Основная цель этого теста - помочь участникам задуматься о том, что же такое настоящая дружба и кто такой настоящий друг. Перечень утверждений, приведенных в тесте, не является исчерпывающим. Его можно и нужно продолжить с помощью самих ребят после завершения тестирования или до него.
В первом случае проводится дискуссия, и предложения, получившие поддержку большинства ребят, записываются на доске и обсуждаются. Во втором случае предложения вносятся в текст теста, в бланке для ответов добавляется соответствующее количество строк, и ребята отвечают, используя уже новую редакцию теста.
Возможно продолжение работы над тестом с помощью специального задания «Скажи мне, кто твой друг». Попросите участников составить список своих настоящих друзей. Сколько их? И почему они попали в этот список? На эти вопросы участники отвечают самостоятельно. Обсуждать составленные списки друзей не рекомендуется. Такая работа поможет участникам еще раз посмотреть на себя и свое окружение с точки зрения настоящей дружбы.
|
|
Можно использовать дополнительный вариант тестирования «Проверка дружбы», который предусматривает работу с тем же перечнем утверждений для оценки конкретного человека по следующей шкале:
- «почти всегда» - 2 балла,
- «время от времени» - 1 балл,
- «почти никогда» - 0 баллов.
Например, подросток решил проанализировать свою дружбу с мальчиком по имени Юра. Тогда он берет тест и в бланке для ответов, оценивая отношение Юры к себе, сразу ставит баллы в соответствии со шкалой, приведенной выше. Закончить работу над тестом можно составлением подборки пословиц и поговорок, стихов и песен о дружбе.
9. «Мнение»
Оценить себя со стороны труднее, чем заглянуть в чужую душу.
И. Н. Шевелев
«Наступило время анкетирования. Каждому из вас нужно ответить на вопросы анкеты, проанализировав происходящее в группе. Помните, что, отвечая на вопросы, следует быть предельно откровенным, так как мнение членов группы поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».
«Мнение»
Твое тренинговое имя_________________
Дата занятия______
1. Что тебе удалось понять в самом себе, в чем лучше разобраться?
2. Твои основные ошибки в ходе занятия:
а) по отношению к себе;
б) по отношению к отдельным участникам и к группе в целом;
в) по отношению к ведущему.
3. Кто из участников тебе больше всего помог сегодня? Чем именно?
4. Что тебе очень не понравилось на этом занятии? Почему?
5. Твои замечания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.).
Подпись
Рекомендации ведущему. Анкеты нужно до следующего занятия внимательно просмотреть, обобщить и сде-
|
|
лать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.
10. Подведение итогов
Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
Конфуций
«Закончилось четвертое занятие нашей группы. Вы уже успели высказать свое мнение о нем, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Также можно сказать несколько теплых слов своим новым друзьям, членам нашей тренинговой группы.
Итак, кто хочет взять слово...»
Рекомендации ведущему. Не следует торопить группу, и надо отвести для этой процедуры необходимое время. Особое внимание нужно обратить на участников, которые до сих пор чувствуют себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома. Напомните участникам о необходимости вести постоянные наблюдения над своими ощущениями, которые возникают в процессе общения с разными людьми, и о работе с аналитической таблицей «Круг общения».