А. Воскресение

/. Новозаветные свидетельства. Евангелия содержат множество свиде­тельств о воскресении Христа (см.: Мф. 28:1—20; Мк. 16:1—8; Лк. 24:1—53; Ин. 20:1—21:25). В дополнение к этим подробным рассказам в четырех Еванге­лиях Книга Деяния святых Апостолов повествует о том, как апостолы возве­щали о воскресении Христа и о необходимости постоянно молиться Христу и верить в Него, как в Бога живого, царствующего на небе. Послания полностью основаны на предположении, что Иисус есть живой царствующий Спаситель, Который является ныне небесным главою церкви, в Которого надо верить. Ко­торому надо молиться, и Которого надо прославлять, и Который возвратится однажды в силе и великой славе, чтобы царствовать на земле. Книга Открове­ние изображает воскресшего Христа, царствующего на небе, и предвещает, что Он возвратится, чтобы нанести поражение Своим врагам и царствовать в славе. Таким образом, весь Новый Завет несет свидетельство о воскресении Христа'.

2. Природа воскресения Христа. Воскресение Христа не было просто воз­вращением к жизни, подобным тому, что испытывали прежде другие, напри-

1 Исторические доказательства воскресения Христа весьма существенны, и они убе­дили многих скептиков, начинавших с исследования этих данных с целью опровержения факта воскресения. Самый известный рассказ о подобном переходе от скептицизма к вере содержится в книге: Frank Morison, Who Moved the Stone? (London: Faber and Faber, 1930; reprint. Grand Rapids: Zondervan, 1958). Перечень доказательств воскресения представлен в широко используемой брошюре: J. N. D. Anderson, The Evidence for the Resurrection (London and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1966). (Оба автора — и Морисон, и Андерсон — имеют юридическое образование.) Более современное и подробное изложение доказательств вос­кресения представлено в следующих трудах: William Lane Craig, The Son Rises: The Historical Evidence for the Resurrection of Jesus (Chicago: Moody, 1981); Gary Habermas and Anthony Flew, Did Jesus Rise From the Dead? The Resurrection Debate, ed. Terry L. Miethe (New York: Harper and Row, 1987); Gary Habermas, "Resurrection of Christ", in EDT, pp. 938—941. Обширное собрание доказательств и высказываний известных ученых, подтверждающих неоспоримую досто­верность свидетельств воскресения Христа, представлено в книге: Josh McDowell, Evidence that Demands a Verdict, rev. ed., vol. 1 (San Bernardino, Calif.: Here's Life Publishers, 1979), pp. 179—263.


Глава 27. Воскресение и вознесение



мер, Лазарь (Ин. 11:1— 44), ибо в таком случае Иисус был бы подвержен ста­рению и в конце концов умер бы снова, как умирают все люди. Напротив, воскреснув из мертвых, Иисус стал «первенцем»2 (1 Кор. 15:20,23) новой фор­мы человеческого существования — существования, в котором Его тело было сделано совершенным, не подверженным больше дряхлению, старению или смерти, но способным жить вечно.

Это правда, что двое учеников Иисуса не узнали Его, когда шли вместе с Ним по дороге в Эммаус (Л к. 24:13—32), но Лука специально отмечает, что это произошло потому, что «глаза их были удержаны» (Лк. 24:16), но позднее «от­крылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24:31). Мария Магдалина не узна­ла Иисуса лишь на мгновение (Ин. 20:14—16), но, возможно, было еще темно, и сначала она не смотрела на Него — первый раз она пришла, «когда было ещетемно» (Ин. 20:1), и «обратилась», чтобы говоритьс Иисусом, как только узнала Его (Ин. 20:16).

В других случаях ученики, по-видимому, узнавали Иисуса довольно быстро (Мф. 28:9; Ин. 20:19,20,26—28; 21:7,12). Когда Иисус явился одиннадцати уче­никам в Иерусалиме, сначала они смутились и испугались (Лк. 24:33,37), но, посмотрев на Его руки и ноги и увидев, что Он ест рыбу, удостоверились, что Он воскрес из мертвых. Эти примеры показывают, что после смерти внешний облик Иисуса в значительной мере остался прежним. И вместе с тем Иисус не выглядел точно так же, как перед смертью, ибо ученики не только поразились тому, чего, по их мнению, не могло произойти, но и не сразу узнали Иисуса, поскольку в Его облике произошли какие-то изменения. Надо полагать, эти внешние изменения объясняются не чем иным, как различием между человеком, прожившем жизнь, полную страданий и горя, и человеком, чье тело было возрождено во всей красоте молодости и совершенного здоровья: хотя тело Иисуса по-прежнему оставалось материальным, оно было воскрешено в преображенном виде, уже не подвержен­ном страданию, дряхлению, болезни или смерти; оно было «облечено в бессмер­тие» (1 Кор. 15:53). Павел говорит, что возрожденное тело «восстает в нетлении... в славе... в силе... тело духовное» (1 Кор. 15:42—44)3.

2 См. обсуждение понятия «первенец» ниже.

3 Под «духовным телом» Павел подразумевает не «бесплотное» тело, а, скорее, тело,
«поддающееся водительству Духа». В посланиях Павла слово «духовный» (греч.
nvevjja.ziK6<;) обычно означает «соответствующий природе и деятельности Святого Духа»,
но отнюдь не «бесплотный» (см. напр.: Рим. 1:11; 7:14; 1 Кор. 2:13,15; 3:1; 14:37; Гал. 6:1
[«вы духовные»]; Еф. 5:19). Говоря, что «сеется тело душевное» (греч. ущькбъ), Павел
подразумевает тело, живушее своей собственной жизнью и по законам своего времени,
однако не полностью подчиняющееся и соответствующее характеру и воле Святого Духа.
Этот отрывок можно было бы перефразировать следующим образом: «Сеется тело есте­
ственное,
подчиняющееся обычаям и страстям своего века и ведомое собственной гре­
ховной волей, а восстает тело духовное, полностью подчиняющееся воле Святого Духа и
откликающееся на Его водительство». Такое тело отнюдь не является «бесплотным», но
оно приобретает ту меру совершенства, какую изначально предначертал ему Бог.


690 _______________ Часть ГУ. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

Тот факт, что после воскресения у Иисуса было материальное тело, которое можно было осязать, подтверждается тем, что ученики «ухватились за ноги Его» (Мф. 28:9), что по дороге в Эммаус ученики приняли Его за обычного путника (Лк. 24:15—18,28,29), что Он взял хлеб и преломил его (Лк. 24:30), что Он ел рыбу, чтобы показать ученикам, что Он не дух, что Мария приняла Его за садовни­ка (Ин. 20:15), что «Он показал им руки и ребра Свои» (Ин. 20:20), что Он предложил Фоме потрогать Его руки... и ребра (Ин. 20:27), что Он приготовил обед для Своих учеников (Ин. 21:12,13) и что Он ясно сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Петр сказал, что ученики «с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:41).

Это правда, что Иисус мог появляться и исчезать из виду совершенно не­ожиданно (Лк. 24:31,36; Ин. 20:19,26). Однако нам не следует делать на этом основании далеко идущие выводы, поскольку о том, что Иисус мог внезапно появляться и исчезать, говорится не во всех отрывках; в некоторых из них про­сто сказано, что Иисус пришел и стал среди учеников. Когда Иисус внезапно стал невидим ученикам в Эммаусе, возможно, это было некое чудесное явле­ние, подобное тому, что имело место, когда «Филиппа восхитил Ангел Госпо­день, и евнух уже не видел его» (Деян. 8:39). Не следует также придавать слиш­ком большое значение тому, что Иисус дважды приходил и становился среди учеников, когда «двери были заперты»4 (Ин. 20:19,26), ибо в тексте не гово­рится, что Иисус «проходил сквозь стены» или что-нибудь в этом роде. В дру­гом эпизоде, описанном в Новом Завете, когда возникла необходимость пройти через запертые двери, они чудесным образом отворились (Деян. 12:10)5.

Недавно М. Харрис предложил альтернативную интерпретацию приве­денных выше стихов, в частности, стихов, в которых Иисус изображен то появляющимся, то исчезающим. Он считает, что эти стихи показывают, что, хотя Иисус мог иногда материализоваться в плотское тело, Его обычное су-

4 Греч, причастие совершенного вида KEKkeiaiikvwv может означать либо «захлоп­
нутые», либо «запертые» двери.

5 Я не утверждаю, что воскресший Иисус не мог каким-то образом пройти сквозь
запертые двери или через стену, но только об этом не говорится ни в одном стихе Библии.
Такое возможно, но эта возможность не заслуживает статуса обоснованного вывода, ко­
торый она приобрела в популярном проповедовании и в некоторых евангелических кру­
гах, — это всего лишь одно из возможных толкований данного стиха. Леон Моррис гово­
рит: «Некоторые полагают, что Иисус прошел сквозь запертые двери или что дверь откры­
лась сама собой и т. п. Но в Писании ничего не говорится о способе появления Иисуса в
комнате, и мы поступим правильно, если не будем чрезмерно настаивать на его определе­
нии» (Leon Morris, The Gospel According to John, p. 844). Проблема, связанная с утверждени­
ем, будто Иисус проходил сквозь стены, состоит в том, что это заставляет людей думать,
что после воскресения тело Иисуса стало бесплотным, а это противоречит несомненным
подтверждениям его материальности в нескольких текстах Нового Завета.


_____________________ Глава 27. Воскресение и вознесение ___________________ 691

ществование протекало в нематериальной, или бесплотной, форме «духовно­го тела». Кроме того, после вознесения на небо на сороковой день Иисус на­всегда отказался от материализации в плотское тело. Профессор Харрис го­ворит:

Воскресение Иисуса было не превращением в бесплотное тело, а овладением «духовным телом», которое могло материализоваться или дематериализоваться по Его воле. Когда Иисус хотел появиться перед какими-нибудь людьми в материальном виде, Он представал перед ними в том же «духовном теле», в каком пребывал в то время, когда был неви­дим и неосязаем... Через сорок дней, когда Его явления на земле пре­кратились, Иисус принял единственно возможную форму, видимую оби­тателям небес, но имеющую бесплотное тело... В Своем воскрешенном состоянии Он преступил законы физического существования. Он боль­ше не был связан материальными или пространственными ограничени­ями6.

Необходимо отметить, что Харрис со всей определенностью утверждает материальное, телесное воскресение Иисуса из мертвых7. Он говорит, что вос­кресло то же самое тело, которое умерло, но затем оно преобразилось в «духов­ное тело» с новыми свойствами8.

В ответ, хотя я не считаю, что это вопрос большого доктринального зна­чения (поскольку он касается только природы возрожденного тела, о чем нам известно очень мало)9, можно возразить, что Новый Завет предостав­ляет несколько убедительных свидетельств, вынуждающих нас не согла­ситься с точкой зрения Харриса. Харрис признает, что в некоторых случа­ях Иисус имел материальное тело из плоти и костей, к которому можно было прикоснуться и которое позволяло Ему принимать пищу. Он даже призна­ет, что «Тот, Кто вознесся на небо на глазах учеников, был настоящий Иисус

6 Murray Harris, From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament (Grand Rapids:
Zondervan, 1990), pp. 142, 143.

7 См.: Harris, ibid., pp. 351 и 353 (где он недвусмысленно говорит о «материальном, в
буквальном смысле этого слова, воскресении Иисуса из мертвых») и р. 365 («я с удоволь­
ствием заявляю, что наш Господь воскрес из мертвых в материальном теле, которое при­
надлежало Ему перед смертью»).

8 Он понимает «духовное» не как «нематериальное», а как «приводимое в действие
и направляемое духом» (или, возможно, «Духом»), р. 195.

9 См. пространный отчет о воззрениях Харриса и о тех, кто их критикует (иногда
искажая их): СТ, April 5, 1993, pp. 62—66. Норман Гейслер и некоторые другие обвиняют
Харриса в серьезной ереси, но в этой статье Дж. И. Пакер говорит, что «и Харрис, и
Тейслер выглядят ортодоксами, и оба они в равной степени таковы» (pp. 64,65). По мне­
нию трех других евангельских богословов, МиллардаЭриксона, Брюса Демареста и Род­
жера Никоула, воззрения Харриса «несколько непривычны», но «согласуются с позицией
Trinity Evangelical Divinity School, где преподает Харрис, а также... евангельского дви­
жения в целом» (р. 63).



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


из „плоти и костей"(Лк. 24:39)»10. Единственный вопрос заключается втом, существовало ли это тело Иисуса в другие моменты в нематериальной, бес­плотной форме, как утверждает Харрис. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны поинтересоваться, требуют ли новозаветные тексты о появляющемся и исчезающем Иисусе подобного умозаключения. По-видимому, они этого не требуют.

Лк. 24:31, где говорится, что после того, как Иисус преломил хлеб и подал его двум ученикам, «Он стал невидим для них», не предполагает такого выво­да. Греческое выражение, переведенное как «стал невидим» (дфсагод kyevexd), в Новом Завете больше нигде не используется, но встречается у Диодора Си­цилийского (историка, работавшего в 60—30 гг. до н. э.), где однажды оно ис­пользуется по отношению к человеку по имени Амфиараус, который сорвал­ся на колеснице в пропасть и «стал невидим», а в другом месте — по отноше­нию к Атласу, которого сдуло сильным ветром с вершины горы, и он «стал невидим»1'. В каждом из этих примеров данное выражение означает лишь то, что люди скрылись из поля зрения, а не дематериализовались или действи­тельно стали невидимыми12. Поэтому и по поводу Лк. 24:31 мы можем ска­зать только то, что ученики перестали видеть Иисуса — то ли потому, что Его восхитил Ангел Господень (как это было с Филиппом в Деян. 8:39), то ли по­тому, что Он просто скрылся из их поля зрения (как это было с Моисеем и Илией на горе Преображения, Мф. 17:8, или с Елисеем в окружении небесно­го воинства, 4 Цар. 6:17, или с учениками, прошедшими мимо стражей тем­ницы вДеян. 5:19—23; 12:6,10). Во всех этих случаях необходимость вывода о превращении материального тела Иисуса в нематериальное не более велика, чем необходимость вывода о превращении материальных тел учеников в не­материальные, когда они прошли мимо стражи (Деян. 5:23; 12:10) и освобо­дились из темницы. Следовательно, в Лк. 24:31 говорится не о превращениях, происходивших с телом Иисуса, а только о том, что ученики не могли Его ви­деть13.

10 Harris, From Crave to Glory, p. 422.

1' Diod. Sic. 4.65.9 (об Амфиараусе) и 3.60.3 (об Атласе).

12 Еще один пример использования слова бфатод имеет сходный смысл: Плутарх
(ок. 50—120 гг.) рассказывает о некоем человеке, который сказал, что если земля или
океан и имеют «центр», то его местонахождение «известно богам, но сокрыто (Ьфатоф
от смертных» (Moralia 409F). Смысл не в том, что он «нематериален», а в том, что он
«недоступен зрению, невидим».

13 Ср.: Лк. 24:16, где говорится, что Иисус приблизился к ученикам на дороге в Эм-
маус, но «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Если Бог смог частично
ослепить учеников, чтобы они видели Иисуса, но не узнавали Его, то, несомненно, спу­
стя некоторое время Он мог ослепить их еще больше, чтобы они не видели Иисуса вооб­
ще. Это сложный вопрос, и наши знания слишком ограниченны, чтобы утверждать, буд­
то из этих текстов вытекает, что Иисус стал нематериальным.


Глава 27. Воскресение и вознесение



Что касается заявления о способности Иисуса проходить сквозь матери­альные преграды, то оно не находит подтверждения в Новом Завете. Как по­казано выше, тот факт, что Иисус появлялся в комнате, когда двери были за­хлопнуты или заперты (Ин. 20:19,26), необязательно означает, что Он прохо­дил сквозь двери или стену. Особенно показателен в этом отношении первый эпизод освобождения апостолов из темницы: они не проходили сквозь двери, но «Ангел Господень отворил двери темницы» (Деян. 5:19); однако на следую­щее утро служители докладывали, что нашли темницу «запертою со всею пре­досторожностью и стражей стоящими пред дверями; но отворивши не нашли в ней никого» (Деян. 5:23). Ангел отворил двери, апостолы прошли через них, и ангел снова закрыл и запер двери. Соответственно, когда Петр был осво­божден из темницы, ему не пришлось дематериализоваться, чтобы избавить­ся от сковывающих его цепей, ибо «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7)14. Точно так же нельзя исключить возможность, что двери чудесным образом отвори­лись для Иисуса или что Он даже вошел в комнату вместе с учениками, но был временно скрыт от их глаз.

Что касается природы возрожденного тела Иисуса, то тексты, показыва­ющие, что Иисус явно имел материальное тело «из плоти и костей» (Лк. 24:39), которое было осязаемо и позволяло Ему есть, пить, преломлять хлеб и гото­вить обед, намного более определенны, чем тексты о появлениях и исчезнове­ниях Иисуса. В отличие от последних эти тексты не,предполагают альтерна­тивного толкования, отрицающего материальность тела Иисуса, — сам Хар-рис признает, что в этих текстах Иисус имеет тело из плоти и костей. Но чему должны были научить апостолов эти явления во плоти, как не тому, что воз­рожденное тело Иисуса, несомненно, было материальным? Если Иисус вос­крес из мертвых в том же теле, в каком умер, и если Он неоднократно являлся ученикам во плоти, ел и пил с ними (Деян. 10:41) в течение сорока дней, и если Он вознесся на небо на глазах учеников (Деян. 1:9), и если ангелы в то же

14 Харрис говорит, что, согласно Мф. 28:2,6, Иисус вышел из запечатанного гроба, но эти стихи вполне можно истолковать и в том смысле, что камень был сначала отвален от гроба, а затем Иисус вышел (ср.: Лк. 24:2). В Ин. 20:4—7 также говорится только о том, что там, где было тело Иисуса, лежали одни пелены, но из этого не следует, что Иисус «прошел сквозь» пелены; с такой же долей вероятности это может означать, что Иисус (или ангел) снял пелены и аккуратно сложил их в гробу. В Деян. 10:40,41 говорится, что Иисусу было дано являться избранным свидетелям, но и здесь ничего не сказано о Его материализации или пребывании в бесплотном состоянии. По моему мнению, во всех этих стихах Харрис вычитывает слишком многое из слишком скудных данных.

И наконец, если даже Иисус действительно проходил через двери или стены (как считают многие христиане), это не заставляет нас говорить о том, что Его тело было не­материальным, и вполне может объясняться особым чудом или свойством возрожден­ных тел, недоступным в настоящее время нашему пониманию, но не предполагающим, что они бесплотны или нематериальны.



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


мгновение сказали им, что «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11), то, очевидно, Иисус учил их, что Его возрожденное тело является материальным. Если бы «обычной формой» существования возрожденного тела была немате­риальная, то этими неоднократными явлениями во плоти Иисус создавал бы у учеников (и у всех последующих читателей Нового Завета) ложное пред­ставление о том, что Его возрожденное тело осталось материальным, тогда как оно таковым не было. Если обычно он пребывал в бесплотном состоянии и предполагал навсегда остаться бесплотным по вознесении, то со стороны Иисуса было бы нечестно говорить: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Он не сказал: «...плоти и костей, которые, как вы видите, временно есть у Меня»! Учить апостолов о материальности Своего тела, в то время как в обычной форме существования Иисус таковым не обла­дал, означало бы вводить их в заблуждение.

Если бы Иисус хотел показать им, что способен материализоваться и де­материализоваться по своей воле (как утверждает Харрис), Он мог бы легко продемонстрировать это перед ними, чтобы они смогли подробно описать это явление. Он вполне мог пройти сквозь стену у них на глазах, вместо того что­бы внезапно появляться среди них. Короче говоря, если бы Иисус и авторы Нового Завета хотели внушить нам, что возрожденное тело было обычно и по преимуществу нематериальным, они бы так и сделали, но вместо этого они дали нам множество ясных указаний на то, что обычно оно было материаль­ным, хотя это было совершенное тело, навсегда избавленное от дряхления, болезней и смерти.

И наконец, этот вопрос наводит на более широкие богословские размыш­ления. Физическое воскресение Иисуса и Его вечное обладание материаль­ным возрожденным телом ясно подтверждают совершенство материального мира, первоначально созданного Богом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Мы, воскрешенные мужчины и женщины, будем жить вечно на «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). Мы будем жить на обновленной земле, освобожденной «от раб­ства тлению» (Рим. 8:21) и подобной Эдемскому саду. Там будет новый Иеру­салим, и люди «принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:26), и там бу­дет «река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Отк. 22:1,2). Очевидно, в этом вполне реальном, материальном мире мы бу­дем жить как человеческие существа с материальными телами, приспособ­ленными к существованию в обновленном Богом творении. Таким образом, воскрешенное в материальной форме тело Иисуса подтверждает совершен­ство человека, которого Бог создал не в виде духа, подобного ангелам, а в виде


_____________________ Глава 27. Воскресение и вознесение ___________________ 695

существа с материальным телом, каковое было «хорошо весьма». Мы не долж­ны впадать в заблуждение, полагая, что бесплотное существование в каком-то смысле является для людей более предпочтительной формой жизни,5. Сде­лав нас венцом творения, Бог придал нам материальные тела. Воскресший из мертвых в совершенном материальном теле, Иисус царствует ныне на небе, и возвратится к нам, чтобы остаться с нами навсегда.

3.Участие Отца и Сына в воскресении. Одни тексты со всей определенно­стью утверждают, что Христа воскресил из мертвых Бог-Отец (Деян. 2:24; Рим. 6:4; 1 Кор. 6:14; Гал. 1:1; Еф. 1:20), тогда как другие сообщают об участии Иисуса в собственном воскресении. Иисус говорит: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17,18; ср.: 2:19—21). Наибо­лее разумно предположить, что в воскресении участвуют и Отец, и Сын16. Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 1 1:25; ср.: Евр. 7:16)17.

4. Доктринальное значение воскресения. 1) Воскресение Христа гарантиру­ет наше возрождение: Петр говорит, что Бог возродил «нас воскресением Иису­са Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). Он недвусмысленно связывает воскресение Иисуса с нашим возрождением, или новым рождени­ем. Когда Иисус восстал из мертвых, Его существование приобрело новые ка­чества: «возрожденную жизнь» в человеческом теле и человеческий дух, иде­ально приспособленный для вечного общения с Богом и повиновения Ему. Своим воскресением Иисус заработал для нас такую же новою жизнь, как и у Него. Когда мы становимся христианами, мы не получаем эту «новую жизнь» полностью, ибо наши тела по-прежнему подвержены дряхлению, старению и смерти. Но наш дух укрепляется живительной силой спасения18. Новый вид жизни, которую мы получаем при «возрождении», Христос заработал для нас именно Своим воскресением. Вот почему Павел говорит, что Бог «оживотво­рил» нас «со Христом... и воскресил с Ним» (Еф. 2:5; ср.: Кол. 3:1). Воскрешая

15 Профессор Харрис также старается избежать этой ошибки, ибо говорит: «Ни о
каком противопоставлении духа и материи не может быть и речи. Ни один новозаветный
автор не предусматривает спасение души или духа, предавая при этом забвению види­
мый материальный мир» (р. 251). Но меня беспокоит, что его позиция может привести
других к недооценке значения материального творения и совершенства наших тел, со­
зданных Богом.

16 См. обсуждение участия Отца и Сына в воскресении в гл. 25.

17 Поскольку деяния Бога — это обычно деяния всей Троицы, вероятно, правильнее
было бы говорить, что Святой Дух также участвовал в воскресении Христа из мертвых, од­
нако в текстах Писания не содержится прямого свидетельства об этом (хотя см.: Рим. 8:11).

18 Обсуждение возрождения см. в гл. 33.


696 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

Христа из мертвых, Бог думал и о нашем воскресении «со Христом» и, следо­вательно, считал достойными приобщения к Христову воскресению. Павел говорит, что видит цель своей жизни в том, «чтобы познать Его, и силу воскре­сения Его...» (Флп. 3:10). Павел понимал, что даже в этой жизни воскресение Христа придает новую силу христианскому служению и повиновению Богу. Связывая воскресение Христа с действующими в нас духовными сила­ми, Павел говорит эфесянам, что молится за них, дабы они поняли, «как без­мерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и поса­див одесную Себя на небесах» (Еф. 1:19,20). Здесь Павел говорит, что сила, которой Бог воскресил Христа из мертвых, — это та же сила, которая действу­ет в нас. Более того, Павел рассматривает нас как воскресших во Христе:«... Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. <...> Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе...»(Рим. 6:4,11). Эта живительная сила в нас включает способность одерживать все новые и новые победы над грехом в нашей жизни — «грех не должен над вами господ­ствовать» (Рим. 6:14); ср.: 1 Кор. 15:17), —несмотря на то что мы не достигнем совершенства в этой жизни. Сила воскресения включает также способность к служению в царстве. Именно после воскресения Иисус пообещал Своим уче­никам: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эта новая, превосходящая человеческие возможности сила для возвещения Евангелия, совершения чудес и преодоления сопротивления вра­гов была дана ученикам после воскресения Христа из мертвых и стала неотъем­лемым элементом силы воскресения, присущей их христианской жизни.

2) Воскресение Христа гарантирует наше оправдание: Павел связывает вос­кресение Христа с нашим оправданием (или полученным нами уведомлени­ем, что мы не виновны, а праведны перед Богом)19 только в одном отрывке. Павел говорит, что Иисус «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Воскресение Христа из мертвых было декларацией Бога об одобрении работы Христа по спасению. Благодаря тому, что Христос «сми­рил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), «Бог превознес Его...» (Флп. 2:9). Воскрешая Христа из мертвых, Бог-Отец факти­чески говорил, что одобряет работу Христа, претерпевшего страдания и смерть за наши грехи, считает эту работу завершенной и не видит необходимости в том, чтобы Христос и впредь оставался мертвым. Не было никаких неопла­ченных грехов, ничто не вызывало гнев Божий и никакой вины, требующей наказания, не осталось — за все было уплачено сполна. Воскресением Бог

Об оправдании см. в гл. 35.


Глава 27. Воскресение и вознесение ___________________ 697

говорил Христу: «Я одобряю все. Что Ты сделал, и Ты находишь благоволение в Моих глазах».

Это объясняет, почему Павел может говорить, что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Если Бог нас «воскресил с Ним» (Еф. 2:6), то, благодаря нашему союзу с Христом, Божья декларация об одобрении Хри­ста является в то же время декларацией об одобрении нас. Когда Отец, по су­ществу, говорит Христу: «За все грехи уплачено, и Я считаю Тебя не винов­ным, а праведным в Моих глазах», Он делает заявление, которое относится и к нам, поскольку мы веруем в Христа ради спасения. Таким образом воскре­сение Христа служит еще и окончательным подтверждением того, что Он за­работал наше оправдание.

3) Воскресение Христа гарантирует, что мы также получим совершенные возрожденные тела: В Новом Завете воскресение Иисуса несколько раз свя­зывается с нашим окончательным воскресением в теле. «Бог воскресил Госпо­да, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14). «Воскресивший Господа Иису­са воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами» (2 Кор. 4:14). Но наиболее обстоятельное обсуждение связи между воскресением Христа и на­шим воскресением содержится в 1 Кор. 15:12—58. Здесь Павел говорит, что Хри­стос — это «первенец из умерших». Называя Христа «первенцем» (букв.: «пер­вый плод», греч. (Mapxfj), Павел использует земледельческую метафору, что­бы показать, что мы будем походить на Христа. Подобно тому, как «первые плоды» или первая проба созревающего урожая показывают, каким будет весь урожай, Христос как «первенец» показывает, какими будут наши возрожден­ные тела, когда во время окончательной «жатвы» Бог воскресит нас из мерт­вых и введет в Свое присутствие20.

После воскресения у Иисуса остались следы гвоздей на руках и ногах и рана от копья, пронзившего Его ребра (Ин. 20:27). Люди иногда спрашивают, не означает ли это, что шрамы от серьезных повреждений, полученных в этой жизни, останутся на наших возрожденных телах. На это можно ответить, что, вероятно, у нас не будет шрамов от повреждений, полученных в этой жизни, и наши тела будут совершенными, не подверженными «тлению» и воскресшими «в славе». Шрамы, оставшиеся на теле Иисуса после распятия уникальны, по­тому что служат вечным напоминанием о Его страданиях и смерти за нас21. Тот факт, что у Него остались эти шрамы, отнюдь не означает, что шрамы останут­ся и у нас. Напротив, все будет исцелено, восполнено и сделано совершенным.

20 Более подробное обсуждение природы наших возрожденных тел см. в гл. 41.

21 Фактически, все последствия жестокого бичевания, которому подвергся Иисус
перед распятием, были исцелены, и только шрамы на руках, ногах и между ребер оста­
лись свидетельством о Его смерти за нас: Иисус был воскрешен «в славе» (ср.: 1 Кор. 15:43),
а не просто возвращен к жизни в обезображенном виде.


698 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

5. Этическое значение воскресения. Павел считает, что воскресение имеет непосредственное отношение к нашему повиновению Богу в этой жизни. За­ключая подробное обсуждение воскресения, Павел призывает своих читате­лей: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Мы должны неустанно продолжать трудиться ради дела Гос­подня именно потому, что тоже воскреснем из мертвых, как воскрес Христос. Все, что мы делаем для привлечения людей в царство и укрепления их веры, будет иметь поистине вечное значение, ибо все мы воскреснем в тот день, ког­да Христос возвратится, и будем жить с Ним вечно.

Во-вторых, Павел призывает нас к тому, чтобы, размышляя о воскресе­нии, мы поставили своей целью будущую небесную награду. Он рассматри­вает воскресение как время, когда все усилия, предпринятые нами в этой жиз­ни, будут вознаграждены. Но если Христос не воскрес, и воскресения не было, то «вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчаст­нее всех человеков» (1 Кор. 15:17—19; ср.: ст. 32). Но, поскольку Христос вос­крес, а вместе с Ним воскресли и мы, нам следует стремиться к небесной на­граде и помышлять о небесном:

...Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос си­дит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3:1—4).

Третий этический аспект воскресения состоит в требовании безусловно­го отказа от повиновения греху в нашей жизни. Говоря, что мы должны почи­тать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе», благо­даря воскресению и живительной силе Христа, действующей в нас (Рим. 6:11), Павел восклицает: «Да не царствует грех в смертном вашем теле... И не преда­вайте членов ваших греху» (Рим. 6:12,13). Побуждая нас больше не грешить, Павел использует тот факт, что мы обладаем новой живительной силой, спо­собной обуздать господство греха в нашей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: