Геральдика

С сфрагистикой находится в тесной связи геральдика, изучающая гербы и устанавливающая методы определения их подлинности.

Сами гербы являются историческими источниками. Появившись в средние века вследствие практической необходимости (в военных доспехах можно было узнать данное лицо только по отметкам на его щите или одежде), герб отражал до некоторой степени происхождение, боевые подвиги и т. п. лица, которому он принадлежал.

Но основное значение геральдики заключается в том, что при; помощи ее облегчается работа историка при установлении автора источника или бывшего владельца вещи (знамени, книги, кареты и т. д., на которых имеются гербы). Кроме того, как мы видели выше, знание геральдики облегчает работу нумизматика и сфрагиста при определении владетельного лица, выпустившего монету или владевшего печатью.

Кроме того, гербы в средние века и после имели не только дворяне, но и цеховые организации, города, государства и отдельные

лица, при чем гербы отдельных лиц могли быть неофициальными, т.-е. не утвержденными государственными органами.

Что гербы не потеряли совсем своего значения и до настоящего времени, видно, с одной стороны, из того, что они продолжают свое существование в виде „фабричных” и „торговых марок”, которыми отмечают товары и которые должны доказать, что данный товар действительно изготовлен на определенном предприятии или фирмой, и, с другой стороны, из того, что даже советские республики имеют свои гербы. Мы имеем налицо и возрождение бывших цеховых гербов: профессиональные союзы СССР, общественные организации (МОПР, Осоавиахим, О-во друзей детей и т. д.) и даже партийные организации (входящие в Коммунистический Интернационал Молодежи) и органы советской власти (Центральные Исполнительные Комитеты, городские советы и др.) выпускают жетоны, ношение которых должно показать принадлежность данного лица к определенной организации. Правда, никакой практической необходимости в таких отличительных „гербахъ в настоящее время, когда лицо человека не закрыто, а в кармане можно носить удостоверение о личности, нет, но старые предрассудки и стремление отличить себя от других особыми внешними знаками продолжают свое действие до некоторого времени и при другой общественной формации.

ЛИТЕРАТУР А:

Ю. Арсеньев. Геральдика. 1908 г. Лакиер. Русская геральдика. 1855 г. В. Лукомский и Н. А. Типольт. Русская геральдика. 1915 г. Лукомский и В. Л. Моздалевский. Малороссийский гербовник. 1914 г. Винклер. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи. 1900 г. Общий гербовник дворянских родов Российской Империи. В. Лукомский и С. Тройницкий. Указатель к высочайше утвержденному гербовнику. 1910 г. К. Дунин-Борковский. О гербе и флаге РСФСР 1922 г. Г. Лукомский. О геральдическом художестве в России, „Старые годы“, II 1911 г. А. Большаков. Вспомогательные исторические дисциплины. 1924 г. А. Keller. Leitfaden der Heraldik. 1908 г. F. Hauptmann. Wappenkunde. 1914 г. А. Вегпhardi. Skizze der Geschichte des Wappenwesens. 1853 r. A. Leesenberg. Ueber Ursprung und erstes Vorkomrnen unserer heutigen Wappen. 1877 г. B. Koerner. Hendbuch der Heroldskunst. Wissenschaftliche Beiträge zur Deutung der Hausmarken, Steinmetzzeichen und Wappen (издается выпусками с 1920 года). С. Querfurth. Kritisches Wörterbuch der heraldischen Terminologie. 1872 г.

16. Палеография.

Особенно большое значение для историка имеет палеография устанавливающая приемы чтения старинного письма, а также определения времени возникновения документа, написанного или напечатанного этим письмом.

Палеография, прежде всего, изучает историю письма, выясняет развитие письменных знаков (букв), употребляемых в данном языке, материалов, на которых писали или печатали (пергамент, бумага и т. п.) и средств, при помощи которых писали или печатали (перо, карандаш, чернила, типографские буквы и краски и т. п.).

Как материал и орудия письма, так и сами письменные знаки (шрифту развивались вместе с развитием техники и сношений между людьми. Знание этих изменений—предпосылка для чтения старинного письма и одно из главнейших средств определения времени возникновения письменного источника.

Кроме знания истории письма, при чтении старинных рукописей и книг необходимо еще знание истории языка, на котором написана рукопись. Отсюда вытекает тесная связь палеографии с языковедением.

Палеография выясняет также развитие секретного письма (шифра заключающееся в перестановке в словах букв или в замене одних букв другими, или в замене всех букв цифрами, и тем самым дает ключ к чтению секретных актов, дневников и т. п..

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, без знания которой историк не может работать над первоисточниками по XVIII век включительно, и которая весьма полезна историку при изучении первоисточников, относящихся к XIX веку.

Поэтому совершенно необходимо, чтобы историк, желающий работать более добросовестно и не желающий ограничивать себя пользованием только изданными в последние десятилетия источниками, обратил должное внимание на изучение этой дисциплины. Она также необходима архивисту, библиотекарю, историку литературы и искусства. И только сожалеть приходится, что в настоящее время в высших учебных заведениях (особенно в педагогических) палеография не изучается.

ЛИТЕРАТУР А:

Образцы письма древнейшего периода истории русской книги. С вводн. ст. Н. Каринского. 1925 г. Савва, еп. Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синод. Библиотеки. VI–XVII в. в. 1863 г. П. Иванов. Сборник палеографических снимков древнего и нового письма. 1844 г. И. Срезневский. Древние памятники русского письма и языка. X–XIV в. 1898 г. И. Срезневский. Древние славянские памятники юсового письма с описанием их и замечаниями об особенностях их правописания и языка. 1868 г. А. Соболевский. Славяно-русская палеография. 1893 г. И. Срезневский. Славяно-русская палеография XI–XIV в. в. 1885 г. Ф. Булгаков. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. Т. 1. (единств.) 1889 г. Н. Лихачев. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. 1891 г. Н. Лихачев. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Т. т. I–III и атлас. 1899 г. И. Галактионов. Беседы наборщика. Техника и история наборного дела. 1925 г. М. Рудометов. Опыт систематического курса по графическим искусствам. (Типография, литография, металлография, фотография) 1897 г. В. Анисимов. Книжный переплет. Краткий конспект по истории и технике переплетного дела 1921 г. В. Дружинин. Поморские палеографы начала XVII столетия. 1921 г. J. Weule. Vom Kerbstock Zum Alphabeth. 1924 г. W. Schubart. Einführung in die Papyruskunde. 1918 r. W. Wotten-bach. Das Schrifrwesen im Mittelalter. 1896 r. E. Dröscher. Die Methoden der geheimschriften (Zifferschriften) unter Berücksichtigung ihrer geschichtlichen Entwicklung. „Frankfurter Historischen Forschungen”, III, 1921 г A. Collon. Étude sur la cryptographie. 1901 г. Ph. Berger. Histoire de lъecriture dans lъantiquité. 1892 r. L. Chassant. Paléographie des chartes et des manuscrits du XI au XVII siècle. 1867 г. E. Thompson. Handbook of greek and latin Palaeography. 1912 r. J. Silvestre. Palaeographical album of facsimiles of writings of all nations and periods. 1850 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: