Г. Святой Дух объединяет

На Пятидесятницу, когда Святой Дух излился на церковь, Петр провоз-гласил, что сбылось пророчество Иоиля (2:28—32):

Но это есть предреченное пророком Иоилем:

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на вся-кую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юно-ши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразум-ляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:16—18).

Здесь подчеркивается, что Святой Дух изольется на всех верующих — не только на вождей, подобных Моисею или Иисусу Навину, но на сыновей и дочерей, старцев и юношей, рабов и рабынь — все примут в то время излитие Святого Духа20.

На Пятидесятницу Святой Дух создал новое человеческое сообщество — церковь. Это сообщество отличалось небывалым единством, о чем нам напо-минает Лука:

20 Кроме того, это было исполнением пожелания Моисея о том, чтобы 1Ъсподь по-слал Духа Своего на весь народ (Чис. 11:29), и видения о поле, полном сухих костей, оживляемых Духом, в Иез. 37. См. также: Donald Guthrie, New Testament Theology, pp. 512, 513,540, 562.

Все же верующие были вместе и имели все обшее: и продавали име-ния и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждо-го; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по до-мам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деян. 2:44—47).

Благословляя коринфскую церковь, Павел высказывает пожелание, что-бы все ее члены стремились к объединяющему общению Святого Духа: «Бла-годать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Свя-тогоДуха2] со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Знаменательно, что в этом трини-тарном стихе он приписывает углубление общения между верующими не Отцу или Сыну, а именно Святому Духу, что вполне соответствует объединяющей работе Духа в церкви в целом.

Эта объединяющая функция Святого Духа проявляется и тогда, когда Павел говорит филиппийцам: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа... то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и еди-номысленны» (Флп. 2:1,2)22.

Сходным образом, подчеркивая новое единство между иудеями и языч-никами, он говорит, что «чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18), и что в Господе они устраиваются в жилище Божьем «Духом» (Еф. 2:22). Желая напомнить им о единстве, которым они должны обладать как христиане, Павел призывает их стараться «сохранять единство духа в со-юзе мира» (Еф. 4:3).

В рассуждении Павла о духовных дарах снова повторяется тема объеди-няющей работы Святого Духа. Если мы можем считать, что люди, имеющие различные дары, будут неохотно взаимодействовать друг с другом, то Павел делает прямо противоположный вывод: различные дары сближают нас, пото-му что делают зависимыми друг от друга. «Не может глаз сказать руке: „ты мне не надобна"; или также голова ногам: „вы мне ненужны"»(1 Кор. 12:21). Эти различные дары, говорит нам Павел, «производит один и тот же Дух, раз-деляя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11), так что в церкви «каж-дому дается проявление Духа на пользу» (I Кор. 12:7). По существу, «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свобод-ные, и все напоены одним Духом (1 Кор. 12:13)23.

21 Слово κοινωνία, «общение», может также означать «причастность к Святому Духу»,
но едва ли Павел видел смысл в том, чтобы желать им того, чем они уже обладали как
веруюшие (причастности к Святому Духу). Правильнее переводить этот стих «общение
Святого Духа», подчеркивая тем самым благословение от Святого Духа, каковое, как
надеялся Павел, должно было возрастать в коринфской церкви.

22 Здесь греч. слово κοινωνία также лучше переводить как «общение», поскольку
целью Павла в Флп. 2:1—11 было побуждение к единству в филиппийской церкви. (См.
также предыдущее примеч.)

23 Подробное обсуждение этого стиха см. в гл. 38.

Представление о том, что Святой Дух объединяет церковь, подтверждает-ся также тем фактом, что «вражда, ссоры... распри, разногласия» (Гал. 5:20) являются делами плоти, которые противопоставляются «вождению Духом» (Гал. 5:18; ср.: ст. 25). Святой Дух — это Тот, Кто производит любовь в наших сердцах (Рим. 5:5; Гал. 5:22; Кол. 1:8), а эта любовь «есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Поэтому если Святой Дух действенно проявляет в церк-ви Божье присутствие, об этом свидетельствуют царящие в церковной общи-не гармония и любовь друг к другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: