Объяснение и обоснование в Писании. А. Введение: трихотомизм, дихотомизм и монизм

А. Введение: трихотомизм, дихотомизм и монизм

Сколько составляющих в природе человека? Все согласны с тем, что у нас есть физические тела. Большинство людей (как христиане, так и нехрис-тиане) чувствуют, что в них присутствует также и нематериальная часть — «душа», которая продолжает жить после смерти тела.

Однако в остальном согласия нет. Многие люди верят, что кроме «тела» и «души» в нас присутствует и третья составляющая, «дух», который находится с Богом в наиболее непосредственных отношениях. Точка зрения, которая за-ключается в том, что человек состоит из трех составляющих (тела, души и духа) называется трихотомизмом1. Прежде этот взгляд был очень популярен среди преподавателей Библии евангельского исповедания, но сейчас в его защиту выступают очень немногие исследователи. По мнению большинства трихо-томистов, душа человека включает в себя интеллект, эмоции и волю. Они счи-тают, что все люди наделены такой душой и что различные элементы души могут служить либо Богу, либо греху. Они считают, что фясчеловека — это некая высшая способность, которую приобретает человек, становясь христианином (см.: Рим. 8:10: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности»). Таким образом, дух человека — это та его составляющая, которая самым непосредственным образом поклоняется и молится Богу (см.: Ин. 4:24; Флп. 3:3).

1 В защиту трихотомизма см. работу: Franz Delitzsch, A System of Biblical Psychology, trans. R. E. Wallis, 2d ed. (Grand Rapids: Baker, 1966).

Есть и такое мнение, что «дух» — это не отдельная составляющая челове-ческого существа, а другое название «души» и что в Писании оба эти термина употребляются без различий в значении для описания нематериальной состав-ляющей человека, которая продолжает жить после смерти тела. Точка зрения, которая заключается в том, что человек состоит из двух составляющих (тело и душа/дух), называется дихотомизмом. Те, кто придерживается этой точки зрения, согласны, что в Писании слово «дух» (евр. гп־), греч. πνεύμα) чаще

употребляется в связи с нашими взаимоотношениями с Богом, но такое упот-ребление (говорят они) непоследовательно, а слово «душа» употребляется в тех же значениях, что и слово «дух».

Есть и еще один взгляд, который не поддерживают евангельские бого-словы. Он заключается в том, что человек вообще не может существовать вне физического тела, и потому после смерти тела невозможно существование ка-кой бы то ни было «души» (последователи этой точки зрения допускают вое-кресение всей личности в некоторый момент будущего). Мнение, что человек состоит лишь из одного элемента и что тело — это и есть личность, называет-ся монизмом2. С точки зрения монистов, слова «душа» и «дух» — это просто другие названия «человека», или «жизни». Этот взгляд не был принят боль-шинством евангельских богословов по той причине, что большое количество текстов Писания говорит о том, что дух, или душа, человека продолжает жить после того, как тело умирает (см.: Быт. 35:18; Пс. 31:5; Лк. 23:43,46; Деян. 7:59; Флп. 1:23,24; 2 Кор. 5:8; Евр. 12:23; Отк. 6:9; 20:4 и гл. 41, о промежуточном состоянии).

Но два остальных взгляда продолжают свое существование в евангельском мире и сегодня. Хотя в истории церкви большинство христиан придерживались дихотомизма, у трихотомизма в наши дни также много сторонников3.

Эта глава написана с позиции дихотомизма; мы убеждены, что в человеке присутствует две составляющие: тело и душа (или дух), однако мы рассмот-рим также и аргументы в защиту трихотомизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: