Простое, на первый взгляд, упражнение многим участникам даже в ходе третьего занятия дается с трудом. Они в принципе уже настроились на откровенную работу над собой и научились доверять другим членам группы, и, следовательно, требуется большая (если не максимальная) степень откровенности, а для ее выражения нужна соответствующая лексика и не только. Ведущему следует настроить участников на то, что любая самостоятельная работа будет принята группой и ее будут воспринимать, как подарок всем участникам.
Вполне допустимо для снятия психологического напряжения и зажимов, которые еще остались у некоторых членов группы, просто дать примерный перечень тех личностных характеристик, могут пригодиться в качестве материала для составления автопортрета.
5. «Контакты»
Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть -на вещий с его и со своей точек зрения.
Генри Форд
«Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Но этого мало. С помощью этого умения вы можете решать массу вопросов и проблем, которые возникают в жизни любого человека. Еще раз внимательно вдумайтесь в слова Генри Форда. Он говорит о причинах своего успеха - пойми точку зрения другого человека и посмотри на вещи с двух точек зрения: с его и со своей.
Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним. Помните, что важно понять человека, его позицию (точку зрения), но при этом не забывая себя, свои интересы, потребности и т. д.»
Рекомендации ведущему. Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру крута). По вашему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задаете вы. Примеры ситуации «встреча»:
1. «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече...»
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 мин. Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 1 мин. закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие ситуации.
2. «Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится (работает)...»
3. «Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
4. «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека...»
5. «После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую), вы так рады этой встрече. И вот наконец он (она) рядом с вами...»
Вам следует обращать внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга, например, участники внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего - взрослого, который должен успокоить малыша. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи. Для этого посте упражнения участники обсуждают то, с кем им удалось установить хороший личностный контакт, кто помогал, поддерживал разговор, а кого так и не удалось разговорить. В ходе этого обсуждения обязательно обращайте внимание на ощущения членов группы, что они чувствовали, каждый раз оказываясь перед новым человеком и в новой ситуации.