Время, с | Т (В > 26) | Время, с | Т (В < 26) |
< 91 | +3 | <250 | |
91 - 250 | 250 - 330 | - 3 | |
> 250 | -3 | > 330 | - 6 |
Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:
1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»;
2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле».
Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.
Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:
а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;
|
|
б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;
в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;
г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.
Особенности ответов в различных нозологических группах: — при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам;
— при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;
— при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.