double arrow

Г. Что может дать верующему истинную уверенность?


Итак, мы знаем, что неверующие люди, которые в конце концов уйдут, могут иметь многие внешние признаки обращения. Тогда что же может свиде-тельствовать о подлинном обращении? Что может дать истинную уверенность настоящему верующему? Мы можем выделить три категории вопросов, кото-рые человек должен задавать самому себе.

/. Есть ли во мне сегодня вера в Христа ради спасения ? Павел говорит ко-лоссянам, что они будут спасены в последний день, «если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали» (Кол. 1:23). Автор Послания к Евреям говорит: «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохра-ним до конца» (Евр. 3:14), — и призывает своих читателей следовать примеру тех, «которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12). В самом известном стихе Библии употребляется глагол в настоящем времени, который можно перевести так: «тот, кто продолжает верить в Него», может иметь вечную жизнь (см.: Ин. 3:16).

Итак, человек должен спросить себя: «Верую ли я сегодня в Христа ради прощения моих грехов и ради того, чтобы Он взял меня на небеса навечно и без наказания? Верую ли я в своем сердце, что Он спас меня? Если бы этой ночью я умер и встал пред судом Божьим и Он спросил бы меня, почему Он должен взять меня на небеса, что бы я ответил Ему? Стал бы я думать о моих добрых делах или же без колебаний сказал о заслугах Христа; сказал бы, что для меня достаточно Его как Спасителя?»

27 Таким же образом следует понимать и молитву Давида в Пс. 50:13: «...Духа Твоего Святого не отними от меня». Давид молится о том, чтобы помазание Святым Духом на царство не было у него отнято и чтобы присутствие и сила Бога в его жизни не прекрати-лись; он молится не о том, чтобы не утратить вечное спасение.

Этот упор на нынешнюю веру в Христа контрастирует со «свидетельством» некоторых церквей, где люди многократно говорят об опыте обращения, имев-шем место 20 или 30 лет назад. Если свидетельство о спасительной вере под-линно, это должно быть свидетельство о вере, которая живет и развивается сегодня.

2. Есть ли признаки перерождающей работы Святого Духа в моем серд-це? Признаки работы Святого Духа в нашем сердце проявляются различно. Ни чудеса (Мф. 7:22), ни долгие годы работы в какой-нибудь поместной церк-ви (что может легко оказаться строительством из «дерева, сена, соломы», вы-ражаясь словами из 1 Кор. 3:12, направленным на ублажение собственного эго, или на приобретение власти над другими людьми, или на приобретение заслуг в глазах Божьих) не могут считаться такими признаками; существует много других свидетельств реальной работы Святого Духа в нашем сердце.

Во-первых, есть субъективное свидетельство Святого Духа в наших серд-цах, которое говорит нам отом, что мы—дети Божьи (Рим. 8:15,16; 1 Ин. 4:13). Это свидетельство обычно сопровождается ощущением, что человек ведом Духом Святым на путях покорности воле Божьей (Рим. 8:14).

Крометого, еслиСвятойДухдействительнодействуетвнашейжизни, Он производит в нас те черты характера, которые Павел называет «плодами Духа» (Гал. 5:22). Он перечисляет несколько качеств, которые проявляются в нас с помощью Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, ми-лосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). Конечно же, не стоит спрашивать себя: «Являюсь ли я совершенным примером, в котором сочета-ются все эти качества?» Лучше спросить: «Характеризуют л и эти качества мою жизнь в целом? Ощущаю ли я их в моем сердце? Укрепился ли я в течение этих лет?» В Новом Завете не говорится о том, что нехристианин, невозрожденный человек, может сознательно подделать эти черты характера, особенно перед теми, кто хорошо его знает.

С этими плодами связаны другие плоды — результаты чьей-либо жизни и служения, которые повлияли на других людей и на церковь. Есть люди, кото-рые считают себя христианами, но их влияние на других людей заключается в том, что они лишают их надежды, оскорбляют их веру и порождают раздоры и разделения. Результат их жизни и служения заключается не в поддержке дру-гих и созидании церкви, а в разрушении. А ведь есть и такие люди, которые поддерживают других в каждом разговоре, каждой молитве и в каждом конк-ретном деле своего служения, за которое они берутся. Иисус сказал о лжепро-роках: «По плодам их узнаете их. <.״> Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые... <״.> Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16—20).

Другое свидетельство работы Святого Духа — это твердость в вере и при-нятие здравого учения церкви. Те, кто начинает отвергать основные доктрины веры, должны опасаться за свое спасение: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца... Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1 Ин. 2:23,24). Иоанн говориттакже: «Знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас» (1 Ин. 4:6). Мы также можем сказать, что тот, кто знает Бога, будет тверд в чтении Слова Божьего и будет радоваться ему, а также полностью верить ему. Те, кто не верит Слову и не находит в нем радости, показывают, что они не «от Бога».

Другой признак подлинного спасения — это непрерывные нынешние от-ношения с Иисусом Христом. Иисус говорит: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. <״.> Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелае-те, просите, и будет вам» (Ин. 15:4,7). Такое пребывание во Христе включает в себя не только ежедневное доверие Ему в разных ситуациях, но также, безуслов-но, и регулярное общение с Ним в молитве и поклонении.

И наконец, главной сферой свидетельства о том, что мы — подлинно ве-рующие люди, является покорность повелениям Божьим. Иоанн говорит: «Кто говорит: „я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия соверши-лась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот дол-жен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:4—6). Конечно же, речь не идет о совершенной жизни. Иоанн скорее говорит, что в целом наши жизни долж-ны быть подражанием Христу и тому, что Он говорил и делал. Если в нас есть подлинная спасительная вера, то результатом этого будет послушание (см. так-же: 1 Ин. 3:9,10,24; 5:18). Поэтому Иаков говорит: «...Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. <.״> ...Я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:17,18). Одной из важнейших составляющих послушания Богу является любовь к дру-гим христианам. «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете» (1 Ин. 2:10). «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14, ср.: 3:17; 4:7). Одно из сви-детельств такой любви — постоянство в общении с христианами (1 Ин. 2:19), а другое — помощь нуждающимся братьям (1 Ин. 3:17; ср.: Мф. 25:31—46).

3. Вижу ли я стабильный рост в моей жизни? Мы говорили об уверенное-ти, которая связана с верой и с работой Святого Духа в нашей жизни сегодня. Однако Петр предлагает еще один способ, чтобы проверить, являемся ли мы подлинно верующими людьми. Он говорит, что есть такие черты характера, которые, если мы постоянно совершенствуемся в них, гарантируют, что мы «никогда не преткнемся» (2 Пет. 1:10). Он говорит своим читателям, чтобы те прибавили к своей вере «добродетель... рассудительность... воздержание... тер-пение... благочестие... братолюбие... любовь» (2 Пет. 1:5—7). Затем он говорит, что все это должно присутствовать и «умножаться» в их жизни (2 Пет. 1:8); что им следует стараться «делать твердым... звание и избрание», идобавляет: «Так поступая [дословно: „делая эти вещи" — имеются в виду черты характера, упо-мянутые в ст. 5—7], никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1:10).

Итак, подтвердить наши звание и избрание можно, продолжая возрас-тать в «этих вещах». Из этого следует, что наша уверенность в спасении — это нечто нарастающее со временем в нашей жизни. Каждый год, прибавляя к этим чертам характера новые, мы приобретаем все большую уверенность в нашем спасении. Таким образом, хотя молодые верующие и могут обладать довольно-таки сильной уверенностью в спасении, со временем, по мере воз-растания в христианской зрелости, эта уверенность может стать еще более глубокой28. Если они будут возрастать, они подтвердят свое звание и избра-ние и «никогда не преткнутся».

Результатом этих трех вопросов, которые нам следует задать самим себе, должна быть твердая уверенность в тех, кто является подлинно верующим. Таким образом, учение о неотступности святых — учение, дающее огромное утешение. Человек, имеющий подобную уверенность, не будет гадать, сможет ли он быть верен до конца и таким образом спастись. Каждый, добившийся уверенности через такого рода самоанализ, должен думать: «Я истинно родился вновь. Поэтому я, безусловно, буду неотступен до конца, поскольку меня хра-нит „сила Божия", которая действует через мою веру [см.: 1 Пет. 1:5],ипотому я никогда не погибну. Иисус воскресит меня в последний день, и я навечно войду в Его Царство» (см.: Ин. 6:40).

С другой стороны, учение о неотступности святых, если оно верно по-нято, должно порождать и подлинную тревогу, и даже страх, в сердцах тех, кто отстраняется от Христа. Такие люди должны получить внятное предо-стережение: только прошедшие весь путь до конца могут считать себя ис-тинно родившимися вновь. Если они отходят от веры в Христа и от жизни в послушании Ему, они, возможно, вовсе не спасены — напротив, все даже свидетельствует о том, что они не спасены, и никогда на самом деле спа-сенными не были. Как только они перестают верить в Христа и быть по-корными Ему (я говорю в терминах внешних проявлений), у них уже не мо-жет быть подлинной уверенности в спасении, и им следует считать себя не-спасенными и снова обратиться к Христу в покаянии и просить Его о прощении грехов.

28 Ср. с 1 Тим. 3:13, где говорится, что «хорошо служившие» в качестве дьяконов приобретают «великое дерзновение в вере во Христа Иисуса». (Слово

Если говорить о пасторских обязанностях в отношении тех, кто отпадает от христианской веры, мы должны отдавать себе отчет в том, что и калъвини-сты (которые верят в неотступность святых), и арминиане (которые считают, что христианин может утратить свое спасение) беседуют с такими «отпав-шими» совершенно одинаково. По мнению арминиан, такой человек некогда был христианином, но теперь христианином не является. По мнению каль-винистов, такой человек никогда на самом деле христианином не был и в настоящий момент таковым не является. Однако в обоих случаях библей-ский совет будет один и тот же: «Теперь вы, похоже, не христианин — вам еле-дует раскаяться в ваших грехах и поверить в Христа ради вашего спасения!»

Хотя кальвинисты и арминиане расходятся в истолковании предшествующих событий, они полностью согласны в том, что следует делать в настоящем29.

Мы видим, почему выражение «вечная уверенность» может привести к недоразумениям. В некоторых евангельских церквах, вместо того чтобы пре-подать полное и уравновешенное учение о неотступности святых, пасторы иногда преподают неполную версию, в которой говорится, что все, кто однаж-ды исповедал свою веру и был крещен, могут быть «вечно уверенными». Ре-зультат таков, что некоторые люди, не являющиеся в действительности обра-!ценными, в конце проповеди могут выйти вперед и исповедать свою веру в Христа, вскоре после этого принять крещение, но затем покинуть церковь и никак не изменить образ жизни, который был им свойствен до того, как они обрели такую «вечную уверенность». Таким образом, может случиться, что людям дадут ложную уверенность и они испытают жестокое разочарование, поскольку обещанные им небеса окажутся недоступными30.

Вопросы для самостоятельной работы

29 Конечно же, как кальвинисты, так и арминиане могут допустить, что такой «от-
павший» человек истинно родился вновь, однако впал в грех и в сомнение. Однако и те и
другие согласятся, что пастор поступит мудрее, если будет считать, что этот человек
не христианин, до тех пор, пока в нем не появятся какие-нибудь свидетельства веры.

30 Безусловно, не все, используюшие термин «вечная уверенность», допускают по-
добные ошибки, однако само по себе выражение провоцирует подобное неверное пони-
мание.

Уверены ли вы в том, что истинно родились вновь? Что в вашей жизни свидетельствует о том, что это действительно так? Как вы полагаете, хочет ли Бог, чтобы верующие беспокоились о том, действительно ли они родились вновь, или же Он хочет, чтобы они имели твердую уверенность в том, что являются частью Его народа? (См.: 1 Ин. 5:13.) Виден ли стабильный рост в вашей христианской жизни? Полагаетесь ли вы на ваши собственные силы в деле неотступности от веры в Христа, или же вы уверены в том, что сила Божья будет сохранять вашу веру живой и активной?

Если вы сомневаетесь в том, что истинно родились вновь, что в вашей жизни дает основания для подобных опасений? Что Писание велит вам делать, чтобы раз-решить эти сомнения? (См.: 2 Пет. 1:5—11; Мф. 11:28—30; Ин. 6:37.) Как выдумаете, Иисус знает о ваших сомнениях, понимает их? Как вы думаете, что конкретно Иисус хочет, чтобы вы сделали, чтобы обрести большую уверенность в своем спасении?

Приходилось ли вам сталкиваться с людьми, возможно, в вашей церкви, чей плод был разрушительным или вредоносным для служения церкви и для веры других людей? Имеют ли эти люди большое влияние, может быть, они даже за-нимают в церкви руководящие посты? Полагаете ли вы, что оценка плодов чьей-либо жизни и влияние, которое человек оказывает на других, должны быть критерием выбора лидеров церкви? Возможно ли такое, что человек исповедует со-гласив со всем христианским учением, но все же не рожден вновь? Назовите дру-гие надежные признаки подлинного обращения, помимо интеллектуального со-гласия со здравым учением.


Сейчас читают про: