черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего "Я", крайнем эгоизме, неспособность индивида, сосредоточенного преимущественно на собственных интересах, изменить свою позицию по отношению к чуткому мнению, представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
Эдипов комплекс (в психоанализе)
возникающий в раннем детстве преимущественно бессознательный комплекс привязанности сына к матери и ревности к отцу; его следствием являются чувство вины и эмоционального конфликта в сфере бессознательного.
Эйдейтизм
(от греч. eidos – образ, наружный вид) – своеобразная разновидность образной памяти, проявляющаяся в возможности некоторых людей ярко, живо видеть образ предмета и после прекращения его воздействия на органы чувств.
Эйфория
(от греч. cuphoria – состояние удовольствия) – повышенное радостное, веселое настроение; состояние благодушия, беспечности, не связанное с субъективным состоянием личности.
Эйфория
(от греч. eyphria – хорошо переношу) – психическое состояние характеризуемое беспричинным, радостным, блаженным настроением, которое нередко проявляется у душевнобольных и характеризуется беспечностью, безмятежностью, не соответствующими обьективному положению человека.
Экспрессметодика
методика, позволяющая получать надежные результаты за короткий промежуток времени.
Экстериоризация
(от лат. exterior – наружный, внешний) – процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной.
Экстернал
тип личности, склонный обьяснять последствия своих поступков, неудач влиянием обстоятельств, других людей тем самым как бы снимая с себя моральную ответственность (см. локус контроля). Э. более склонны к проекции, чем интерналы.
Экстраверсия
(от лат. eхtra – сверх, вне и versio – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.
Экстраверсия – интроверсия
(от лат. extra – вне, intro – внутрь, versio – поворачивать, обращать) характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы к-рой соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия Э.И. были введены К. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности.