double arrow

А. Библия необходима для того, чтобы узнать о Евангелии. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется»

Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали?Как слы-шать без проповедующего? <...> Итак вера от слышания, а слышание от ело-ва Божия (Рим. 10:13—17).

В этом утверждении видна следующая логика рассуждения: 1. Для обре-тения спасения необходимо призвать имя Господне (у Павла в целом, как и в данном конкретном контексте [см. ст. 9], слово «Господь» обозначает Господа Иисуса Христа). 2. Люди могут призывать имя Христа только если они верят в Него (т. е. верят в то, что Он — Спаситель, достойный призвания и отвечаю-щий на призыв). 3. Люди не могут уверовать в Христа, если они не слышали о Нем. 4. Они не могут услышать о Христе, если кто-либо не расскажет им о Нем («проповедующий»). 5. Вывод таков: спасительная вера обретается через

слышание (т. е. через слышание евангельской вести) проповеди Евангелия Христа. Это, очевидно, означает, что без слышания проповеди Евангелия Хри-ста никто не может спастись1.

Это один из многих текстов, которые показывают, что вечное спасение можно обрести только через веру в Иисуса Христа, и никаким другим путем. «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уве-ровал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Также и Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).

Петр говорит на суде синедриона: «Нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спа-стись» (Деян. 4:12). Тот факт, что спасение возможно только через Христа, основан на том, что Иисус — Единственный, Кто умер за наши грехи, и Един-ственный, Кто мог бы сделать это. Павел говорит: «Ибо един Бог, един и по-средник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5,6). Нет другого пути примирения с Богом, как толь-ко через Христа, ибо нет другого пути разрешить проблему вины за наш грех перед Святым Богом2.

1 Кто-то может сказать, что в следующем стихе, Рим. 10:18, где цитируется Пс. 18:5: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их», подразумевается, что все люди повсюду уже услышали весть Евангелия, или весть Христа. Однако, учи-тывая контекст Псалма 18, можно сделать вывод, что речь идет о природном творении, особенно о небесах, возвещающих Божью славу и величие Его действия в творении, а не о провозглашении спасения через Христа. Если сделать вывод, что все люди повсюду уже услышали Евангелие Христа через естественное откровение, то миссионерская дея-тельность Павла потеряет всякий смысл.

2 Вопрос о том, справедливо ли со стороны Бога осуждать тех, кто никогда не слы-шал о Христе, рассматривается в гл. 18 и Гл. 31.

Но если люди могут быть спасены только через веру в Христа, то как же могут спастись верующие Ветхого Завета? Ответить на это следует так: те, кто спасся в Ветхом Завете, также спаслись верой в Христа. Хотя их вера была лишь с надеждой обращена в будущее, она была основана на Божьем слове обетования о том, что придет Мессия, или Спаситель. О ветхозаветных веру-ющих Авеле, Енохе, Ное, Аврааме и Сарре автор Послания к Евреям говорит: «Все сии умерли в вере, не получивши обетовании, а только издали видели оные, и радовались» (Евр. 11:13). (Здесь возникает противоречие: автор говорит, что ветхозаветные праведники верили на основе обетования, а в процитирован-ном стихе говорится, что они не получили обетования. Все дело в том, что гре-ческий текст Евр. 11:13 — μή λαβόντες τδς 'επανγελίας — большинство за-ладных переводов [не только английских] интерпретирует следующим образом: «не получив исполнения обетовании», что допустимо, но несколько более про-блематично, чем дословный синодальный перевод этого стиха. — Примеч. пер.)

В той же самой главе далее говорится, что Моисей «поношение Христово [или Мессии] почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокрови-ща; ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11:26). Иисус также говорит об Авраа-ме: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Судя по всему, здесь речь также идет о радости Авраама при мысли о будущем пришествии обетованного Мессии. Таким образом, даже ветхоза-ветные верующие имели спасительную веру в Христа, на Которого они наде-ялись, основываясь не на точном знании исторических подробностей жизни Христа, а на величайшей вере в абсолютную верность Божьего обетования.

Таким образом, Библия необходима для спасения вот в каком смысле: человек может либо читать евангельскую весть в Библии сам, либо слышать ее от другого человека. Даже те верующие, которые обрели спасение во време-на Ветхого Завета, обрели его именно так — веруя в слово Божье, которое обе-щало им будущего Спасителя.

Эти повторяющиеся примеры верования в Божьи слова обетования, на-ряду с процитированными выше стихами, в которых утверждается необходи-мость слышания о Христе и веры в Него, судя по всему, указывают на то, что грешные люди более нуждаются в конкретном, нежели в интуитивном ощу-щении. Похоже, что единственным основанием, достаточно прочным для того, чтобы укрепить на нем чью-либо веру, является само Слово Божье (устное или записанное). В самые ранние времена оно было кратким, но уже тогда мы об-ладали свидетельством слов Бога, обещающих будущее спасение. И этим ело-вам верили те, кого Бог призвал к Себе.

3 Цитируемый автором стих довольно сложен для перевода с древнееврейского. При-ведем несколько русскоязычных вариантов перевода. «Приносишь ли ты доброе, или недоброе, грех лежит у дверей; он стремится к тебе, но ты можешь господствовать над ним» (Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского текста: Для упо-требления евреям. Вена: А. Рейхард и Ко, 1877. Т. 1. С. 6); «Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и Я приму тебя. Но если будешь делать зло, то твоя жизнь будет греховна. И тогда твой грех захочет править тобой, ты же должен сам пра-

Даже во времена Адама и Евы существовали такие слова Бога, которые указывали на будущее спасение. Например, в проклятии змея (Быт. 3:15) да-ется обетование о том, что семя жены (один из ее потомков) поразит змея в голову, но и само оно будет ранено — обетование, которое в конечном счете исполнилось в Христе. Первые двое детей Адама и Евы, Каин и Авель, прино-сили жертвы Господу (Быт. 4:3,4), а это указывает на то, что они осознавали необходимость платы за грех и знали Божье обетование, в котором говори-лось, что Он может принять только жертву, принесенную должным образом. Слова «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Быт. 4:7) вновь, в очень краткой форме, дают пример слова Божьего, которое приносит опреде-ленное спасение через веру в обетование Божье, данное через это слово3. С развитаем ветхозаветной истории Божьи слова обетования становились все бо-лее и более точными, а устремленная в будушее вера народа Божьего, соответ-ственно, становилась все более и более определенной. И все же, всегда суще-ствовала вера, основанная конкретно на словах самого Бога.

Таким образом, люди могут узнать о существовании Бога и о некоторых Его законахи без Писания, но нет никакой возможности прийти к спаситель-ной вере без конкретного знания Божьих слов обетования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: