double arrow

Тест «Простые аналогии»


Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.

Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.

лошадь   корова
жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок, бык
яйцо   картофель
скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха
ложка   вилка
каша масло, нож, тарелка, мясо, посуда
коньки   лодка
зима лед, каток, весло, лето, река
ухо   зубы
слышать видеть, лечить, рот, щетка, жевать
собака   щука
шерсть овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
пробка   камень
плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик
чай   суп
сахар вода, тарелка, крупа, соль, ложка
дерево   рука
сук топор, перчатка, нога, работа, палец
дождь   мороз
зонтик палка, холод, сани, зима, шуба
школа   больница
обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
песня   картина
глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной
нож   стол
сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть
рыба   муха
сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина
птица   человек
гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом
хлеб   дом
пекарь вагон, город, жилище, строитель, дверь
пальто   ботинок
пуговица портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
коса   бритва
трава сено, волосы, острая, сталь, инструменты
нога   рука
сапог галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
вода   пища
жажда пить, голод, хлеб, рот, еда
электричество   пар
проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение
паровоз   конь
вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
алмаз   железо
редкий драгоценный, железный, твердый, сталь
бежать   кричать
стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
волк   птица
пасть воздух, клюв, соловей, яйцо, пение
растение   птица
семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
театр   библиотека
зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель
утро   зима
ночь мороз, день, январь, осень, сани
железо   дерево
кузнец пень, пила, столяр, кора, листья
нога   глаза
костыль галка, очки, слезы, зрение, нос

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, ‑ говорят испытуемому, ‑ здесь написано два слова ‑ сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок ‑ детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово ‑ корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример: вот здесь слева ‑ яйцо ‑ скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа ‑ картофель и внизу пять слов на выбор.

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы испытуемый ее хорошо усвоил.

В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2‑3 примеров. Если испытуемый, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3‑4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены.

Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Номер задачи Ответ Объяснения
       

Так, например, в задаче

ухо   зубы
слышать   видеть, лечить, рот, щетка, жевать

испытуемый выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3‑4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости испытуемых, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.



Сейчас читают про: