double arrow

Об усыновлении см. в гл. 36

Однако мы можем спросить, почему Бог желает, чтобы христиане прямо обращались к бесу, который тревожит кого-либо, а не молились и не просили Бога изгнать беса? В каком-то смысле этот вопрос похож на вопрос о том, почему христианам следует говорить о Евангелии с другими людьми, а не мо-литься и просить Бога, чтобы Он Сам открыл людям Евангелие. Почему мы должны ободрять христианина, впавшего в уныние, а не молиться Богу о том, чтобы Он Сам дал человеку ободрение? Почему мы должны обличать или мяг-ко увещевать согрешающего христианина, а не просто молиться Богу и про-сить Его позаботиться о грехе в жизни этого человека? Ответ на все эти во-просы заключается в том, что в мире, который сотворил Бог, Он позволил нам играть активнуюропъ в исполнении Его планов, в особенности Его планов о продвижении Царства и созидании Церкви. Во всех этих случаях помимо на-ших молитв большое значение имеет наше прямое вмешательство и наша ак-тивность. Для наших отношений с бесами это также справедливо. Подобно мудрому отцу, который не решает за своих детей все их ссоры, но иногда от-сылает их обратно, чтобы они сами разрешили свои противоречия, наш Не-бесный Отец также призывает нас вступить в непосредственную борьбу с бе-совскими силами во имя Христа и силой Святого Духа. Тем самым Он дает нам способность принимать участие в вечно значимом служении и радовать-ся победе над разрушительной властью сатаны и его бесов в жизни людей. Дело не в том, что Бог не может отвратить от нас нападения бесов каждый раз, когда мы молимся и просим Его об этом, — Он может помочь нам и, несом-ненно, иногда поступает именно так. Однако новозаветный пример доказы-вает, что обычно Бог ожидает, когда христиане сами напрямую обратятся к нечистым духам.

На практике власть запретить бесам может выражаться в краткой речи или приказе бесу о том, чтобы он вышел, если мы подозреваем наличие бе-совского влияния в нашей собственной жизни или в жизни окружающих нас людей29. Мы должны «противостоять диаволу» (Иак. 4:7), и он обратится в бег-ство30. Иногда бывает достаточно даже краткого приказа во имя Иисуса. Иногда во время обращения к злому духу бывает необходимо процитировать Писа-ние. Павел говорит о «мече духовном, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17)31. Иисус во время искушения в пустыне в ответ на речи сатаны цитировал Пи-сание (Мф. 4:1 —11). Уместно было бы процитировать общие утверждения о победе Иисуса над сатаной (Мф. 12:28,29; Лк. 10:17-19; 2 Кор. 10:3,4; Кол. 2:15; Евр. 2:14; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8,9; 1 Ин. 3:8; 4:4; 5:18)32 или те стихи, в которых говорится именно о том искушении, с которым человек столкнулся.

29 Поскольку в Писании нет никаких указаний на то, что бесы могут читать наши
мысли (см. выше), приказание следует произнести вслух.

30 Напр., если мы (или наши дети) просыпаемся от ночного кошмара, то, помолив-
шись Иисусу об утешении и защите, мы можем сказать также: «Во имя Иисуса, я при-
казываю злому духу этого страшного сна: изыди!» Детей можно с самого раннего возрас-
та научить словам: «Во имя Иисуса, уйди!», которые они могут произнести, если во сне
их потревожили образы ведьм, чудовищ и т. д., а затем попросить у Иисуса защиты и
счастливых мыслей о Нем. Подобные действия детей часто бывают исключительно эф-
фективны, так как их вера в Иисуса очень проста и подлинна (см.: Мф. 18:1—4).

31 «Слово» — греч. ρήμα — обычно обозначает произнесенные слова (Богом или кем-
то еще). Иногда оно употребляется для обозначения слов Писания, когда они произне-
сены Богом или людьми, цитирующими Писание (Мф. 4:4; Ин. 15:7; 17:8; Рим. 10:17;
Евр. 6:5; 1 Пет. 1:25), и Павел, судя по всему, в Еф. 6:17 использует данное слово именно
в этом смысле: когда мы произносим слова Писания, они сопровождаются действием
Святого Духа и имеют силу духовного меча.

32 Было бы хорошо, если бы христиане выучили наизусть перечисленные здесь сти-
хи, чтобы иметь возможность цитировать их по памяти, когда они вступают в духовную
брань.

В нашей личной жизни, если мы ощущаем, что греховные эмоции с не-обычной силой охватывают наш разум или наше сердце (иррациональный страх, ненависть, отчаяние, похоть, жадность и т. д.), кроме молитвы к Иису-су о том, чтобы преодолеть их, уместно было бы также сказать примерно еле-дующее: «Дух страха, во имя Иисуса, приказываю тебе, уходи отсюда прочь и не возвращайся!» Несмотря на то что мы часто не уверены, присутствует л и бесовский фактор в данной конкретной ситуации, и несмотря на то что при-сутствие беса может быть лишь одним из факторов в той или иной ситуации, все же такие слова запрещения бывают очень действенны. В Новом Завете не содержится исчерпывающего описания молитвенной жизни апостола Павла, но сам Павел ясно говорит о борьбе «не против крови и плоти, но против на-чальств, против властей... против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12) и о вой-не «не по плоти» (2 Кор. 10:3). Разумно было бы предположить, что в своей интенсивной молитвенной жизни он использовал в качестве одного из аспек-тов духовной брани вербальное запрещение бесовским силам.

Кроме того, если мы молимся заступнической молитвой о ком-то другом и предполагаем, что действие «духов злобы поднебесных» может иметь место в той ситуации, о которой мы молимся, то наша молитва может включать в себя элемент устного запрещения бесовским силам. (Духовная брань подобного рода не должна происходить в присутствии человека, о котором мы молимся, так как это может напугать его.) Например, родители вполне могут произнес-ти краткое слово запрещения духу противоречия в одном ребенке, лени — в другом, злобы — в третьем, в дополнение к молитве о том, чтобы Господь дал им победу в этой борьбе, и в дополнение ктому, что они учат и дисциплиниру-ют своих детей33.

6. Использование духовной власти христианина в служении другим людям. Оставляя вопрос о духовной брани в нашей личной жизни и, может быть, в жизни членов нашей семьи, мы переходим к вопросу прямого личного служе-ния другим людям, подвергшимся духовному нападению. Например, мы иног-да можем молиться о другом человеке, если подозреваем, что в сложившейся ситуации замешаны бесовские силы. В подобных случаях следует помнить следующее.

33 Поскольку в Писании нет никаких указаний на то, что бесы могут читать наши мысли, такие запрещения бесам лучше произносить вслух, хотя можно и негромко. На-против, Бог, конечно, знает наши мысли, и молиться Ему можно про себя, не произнося слова молитвы вслух.

Во-первых, очень важно не пугать других людей и не рассуждать про-странно на ту тему, которая может быть хорошо знакома нам самим, но мало понятна и страшна другим людям. Святой Дух — это Дух мира и спокойствия (см.: 1 Кор. 14:33). Поэтому часто следует просто задать несколько вопросов тому человеку, которому мы оказываем помощь. Мы можем спросить: «Как вы считаете, может быть, в этой ситуации на вас нападает злой дух?» или: «Вы не будете возражать, если я произнесу слово запрещения злому духу, который может быть замешан в этом?» Важно также заверить человека, что если бесовские силы действительно связаны с возникшими в его жизни обстоятельства-ми, то это не значит, что он находится в плохом духовном состоянии. Возмож-но, сатана просто пытается напасть на человека, чтобы помешать ему дейст-венно служить Господу. Каждый христианин — это солдат в духовной армии Господа и потому подвергается атакам со стороны вражеских сил.

Если человек дает нам разрешение, то следует произнести вслух краткое приказание, повелевая злому духу уйти34. Поскольку люди, подвергающиеся бесовским нападениям, часто ощущают присутствие беса, уместно будет после произнесения приказаний духу уйти спросить человека, почувствовал ли он какие-либо изменения. Если в этой ситуации действительно были замешаны бесовские силы, человек может испытать мгновенное облегчение, которое ча-сто сопровождается чувством радости и мира.

Весь процесс не должен выглядеть драматично или повышенно эмоцио-нально. В некоторых современных свидетельствах говорится о длительных, изнуряющих битвах, в которых христиане спорят с бесом и кричат на него в течение нескольких часов. Однако в Новом Завете нет никаких указаний на то, что у бесов плохо со слухом и что для изгнания беса требуется длительная борьба. Иисус просто «изгнал духов словом» (Мф. 8:16). В одном-единствен-ном случае (с гадаринским бесноватым) бес оказал некоторое первоначаль-ное сопротивление (см.: Мк. 5:8; Лк. 8:29). Тогда Иисус спросил его имя и затем изгнал сразу множество бесов (Мк. 5:9—13; Лк. 8:30—33). Власть изго-нять бесов основана не на нашей собственной силе или мощи нашего голоса, она исходит от Святого Духа (Мф. 12:28; Лк. 11:20). Таким образом, вполне достаточно негромкого голоса, уверенного и авторитетного тона.

34 Слово «экзорцизм» означает «изгнание (злого духа) заклинанием или устным при-казом». Слова «экзорцизм» и «экзорцист» не встречаются в Библии (хотя в Деян. 19:13 говорится об иудеях-экзорцистах [в русском синодальном переводе — «заклинатели», греч. έξορκίσται, от глагола έξορκόω, «обязывать клятвой, заставлять поклясться». — При-меч. пер.]). Поскольку эти термины в истории применялись как в связи с языческой, так и с христианской практикой, христианам следует самим решить, имеет ли им смысл употреблять сегодня этот термин в применении к христианству.

Во-вторых, для того, чтобы избежать длительного разговора или борьбы с бесом, христианин должен сосредоточиться не на бесе, а на человеке и на тех библейских истинах, в которые необходимо верить и которые следует утверж-дать. «Пояс истины» (Еф. 6:14) это часть вооружения, которое защищает нас от сатаны, как и «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17). Если человек, в отношении которого совершается служение, сосредоточится на вере в истину Писания, отречется от греха и тем самым облечется в «броню праведности» (Еф. 6:14), то злому духу больше не за что будет уцепиться в жизни этого человека. Если бес отказывается выйти, несмотря на приказа-ние, данное ему во имя Иисуса, возможно, следует подождать некоторое время и начать вновь, после молитвы и духовной подготовки со стороны того чело-века, для которого свершается служение, и человека, который осуществляет его (Мф. 17:19,20; Мк. 9:29; см. ниже)35.

В-третьих, важно, чтобы христиане не испытывали чрезмерного интереса к изгнанию бесов. Хотя Господь дает всем христианам право вести эту борьбу, тем не менее Писание повелевает нам: «На злое будьте младенцы» (1 Кор. 14:20). Это означает, что мы не должны увлекаться ничем из того, что связано со злом, или стремиться стать «экспертами» в каком-либо зле только для того, чтобы удовлетворить наше любопытство36.

В-четвертых, если человек, для которого совершается служение, не хрис-тианин, важно призвать его прийти к Христу как к Спасителю сразу же после того, как бес будет изгнан, чтобы Святой Дух пребывал в этом человеке и за-щищал его от дальнейших нападений. В противном случае, позднее может произойти нечто еще худшее.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным ме-стам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришел находит его незанятым, выметенным и убран-ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и во-шедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (Мф. 12:43—45).

В-пятых, действенность нашего служения в трудных случаях может за-висеть от нашего собственного духовного состояния. Когда Иисус изгнал беса из юноши-эпилептика, «и отрок исцелился в тот час», ученики подошли к Иисусу и, оставшись с Ним наедине, спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17:18,19). Иисус сказал им: «По неверию вашему» (Мф. 17:20). В Евангелии от Марка говорится также, что Иисус сказал ученикам: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк. 9:29). Судя по всему, в тот пери-од ученики были слабы в вере; они не уделяли молитве достаточно времени и не пребывали в силе Святого Духа37.

35 В трудных случаях мудро было бы обратиться за помощью к более зрелому и опыт-
ному человеку.

36 Поэтому христианам не следует заниматься вопросами оккультизма или движе-
ния «Новая эра». Мы должны думать только о том, «что справедливо, что чисто, что лю-
безно, что достославно» (Флп. 4:8).

37 Когда Иисус сказал: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк. 9:29),
Он не мог иметь в виду, что, прежде чем бес мог быть изгнан, необходимо было молиться
об этом в течение долгого времени; ведь Сам Он не молился, а просто произнес слово и
сразу же изгнал беса. Должно быть, Он хотел сказать, что регулярная молитвенная жизнь
и пребывание в Боге дают духовную подготовку и силу через помазание Святым Духом
даже в случае очень сильного бесовского влияния.

Иисус ясно предостерегает нас о том, чтобы мы не радовались слишком сильно и не гордились нашей властью изгонять бесов, а более радовались нашему великому спасению. Нам следует помнить об этом и не гордиться, иначе Святой Дух лишит нас Своей силы. Когда семьдесят учеников верну-лись и радостно говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17), Иисус сказал им: «Однакожтому не радуйтесь, что духи вам пови-нуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20)38.

7. Нам следует ожидать, что Евангелие восторжествует над делами дья-вола. Когда Иисус пришел проповедовать Евангелие в Галилею, «выходили также и бесы из многих» (Лк. 4:41). Когда Филипп отправился в Самарию на проповедь Евангелия, «нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем» (Деян. 8:7). Иисус повелел Павлу проповедовать среди язычников, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою... получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18). Павел говорил, что его проповедь Евангелия была «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера... утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4,5; ср.: 2 Кор. 10:3,4). Если мы действительно верим свидетельству Писания о существова-нии и деятельности бесов и если мы действительно верим, что «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8, курсив мой. — У. Г.), то нам следует ожидать, что и в наши дни, когда Евангелие возвещается неверую-щим и когда молитва свершается о тех верующих, которые, возможно, преж-де не осознавали этого измерения духовной борьбы, мы увидим подлинную и явную победу над врагом. Мы должны ожидать этого и думать об этом как о естественной части труда Христова в созидании Его Царства и радоваться победе Христа.

Вопросы для самостоятельной работы

38 Иисус не говорит здесь, что нам не следует радоваться тому, что враг побежден, а люди освободились от оков, так как это прекрасный повод для радости. Должно быть, Он просто говорит ученикам о том, что величие спасения — это более значимый повод для радости.

1. Возможно, до прочтения этой главы, вы считали, что бесы действовали в основном во времена Нового Завета или в других культурах, но не в том обществе, в котором живете вы сами? Теперь вы можете сказать, на какие аспекты общества, в котором вы живете, могут оказывать влияние бесы? Вы испытываете страх при мысли о том, что можете столкнуться с деятельностью бесов в вашей собственной жизни или в жизни окружающих вас людей? Что Библия говорит об этом чувстве страха? Как вы думаете,!осподь желает, чтобы вы испытывали страх?

2. Есть ли в вашей жизни грехи, которые могут позволить бесам проникнуть в вашу жизнь? Если есть, то что вам следует сделать с этим грехом?

В вашей жизни бывали случаи, когда вы одерживали победу над бесовски-ми силами, обращаясь к ним устно во имя Иисуса? Может ли материал, изло-женный в этой главе, помочь вам действовать более эффективно в подобных ду-ховных столкновениях? Почему нельзя слишком увлекаться таким служением? Как уберечь себя от чрезмерного увлечения? Что, по вашему мнению, делал Па-вел, когда шел проповедовать Евангелие в один город за другим, где прежде ни-когда не слышали Благой вести и где люди поклонялись бесам? Как в наши дни церковь может использовать опыт Павла?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: