Частью метрологии является хронология, т.-е. учение об единицах измерения времени.
Знание хронологии необходимо историку в двух случаях: 1) при переводе на современное летосчисление различных летосчислении, месяцев, чисел или других делений времени, которые встречаются б источниках; 2) при определении по различным астрономическим
явлениям (затмения солнца и луны, появление комет и др.) даты определенных исторических событий, о которых говорится в источнике.
Астрономические гол, месяц и сутки трудно укладывать в простой счет времени, тем более, что длительность их не является постоянной, а колеблется. Этим исключается возможность создания постоянного или вечного точного календаря, вследствие чего все существующие летосчисления или эры только более или менее приближаются к астрономическому летосчислению.
В источниках по истории народов СССР историк чаще всего встречается со следующими эрами:
Византийское летосчисление велось „от сотворения мира“, который, якобы, был сотворен за 5.508 лет до нашей эры. Началом года в Византии считалось 1-ое сентября. Это летосчисление употреблялось в России до 1700 года, пока с 1-го января 1700 года не было введено юлианское летосчисление. При этом в России до XV века в одних документах началом года считалось 1-ое сентября, в других — 1-ое марта. Кроме того, раскольники не всегда употребляли это летосчисление, в ряде документов раскольников употребляется летосчисление, по которому „от сотворения мира“ до нашей эры считается 5.500 лет. Этими обстоятельствами, а также тем, что при переводах одного календаря на другой летописцы совершали ошибки, объясняется ряд противоречий в датах в русских летописях и др. письменных источниках.
Современная христианская эра употребляется в России с 1-го января 1700 г. До 1918 года употреблялся юлианский календарь, а с 1 января 1918 года — григорианский. Юлианский календарь в настоящее время употребляется в СССР только в православном церковном быту (святцы, пасха и др.).
Магометанское летосчисление или эра гиджры ведется с 15-го июля 622 года по юлианскому летосчислению. В основу магометанского летосчисления принят лунный месяц, но так как лунный год составляет около 354 дней 8 часов и 48 минут, то, кроме простых годов, имеющих 354 дня, существуют високосные годы, которые образуются прибавлением к последнему месяцу года, зиль-гиджа, одного дня. Восточные астрономы считают високосными годами 2-й,. 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы тридцатилетнего високосного цикла. Хотя такое вычисление високосных годов наиболее распространено на Востоке, оно все-таки не является единственным. Например, в Турции в календаре „руснамэ“ употребляется восьмилетний високосный цикл, в котором високосными являются 2-й, 5-й и 7-й годы цикла. Разница между этими високосными циклами составляет в течение 126 лет один день. Существуют и другие вычисления високосных годов, но они менее распространены.
Перевод мусульманского летосчисления на христианское и обратно довольно сложен, так как длина года у них различна. При
переводах необходимо учесть, прежде всего, сумму дней високосного цикла (звездочкой отмечены високосные годы):
1 год 354 дня 11 лет 3898 дней * 21 год 7442 дня
* 2 года 709 „ 12 „ 4252 „ 22 года 7796 „
3 „ 1063 „ * 13 „ 4607 „ 23 „ 8150 „
4 „ 1417 „ 14 „ 4961 „ * 24 „ 8505 „
* 5 лет 1772 „ 15 „ 5315 „ 25 лет 8859 „
6 „ 2126 „ * 16 „ 5670 „ * 26 „ 9214 „
* 7 „ 2481 „ 17 „ 6024 „ 27 „ 9568 „
8 „ 2835 „ * 18 „ 6374 „ 28 „ 9922 „
9 „ 3189 „ 19 „ 6733 „ * 29 „ 10277 „
* 10 „ 3544 „ 20 „ 7087 „ 30 „ 10631 „
Далее необходимо иметь в виду, что мусульманский год начинается первым числом магаррама и имеет следующие месяцы:
1. Магаррам 30 дней сумма с начала года 30 дней.
2. Сафар 29 „ „ „ „ 59 „
3. Реби-уль-эввель 30 „ „ „ „ 89 „
4. Реби-уль-ахыр 29 „ „ „ „ 118 „
5. Джемади-уль-эввель 30 „ „ „ „ 148 „
6. Джемади-уль-ахыр 29 „ „ „ „ 177 „
7. Реджаб 30 „ „ „ „ 207 „
8. Шабан 29 „ „ „ „ 236 „
9. Рамазан 30 „ „ „ „ 266 „
10. Шеваль 29 „ „ „ „ 295 „
11. Зиль-каадэ 30 „ „ „ „ 325 „
12. Зиль-гиджа 29 „ „ „ „ 354 „
Перевод мусульманского летосчисления на христианское производится следующим образом: полностью прошедшее количество лет по мусульманскому летосчислению делят на 30 (количество лет в високосном цикле); затем 10631 (количество дней в тридцатилетнем високосном цикле) множат на полученное частное (количество полных високосных циклов); к полученному от умножения числу дней прибавляют количество дней, заключающихся в том числе лет високосного цикла, какое получилось в виде остатка при делении количества прошедших лет на 30, и количество дней, прошедших с начала года до переводимой даты (включая и эту дату); к итогу от сложения прибавляют 227015 (число дней, прошедших от начала христианского летосчисления до начала мусульманского летосчисления); последний итог делят на 1461 (количество дней в юлианском високосном цикле), а полученное частное множат на 4 (количество лет в юлианском високосном цикле); остаток от деления на 1461 делят еще на 365 (количество дней в юлианском году); полученное от умножения на 4 произведение сложат с частным от деления на 365 и полученный итог показывает количество полностью прошедших по христианскому летосчислению лет, а остаток от деления на 365 или на 1461 (если
остаток, полученный при делении на 1461, меньше 365) показывает количество дней, прошедших с начала года до искомой даты, и поэтому остатку определяется месяц и число христианского летосчисления.
По приведенному правилу историк всегда, когда ему недоступны сравнительные таблицы летосчислении, может перевести даты мусульманского летосчисления на христианские. Например, следует определить, какому году, месяцу и числу юлианского и григорианского летосчислении соответствует 26 число месяца Сафара 1333 года гиджры.
Производятся следующие вычисления:
1332:30=44 високосных цикла (остаток 12);
10631 Х 44 = 467764 дня;
467764+4252 (количество дней в 12 годах високосного цикла) + 56 (количество дней с начала года по 26 число Сафара) = 472072 дня;
472072 + 227015 = 699087 дней;
699087:1461 = 478 юлианских високосных циклов (остаток 729);.
478 X 4 = 1912 лет;
729: 365 = 1 год (остаток 364 дня);
1912+1 = 1913 лет;
1913 лет + 364 дня = 30 декабря 1914 года по юлианскому календарю или 11 января 1915 года по григорианскому календарю.
При этих вычислениях необходимо иметь в виду, что началом дня (суток) в мусульманском летосчислении считается заход солнца, так что в нашем примере 26 числом Сафара месяца 1333 года эры гиджры следует считать время от захода солнца. 30 декабря 1914 года по заход солнца 31 декабря 1914 года (по юлианскому календарю).
Однако, при переводах дат мусульманского летосчисления на христианское, необходимо учесть возможность, что в источнике может применяться хронология с другим определением високосных годов или же, что летосчисление ведется не с 15 июля 622 года, а с 16-июля 622 года.
При переводе какой-либо даты христианского летосчисления на мусульманское, необходимо число григорианского календаря перевести на число юлианского календаря; количество полностью прошедших лет христианского летосчисления необходимо делить на 4 (количество лет в високосном цикле); полученное частное, показывающее количество полностью прошедших високосных циклов, необходимъ умножить на 1461 (количество дней в юлианском високосном цикле); полученный при делении прошедших лет на 4 остаток необходимо умножить на 365; полученные произведения и количество дней с начала года до переводимой даты сложить вместе; с полученного итога, показывающего количество дней с начала христианского летосчисления по переводимое число, необходимо вычесть 227015 (количество дней с начала, христианского летосчисления до начала мусульманского);
разница дает количество прошедших с начала мусульманского летосчисления дней; деление разницы на 10631 дает число полностью прошедших високосных циклов; полученное при этом частное необходимо умножить на 30 (количество лет в високосном цикле); к полученному произведению прибавляют количество лет, которое по приведенной выше таблице високосного цикла заключается в остатке, полученном при делении на 10631; итог показывает количество полностью прошедших по мусульманскому летосчислению лет, а по числу дней, оставшихся при вычислении лет по таблице високосного цикла, или при делении на 10631 (если при делении остаток получился меньше 354), по таблице месяцев устанавливают месяц и число мусульманского летосчисления.
Например, необходимо перевести на мусульманское летосчисление 8 февраля 1914 года по григорианскому календарю. По юлианскому календарю это составляет 26 января 1914 года. Установить дату по мусульманскому летосчислению можно путем следующих вычислений:
1913:4 = 478 високосных циклов (остаток 1 год);
1461 X 478 = 698358 дней;
365 X 1 = 365 дней;
с 1 января по 26 января = 26 дней;
698358 + 365 + 26 = 698749 дней;
699749 —227015 = 471734 дня
471734: 10631 = 44 мусульманских високосных цикла (остаток 3970 дней); 30X44 = 1320 лет;
3970 дней = 11 лет и 72 дня (по таблице високосного цикла);
1320 + 11 =1331 год;
72 дня = 13 число реби-уль-эввель.
Следовательно 26 января (8 февраля) 1914 года соответствует 13 числу месяца реби-уль-эввель 1332 года гиджры или, правильнее, последнее число начинается с заходом солнца 26 января 1914 года и, продолжается до захода солнца 27 января 1914 года; до захода же солнца 26 января 1914 г. мы имеем 12 число месяца реби-уль-эввель 1332 года гиджры.
Персидское или фарсидское летосчисление, называемое еще эрой Ездигерда, ведется от 16 июня 632 года христианского летосчисления. По этому летосчислению год имеет ЗЬ5 дней и делится на 12 месяцев, имеющих по 30 дней каждый. Оставшиеся 5 дней составляют эпагомены и присоединялись в начале персидского летосчисления к последнему месяцу года, но в первые сто летия по принятию мусульманства (не определено, в каком именно голу), были перенесены к восьмому месяцу года и с 1079 года по
христианскому летосчислению, при реформе календаря Джелаледдином, были снова перенесены в конец года. Началом дня обычно считается восход солнца.
Для перевода даты персидского летосчисления на христианское необходимо: количество полностью прошедших лет персидского летосчисления умножить на 365 и к произведению прибавить количество дней, прошедших с начала года по переводимую дату; к итогу прибавляют 230639 (количество дней с начала христианского летосчисления по начало персидского летосчисления); полученный общий итог показывает число дней, прошедших с начала христианского летосчисления; деление общего итога на 1461 (количество дней в юлианском високосном цикле) дает количество прошедших полностью юлианских високосных циклов и умножение полученного частного на 4 — количество лет в этих високосных циклах; если остаток, полученный при делении на 1461, больше 365, то его делят на 365 и частное прибавляют к количеству лет, полученных при умножении прошедших полностью високосных циклов на 4, итог дает количество лет, прошедших полностью с начала христианского летосчисления; по остатку дней при делении на 365 или на 1461 (если в последнем случае остаток получился меньше 365) определяют месяц и число христианского летосчисления по юлианскому стилю.
При переводе же даты христианского летосчисления на персидское, необходимо дату григорианского календаря перевести на дату юлианского, вычислить количество дней, прошедших с начала христианского летосчисления, так, как это делалось при переводе даты христианского летосчисления на мусульманское, вычесть из этого количества дней 23063Э (количество дней, прошедших с начала христианского летосчисления по начало персидского летосчисления), полученную разницу делить на 365; частное дает количество полностью прошедших с начала персидского летосчисления лет, а по остатку необходимо определить месяц и число года, к которому относится переводимая дата. При этом необходимо иметь в виду, что так как точно неизвестно, в каком именно году после принятия мусульманства эпагомены были перенесены с конца года в конец восьмого месяца, то до 1070 года христианского летосчисления в переводах дат персидского летосчисления на даты христианского и обратно, может возникнуть ошибка на 5 дней, если дата относится к девятому, десятому, одиннадцатому, двенадцатому месяцам или к эпагоменам персидского летосчисления.
Приведенные правила показывают, что вычисления при переводах дат христианского летосчисления на персидское и обратно принципиально не отличаются от вычислений при переводах дат мусульманского летосчисления на христианское и обратно, и отличаются большей простотой вследствие отсутствия в персидском летосчислении високосных циклов. Для облегчения работы историка при переводах
дат, приводим названия персидских месяцев с указанием суммы дней е начала года по персидскому летосчислению:
1. Фервердин …………… 30 дней; с начала года 30 дней
2. Ардебегешт …………… 30 „ „ „ 60 „
3. Кгордат ………………... 30 „ „ „ 90 „
4. Тир …………………….. 30 „ „ „ 120 „
5. Мордад ………………... 30 „ „ „ 150 „
6. Шарир …………………. 30 „ „ „ 180 „
7. Мигр …………………… 30 „ „ „ 210 „
8. Абан ……………………. 30 „ „ „ 240 „
Эпагомены ……………... 5 „ „ „ 245 „
9. Адер ……………………… 30 „ „ „ 275 „ или 270 дней
10. Дей ………………………. 30 „ „ „ 305 „ „ 300 „
11. Багмен …………………… 30 „ „ „ 335 „ „ 330 „
12. Азфендармед ……………. 30 „ „ „ 365 „ „ 360 „
Эпагомены ………………. 5 „ „ „ — „ 365 „
Эра Джелаледдина была введена в Персии 15 марта 1079 года и встречается в источниках наравне с мусульманским (эрой гиджры) и персидским (фарсидским) летосчислениями. В основу летосчисления Джелаледдина был положен солнечный год, длина которого была определена в 365 дней 5 часов 49 минут и 15 секунд. Из 5 часов 49 минут и 15 секунд составлялись високосные годы, которые, однако, чередовались с простыми неправильными промежутками времени. Вслецствие этого до настоящего времени високосные циклы летосчисления Джелаледдина; точно не установлены и в переводах дат эры Джелаледдина и обратно неизбежны неточности на один день, если только неизвестен день недели переводимой с эры Джелаледдина даты.
Для перевода даты эры Джелаледдина на дату христианского летосчисления необходимо умножить количество полностью прошедших лет на 365,242535 и к произведению прибавить количество дней с начала года по переводимую дату; итог дает количество дней с начала эры Джелаледдина; прибавив к этому итогу 393812 дней (количество дней с начала христианского летосчисления по начало эры Джелаледдина), получим в итоге количество дней по христианскому летосчислению; полученный общий итог необходимо делить на 1461 (количество дней в юлианском високосном цикле) и частное, показывающее количество прошедших полностью високосных циклов, умножить на 4; полученное произведение показывает количество лет в этих циклах, и, прибавив к этому количеству частное от деления на 365 полученного при делении общего количества дней на 1461 остатка, получим количество прошедших полностью с начала христианского летосчисления лет; остаток от деления на 365 или 1461 (если в последнем случае остаток получился меньше 365) дает число дней, по
которому необходимо определить месяц и число христианского летосчисления.
Точный перевод дат христианского летосчисления на даты эры Джелаледдина возможен только с помощью таблиц, зодиака (Шрамма) или солнца (Нейгебауэра). Приблизительно же можно перевести дату христианского летосчисления на дату эры Джелаледдина следующим образом: количество полностью прошедших, лет христианского летосчисления делят на 4 и частное умножают на 1461; остаток от деления умножают на 365; эти два произведения и количество прошедших с начала года дней сложат и в итоге получается количество прошедших с начала христианского летосчисления дней; из этого общего итога вычитают 393812 (количество дней с г начала христианского летосчисления по начало эры Джеваледдина); разница показывает количество дней, прошедших с начала эры Джелаледдина; определить по этому количеству дней число прошедших полностью лет можно по следующей таблице, показывающей приблизительную сумму дней в годах эры Джелаледдина.
1 год 365,243 дней 60 лет 21914,552 дней
2 года 730,485 „ 70 „ 25566,977 „
3 „ 1095,728 „ 80 „ 29219,403 „
4 „ 1460,970 „ 90 „ 32871,828 „
5 лет 1826,213 „ 100 „ 36524,253 „
6 „ 2191,455 „ 200 „ 73048,507 „
7 „ 2556,698 „ 300 „ 109572,760 „
8 „ 2921,940 „ 400 „ 146097,014 „
9 „ 3287,183 „ 500 „ 182621,267 „
10 „ 3652,425 „ 600 „ 219145,521 „
20 „ 7304,851 „ 700 „ 255669,774 „
30 „ 10957,276 „ 800 „ 292194,025 „
40 „ 14609,701 „ 900 „ 328718,281 „
50 „ 18262,127 „ 1000 „ 365242,535 „
При вычислении прошедших полностью лет нельзя игнорировать дробей дней; например, в 778 годах приведенные в таблице дроби (при цифрах 700, 70 и 8) дают два полных дня. Определив по таблице, сколько лет прошло с начала эры Джелаледдина по искомую дату, мы по оставшимся при вычислении дням можем определить месяц и число даты, переводимого с христианского летосчисления на летосчисление Джелаледдина.
Названия месяцев в летосчислении Джелаледдина одинаковы с персидским летосчислением. Но, чтобы не перепутать эти два летосчисления, к названиям месяцев при пользовании эрой Джелаледдина обычно прибавляют слово „джелали“.
Турецкий солнечный календарь был введен в Турции в 1677 году христианского летосчисления (1087 году гиджры). Необходимость введения солнечного года вызывалась, как и в Персии,
неудобствами применения лунного года в земледелии и при взыскании податей, так как одни и те же месяцы и числа лунного года передвигались и падали то на зиму, то на осень, то на лето и на весну.
Началом турецкого солнечного года является 1-е марта. Год имеет 12 месяцев, длина которых соответствует месяцам христианского летосчисления. Високосный цикл имеет 4 года, но високосным является год, предшествующий юлианскому високосному году (напр. 1919, 1923 и др. христианского летосчисления). Високосный год образуется, как и в юлианском календаре, прибавлением к месяцу шубат (февраль) 29-го числа.
Нумерация годов велась до 1288 года гиджры (1871 года христианского летосчисления) параллельно нумерации годов гиджры. Но так как 33 солнечных года имеют большее количество дней (12053 дня), чем 34 года гиджры (12048 дней), то для того, чтобы привести нумерацию солнечных годов в соответствие с нумерацией годов гиджры, в каждые 33 года нумерация солнечных годов перескакивала через одно число. Эти пропущенные в летосчислении годы называются сивиш. Последним годом сивиш являлся 1255 год гиджры. По особым соображениям 1288 год гиджры не был признан сивишем (этим годом были отмечены купоны долговых обязательств Оттоманской империи). Поэтому с 1288 года гиджры нумерация солнечных годов отстает на один или два года от нумерации годов гиджры.
Месяцы турецкого солнечного года следующие:
1. Азер или март (март) …… 31 день
2. Нисан (апрель) ……………. 30 дней
3. Маис (май) ……………….... 31 „
4. Хазиран (июнь) ………........ 30 „
5. Тэммуз (июль) ……….......... 31 „
6. Аб или агосто (август) …... 31 „
7. Эйлул (сентябрь) …………... 30 „
8. Тешрин–и–эввель (октябрь). 31 „
9. Тешрин–и–сани (ноябрь)..... 30 „
10. Кианун–и–эввель (декабрь)..... 31 „
11. Кианун–и–сани (январь)...... 31 „
12. Шубат (февраль) …………… 28 или 29 дней
Армянское большое народное летосчисление ведет свое начало с 11 июля 552 года христианского летосчисления. По армянскому большому народному летосчислению год имеет 355 дней, високосные годы отсутствуют. Вследствие отсутствия високосных годов, армянское большое народное летосчисление в каждые четыре года обгоняет на один день юлианский календарь христианского летосчисления. Например, начало года армянского большого народного летосчисления, 1-е число месяца Навасарди, приходилось в 1-й год этого летосчисления на 11 июля 552 года, в 5-й год – на 10 июля 556 года, в 9-й год — на 9 июля 560 года, в 101-й год на 16 июня 652 года, в 201-й год — на 22 мая 752 года, в 710-й год —
на 15 января 1261 года, в 1002-й год — на 3 ноября 1552 года, в 1302-й год—на 20 августа 1852 года, а в 1382-й год приходится на 31 июля 1932 года христианского летосчисления по юлианскому календарю.
Так как армянское большое народное летосчисление обгоняет юлианский календарь на 1 день в каждый юлианский високосный год (т.-е. через каждые четыре года), то перевод дат армянского народного летосчисления, на даты юлианского календаря христианского летосчисления особых трудностей не представляет. Производится он путем установления, на какое число, месяц и год юлианского календаря падало начало того года армянского большого народного летосчисления, к которому (году) относится переводимая дата, и когда установлено начало года армянского летосчисления по юлианскому календарю, то к месяцу и числу последнего прибавляют истекшее с начала армянского года по переводимую дату число дней
Кроме большой народной эры, в армянских источниках встречается еще так назыв. „технический стиль“, летосчисление которого начинается с 11 июля 553 года христианского летосчисления. Длина года технического стиля не отличается от длины года армянского большого народного летосчисления, так же отсутствуют и високосные годы, следовательно, и технический стиль в каждый юлианский високосный год на один день обгоняет христианское летосчисление. Во избежание ошибок, историк должен при пользовании армянскими источниками всегда установить, какой стиль, большой народный или технический, употребляется в источнике.
Названия армянских месяцев следующие:
1. Навасарди 30 дней
2. Хори 30 „
3. Сахми 30 „
4. Тре 30 „
5. Кхалоц 30 „
6. Арац 30 „
7. Мехекан 30 „
8. Арег 30 „
9. Ахекан 30 „
10. Марери 30 „
11. Маргац 30 „
12. Хротиц 30 „
Авелик или дополнительные дни – 5 дней
Таким образом, длина всех месяцев 30 дней, а после последнего месяца года существуют еще пять дополнительных дней (авелик).
Кроме приведенных летосчислении, в источниках может встречаться масса всяких других летосчислении, рассмотрение которых заняло бы здесь слишком много места. Так, например, еврейское-летосчисление ведется „от сотворения мира”, которое по этому летосчислению состоялось за 3761 год до христианской эры; в восточных источниках встречаются: эра селеукидов, ведущаяся с 1-го октября 312 года до христианской эры, эра Диоклециана, ведущаяся с 29 августа 284 года христианской эры, и многие другие, среди них и испанская эра, ведущаяся с 1 января 38 года до христианской эры. В армянских источниках встречаются еще эра Ивана Дьякона, ведущаяся с 1084 года, эра Аза-
р и я Джульфинского, ведущаяся с 21 марта 1616 года и др. Кроме весьма многочисленных летосчислении, бывших в употреблении у разных народов, летосчисление велось в отдельных странах еще со дня вступления на престол царей и королей (например, в Персии до введения персидского или фарсидского летосчисления). Существует еще больше ста летосчислении, созданных отдельными историками и никогда не бывших в употреблении. Такими „всемирными эрами“ являются, например, эра П е т а в и я, по которой с „сотворения мира“ до христианской эры прошло 3983 года, эра Франка, определяющая этот промежуток времени в 4181 год, и больше ста других.
Знание астрономического летосчисления необходимо историку в случае, если в источнике встречаются указания на различные астрономические явления. В таких случаях может возникнуть необходимость или в установлении точной даты события, или в проверке сообщения источника об астрономических явлениях. Например, если в источнике говорится, что во время похода князя было солнечное затмение, то, зная по астрономической хронологии, когда имели место солнечные затмения, видимые на данной территории, мы можем или установить точную дату похода, или же, что известие о затмении солнца (или известие о походе князя) является вымыслом автора источника.
ЛИТЕРАТУP А:
М. П. Погодин О хронологии в русских летописях. „Исследования“, т IV 1850 г. П. В. Хавский. Хронологические таблицы. 3 книги 1848 г. М. Лямешь. Времясчисления христианского и языческого мира. 1867 г. Н. В. Степанов. Единицы счета времени. 1909 г. Д. Святский. Астрономические явления в русских летописях. 1915 г. Д. И. Прозоровский. О старинном русском исчислении часов. „Труды 11-го археологического съезда.“, т. II, 1881 г. К. F. Ginzel. Handbuch der mathernatischen und technischen Chronologie. T. m. I—III, 1906—1914 г. г. В. М. Lersch. Einleitung in die Chronologie 1899 r. F. Rühl. Chronologie des Mittelalters und der Neuzeit 1897 r. A. Drechsler. Kalenderbüchlein. Katechismus der Chronologie mit Beschreibung von 33 Kalendern verschiedener Völker und Zeiten. 1881 г.