кото­рому человек не всегда готов;

• возникновение большего числа обязательств и ограничений по сравнению с предыдущим годами (женитьба, замужество, рож­дение детей, активная карьера);

кризис 30 лет:

• переоценка ценностей на пороге 30-летия;

• изменение мотивации в сфере отношений, когда на смену ро­мантике приходят более практичные ценности;

• изменения в мотивации труда, когда на первый план выходят материальные поощрения;

• необходимость подведения итогов своей жизни за определен­ный период;

• оценка своих профессиональных достижений, которые могут не соответствовать поставленным ранее целям или которых вообще может не быть из-за рождения детей и ухода за ними;

• отсутствие постоянного партнера или семьи к этому возрас­тному периоду может негативно сказаться на самооценке и общем психоэмоциональном состоянии;

кризис середины жизни, кризис зрелости (может начаться ме­жду 35 и 45 годами):

• возникновение первых серьезных заболеваний;

ориентаиия на реализацию себя в профессиональной деятельности и связанные с этим проблемы:

- возможное несоответствие уровня притязаний реальным во­зможностям;

- возрастные ограничения;

- ограничения по здоровью;

- нехватка необходимых личностных качеств;

- сравнение себя с более молодыми сотрудниками и конку­ренция;

. озабоченность жизнью будущих поколений;

• для некоторых — достижение руководящих высот, повышенная социальная активность и связанные с этим проблемы;

• для других — осознание ограниченности своих возможностей для реализации себя в обществе, "уход в себя" в разных формах (например, повышенная "зацикленность" на комфорте, путе­шествиях, сексе и т. д.);

кризис встречи со старостью (между 50 и 65 годами):

• осознание близости окончания трудового пути;

. понижение сексуальной активности как у мужчин, так и у женщин;

• взросление детей, уменьшение необходимости постоянной за­боты о детях;

• появление большого количества свободного времени;

• как правило, потеря интереса к карьере, активной обществен­ной жизни;

. большее стремление к спокойствию, созерцательности;

кризис наступления старости (между 65 и SO годами):

• осознание близости окончания жизненного пути;

• прекращение активной трудовой деятельности;

• угасание сексуальных инстинктов;

• часто — одиночество, полный уход детей в собственную жизнь;

• ухудшение физического самочувствия;

• ухудшение морального здоровья (это может быть связано как со старением мозга и его расстройствами, так и с неудовлетво­ренностью прожитой жизнью, осознание того, что на ситуацию (доход, дети, здоровье) повлиять практически невозможно);

• наоборот — самомнение, "старческая мания величия", чувство превосходства, стремление к крайностям и экстремальным по­ступкам (данное поведение, как правило, свойственно старым людям, по какой-то причине попавшим в иные условия по сравнению с их сверстниками (находятся на руководящих по­стах, слишком богаты и т. д.) — для таких людей часто свойст­венны гипертрофированная тяга к путешествиям, экстремаль­ным формам отдыха (покорение горных вершин, плавание на дальние расстояния), новые браки с партнерами, на 30—50 лет младшими по возрасту, стремление работать, несмотря на фи­зическое и умственное состояние);

кризис преодоления старости (обычно долгожители, сумевшие перейти 90-летний рубеж) как правило, у людей данной ка­тегории появляется "второе дыхание" (вытесняется кризис ста­рости) — в психике появляется много черт, свойственных мо­лодым:

• преимущественно оптимистическое настроение;

• игнорирование болезней (90-летние чувствуют себя "более мо­лодыми", чем 75-летние);

. потеря прежних страхов, свойственных 65—80-летним;

• видение перспектив (90-летние и более старые люди при отно­сительно нормальном здоровье более склонны думать о буду­щем, чем 70-летние);

• повышенная тяга к общению (особенно с молодыми), и, если позволяет здоровье, — к социальной активности.

3. Консультант, работающий с проблематикой возрастного кризи­са, должен ориентироваться на следующие аспекты:

анализ силы и глубины переживаний, вызванных прохождением возрастного кризиса, а также того, какие слои личности затро­нуты;

анализ исходной причины возрастного кризиса;

исследование жизненной ситуации клиента до вступления им в кризисный период;

сбор анамнестических данных,

анализ жизненного стиля клиента, его установок, стереотипов, используемых механизмов защиты и способов построения взаимоотношений с окружающими и адаптации в среде;

опора на психологические знания специфики и преодоления воз­растного кризиса, в котором пребывает клиент;

В процессе консультативной работы, связанной с преодолени­ем возрастного кризиса, консультант ставит следующие тера­певтические цели и решает следующие задачи:

оказание поддержи и принятия клиента через демонстрацию важности проблемы клиента и желание помочь в ее разрешении;

расширение взгляда клиента на свои проблемы через изменение его взгляда на проблему возрастного кризиса, в котором он на­ходится. Задачей консультанта является показать клиенту, что возрастной кризис — это не жизненный тупик, после которого ничего нет, а нормальный закономерный период развития, пред­полагающий решение определенных задач и при успешном прохождении оказывающий позитивной влияние на личностный рост человека;

помощь в выработке новых ценностей и установок, если клиент чувствует потребность в их изменении;

коррекция жизненного стиля в том случае, если он не актуален для данного возрастного этапа;

укрепление ресурсности личности через нахождение позитивных сторон жизненного периода, в котором находится клиент;

помощь и оказание поддержки клиенту в ситуации принятия жизненно важных решений (развод, женитьба, смена профес­сиональной деятельности, рождение ребенка и т. п.);

формирование толерантности к жизненным и возрастным кри­зисам;

информативная функция, то есть предоставление клиенту необ­ходимой информации психологического характера о специфи­ке возрастных кризисов.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.

2. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Пи­тер, 2002.

3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Пси­хотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999.

4. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консульти­рования: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского пси­холого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003.

5. Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: ЗАО "Издательство "Питер", 1999.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

7. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. чл.-корр. РАО А.А. Реана. СПб.: "Прайм-Еврознак", 2003.

8. Психотерапия: Учеб. для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. СПб.: Питер, 2003.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998.

10. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие для выс­шей школы. М.: Академический проект, 2003.

11. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Ос­новы консультирования и психотерапии. СПб.: Сова; М.: Экс-мо, 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Понятие психологического консультирования...........................

/. История возникновения психологического консультирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: