double arrow

В чем заключаются особенности деятельности Святого Духа на протяжении библейской истории?


ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В предыдущих главах мы подробно рассмотрели личность и работу Бога-Отца, а теперь завершили обсуждение личности и работы Бога-Сына, Иисуса Христа. Кроме того, мы изучили библейские свидетельства божественности и отличительных свойствличности Святого Духа (в связи с учением о Троице). Полагаю, в этой главе будет уместно сосредоточить вниман ие на особенное-тях работы Святого Духа. Какие виды деятельности из всего многообразия действий, совершаемых членами Троицы, находятся в исключительном веде-нии Святого Духа?

В самом начале необходимо отметить, что определенные аспекты работы Святого Духа получают более или менее подробное освещение и в других гла-вах этой книги. Главы о крещении и исполнении Святым Духом (38) и о дарах Святого Духа (51,52) почти целиком посвящены конкретным деяниям Свя-того Духа. Помимо того, в главах об авторитете Писания (3), молитве (17), евангельском призыве (32), новом рождении (33), освящении (37), неотступ-ности (39), прославлении (41), церковной дисциплине (47), путях достижения благодати в церкви (47) и о богослужении (50) рассматриваются различные аспекты работы Святого Духа в мире, и особенно в жизни верующих. И все же в этой главе мы попытаемся сделать полный обзор библейского учения о работе Святого Духа, чтобы лучше понять, какие виды деятельности поруче-ны Святому Духу Богом-Отцом и Богом-Сыном.




Мы можем определить работу Святого Духа следующим образом: работа Святого Духа демонстрирует активное присутствие Бога в мире, и особенное церкви. Это определение показывает, что Святой Дух является членом Трои-цы, Которого Писание наиболее часто представляет как готового к исполне-нию Божьей работы в мире. Хотя в определенной мере это справедливо по от-ношению ко всей Библии, наиболее полно эта истина раскрылась в новоза-ветную эпоху. В Ветхом Завете присутствие Бога многократно проявлялось в Божественной славе и в теофаниях, а в Евангелиях Иисус Сам явил присут-ствие Бога среди людей. Но после того, как Иисус вознесся на небо, на протяжении всей истории церкви Святой Дух является основным проявлением при-сутствия Троицы среди нас. Он Тот, Кто наиболее зримо присутствует среди нас1.

Мы имеем ясное указание, что с самого начала творения работа Святого Духа заключалась в завершении и поддержке того, что задумал Бог-Отец, ибо в Быт. 1:2 сказано: «Дух Божий носился над водою». На Пятидесятницу, с началом нового творения во Христе, именно Святой Дух пришел, чтобы даро-вать силу церкви (Деян. 1:8; 2:4,17,18). Вследствие того что Святой Дух явля-ется лицом Троицы, с Чьей помощью Бог являет Свое присутствие в новоза-ветную эпоху, Павел с полным правом называет Святого Духа «начатком» (Рим. 8:23) и «залогом» (2 Кор. 1:22; 5:5) полного явления Божьего присутствия, свидетелями которого мы станем на новом небе и новой земле (ср.: Отк. 21:3,4).



Уже в Ветхом Завете было предсказано, что Святой Дух принесет от Бога неисчислимые благословения: Исайя предсказал время, когда Дух совершит великое возрождение.

Ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут... доко-ле не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных (Ис. 32:14—18).

Сходным образом, Бог возвещал Иакову через Исайю: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и бла-гословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3).

Отступление Святого Духа, напротив, лишает народ Божьего благосло-вения: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обра-тился в неприятеля их: Сам воевал против них» (Ис. 63:10). Тем не менее в нескольких ветхозаветных пророчествах предсказано время, когда Святой Дух будет изливаться более полной мерой, время, когда Бог заключит со Своим народом Новый Завет (Иез. 36:26,27; 37:14; 39:29; Иоил. 2:28,29).

Какими же путями Святой Дух приносит Божье благословение? Мы мо-жем различить четыре аспекта работы Святого Духа, с помощью которых Он свидетельствует о Божьем присутствии и благословляет: 1) Святой Дух на-деляет силой; 2) Святой Дух очищает; 3) Святой Дух открывает; 4) Святой Дух объединяет. Мы рассмотрим каждый их этих видов деятельности ниже.



1 Используя в этом обсуждении слою «присутствует», я имею в виду «присутствует, чтобы благословлять», как показано в разделе о Божьем всемогуществе в гл. 10.Разуме-ется, поскольку Он полностью Бог, Святой Дух всегда присутствует повсюду (будучи вездесущим), но Он не всегда являет Свое присутствие в действиях, приносящих благо-

швение (см. гл. 10).

И наконец, мы должны признать, что эти деяния Святого Духа нельзя прини-мать как нечто само собой разумеющееся и что они не совершаются в Божьем народе автоматически. Скорее Святой Дух отражает довольство или недоволь-ство Бога верой и повиновением (или неверием и непокорностью) Божьего народа. По этой причине нам необходимо рассмотреть пятый аспект деятель-ности Святого Духа: 5) Святой Дух дает более сильное или более слабое под-тверждение присутствия и благословения Бога в соответствии с нашим от-кликом на Него.







Сейчас читают про: