/. Новозаветные свидетельства. Евангелия содержат множество свидетельств о воскресении Христа (см.: Мф. 28:1—20; Мк. 16:1—8; Лк. 24:1—53; Ин. 20:1—21:25). В дополнение к этим подробным рассказам в четырех Евангелиях Книга Деяния святых Апостолов повествует о том, как апостолы возвещали о воскресении Христа и о необходимости постоянно молиться Христу и верить в Него, как в Бога живого, царствующего на небе. Послания полностью основаны на предположении, что Иисус есть живой царствующий Спаситель, Который является ныне небесным главою церкви, в Которого надо верить. Которому надо молиться, и Которого надо прославлять, и Который возвратится однажды в силе и великой славе, чтобы царствовать на земле. Книга Откровение изображает воскресшего Христа, царствующего на небе, и предвещает, что Он возвратится, чтобы нанести поражение Своим врагам и царствовать в славе. Таким образом, весь Новый Завет несет свидетельство о воскресении Христа'.
2. Природа воскресения Христа. Воскресение Христа не было просто возвращением к жизни, подобным тому, что испытывали прежде другие, напри-
|
|
1 Исторические доказательства воскресения Христа весьма существенны, и они убедили многих скептиков, начинавших с исследования этих данных с целью опровержения факта воскресения. Самый известный рассказ о подобном переходе от скептицизма к вере содержится в книге: Frank Morison, Who Moved the Stone? (London: Faber and Faber, 1930; reprint. Grand Rapids: Zondervan, 1958). Перечень доказательств воскресения представлен в широко используемой брошюре: J. N. D. Anderson, The Evidence for the Resurrection (London and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1966). (Оба автора — и Морисон, и Андерсон — имеют юридическое образование.) Более современное и подробное изложение доказательств воскресения представлено в следующих трудах: William Lane Craig, The Son Rises: The Historical Evidence for the Resurrection of Jesus (Chicago: Moody, 1981); Gary Habermas and Anthony Flew, Did Jesus Rise From the Dead? The Resurrection Debate, ed. Terry L. Miethe (New York: Harper and Row, 1987); Gary Habermas, "Resurrection of Christ", in EDT, pp. 938—941. Обширное собрание доказательств и высказываний известных ученых, подтверждающих неоспоримую достоверность свидетельств воскресения Христа, представлено в книге: Josh McDowell, Evidence that Demands a Verdict, rev. ed., vol. 1 (San Bernardino, Calif.: Here's Life Publishers, 1979), pp. 179—263.
Глава 27. Воскресение и вознесение
мер, Лазарь (Ин. 11:1— 44), ибо в таком случае Иисус был бы подвержен старению и в конце концов умер бы снова, как умирают все люди. Напротив, воскреснув из мертвых, Иисус стал «первенцем»2 (1 Кор. 15:20,23) новой формы человеческого существования — существования, в котором Его тело было сделано совершенным, не подверженным больше дряхлению, старению или смерти, но способным жить вечно.
|
|
Это правда, что двое учеников Иисуса не узнали Его, когда шли вместе с Ним по дороге в Эммаус (Л к. 24:13—32), но Лука специально отмечает, что это произошло потому, что «глаза их были удержаны» (Лк. 24:16), но позднее «открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24:31). Мария Магдалина не узнала Иисуса лишь на мгновение (Ин. 20:14—16), но, возможно, было еще темно, и сначала она не смотрела на Него — первый раз она пришла, «когда было ещетемно» (Ин. 20:1), и «обратилась», чтобы говоритьс Иисусом, как только узнала Его (Ин. 20:16).
В других случаях ученики, по-видимому, узнавали Иисуса довольно быстро (Мф. 28:9; Ин. 20:19,20,26—28; 21:7,12). Когда Иисус явился одиннадцати ученикам в Иерусалиме, сначала они смутились и испугались (Лк. 24:33,37), но, посмотрев на Его руки и ноги и увидев, что Он ест рыбу, удостоверились, что Он воскрес из мертвых. Эти примеры показывают, что после смерти внешний облик Иисуса в значительной мере остался прежним. И вместе с тем Иисус не выглядел точно так же, как перед смертью, ибо ученики не только поразились тому, чего, по их мнению, не могло произойти, но и не сразу узнали Иисуса, поскольку в Его облике произошли какие-то изменения. Надо полагать, эти внешние изменения объясняются не чем иным, как различием между человеком, прожившем жизнь, полную страданий и горя, и человеком, чье тело было возрождено во всей красоте молодости и совершенного здоровья: хотя тело Иисуса по-прежнему оставалось материальным, оно было воскрешено в преображенном виде, уже не подверженном страданию, дряхлению, болезни или смерти; оно было «облечено в бессмертие» (1 Кор. 15:53). Павел говорит, что возрожденное тело «восстает в нетлении... в славе... в силе... тело духовное» (1 Кор. 15:42—44)3.
2 См. обсуждение понятия «первенец» ниже.
3 Под «духовным телом» Павел подразумевает не «бесплотное» тело, а, скорее, тело,
«поддающееся водительству Духа». В посланиях Павла слово «духовный» (греч.
nvevjja.ziK6<;) обычно означает «соответствующий природе и деятельности Святого Духа»,
но отнюдь не «бесплотный» (см. напр.: Рим. 1:11; 7:14; 1 Кор. 2:13,15; 3:1; 14:37; Гал. 6:1
[«вы духовные»]; Еф. 5:19). Говоря, что «сеется тело душевное» (греч. ущькбъ), Павел
подразумевает тело, живушее своей собственной жизнью и по законам своего времени,
однако не полностью подчиняющееся и соответствующее характеру и воле Святого Духа.
Этот отрывок можно было бы перефразировать следующим образом: «Сеется тело есте
ственное, подчиняющееся обычаям и страстям своего века и ведомое собственной гре
ховной волей, а восстает тело духовное, полностью подчиняющееся воле Святого Духа и
откликающееся на Его водительство». Такое тело отнюдь не является «бесплотным», но
оно приобретает ту меру совершенства, какую изначально предначертал ему Бог.
690 _______________ Часть ГУ. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________
Тот факт, что после воскресения у Иисуса было материальное тело, которое можно было осязать, подтверждается тем, что ученики «ухватились за ноги Его» (Мф. 28:9), что по дороге в Эммаус ученики приняли Его за обычного путника (Лк. 24:15—18,28,29), что Он взял хлеб и преломил его (Лк. 24:30), что Он ел рыбу, чтобы показать ученикам, что Он не дух, что Мария приняла Его за садовника (Ин. 20:15), что «Он показал им руки и ребра Свои» (Ин. 20:20), что Он предложил Фоме потрогать Его руки... и ребра (Ин. 20:27), что Он приготовил обед для Своих учеников (Ин. 21:12,13) и что Он ясно сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Петр сказал, что ученики «с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:41).
Это правда, что Иисус мог появляться и исчезать из виду совершенно неожиданно (Лк. 24:31,36; Ин. 20:19,26). Однако нам не следует делать на этом основании далеко идущие выводы, поскольку о том, что Иисус мог внезапно появляться и исчезать, говорится не во всех отрывках; в некоторых из них просто сказано, что Иисус пришел и стал среди учеников. Когда Иисус внезапно стал невидим ученикам в Эммаусе, возможно, это было некое чудесное явление, подобное тому, что имело место, когда «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его» (Деян. 8:39). Не следует также придавать слишком большое значение тому, что Иисус дважды приходил и становился среди учеников, когда «двери были заперты»4 (Ин. 20:19,26), ибо в тексте не говорится, что Иисус «проходил сквозь стены» или что-нибудь в этом роде. В другом эпизоде, описанном в Новом Завете, когда возникла необходимость пройти через запертые двери, они чудесным образом отворились (Деян. 12:10)5.
|
|
Недавно М. Харрис предложил альтернативную интерпретацию приведенных выше стихов, в частности, стихов, в которых Иисус изображен то появляющимся, то исчезающим. Он считает, что эти стихи показывают, что, хотя Иисус мог иногда материализоваться в плотское тело, Его обычное су-
4 Греч, причастие совершенного вида KEKkeiaiikvwv может означать либо «захлоп
нутые», либо «запертые» двери.
5 Я не утверждаю, что воскресший Иисус не мог каким-то образом пройти сквозь
запертые двери или через стену, но только об этом не говорится ни в одном стихе Библии.
Такое возможно, но эта возможность не заслуживает статуса обоснованного вывода, ко
торый она приобрела в популярном проповедовании и в некоторых евангелических кру
гах, — это всего лишь одно из возможных толкований данного стиха. Леон Моррис гово
рит: «Некоторые полагают, что Иисус прошел сквозь запертые двери или что дверь откры
лась сама собой и т. п. Но в Писании ничего не говорится о способе появления Иисуса в
комнате, и мы поступим правильно, если не будем чрезмерно настаивать на его определе
нии» (Leon Morris, The Gospel According to John, p. 844). Проблема, связанная с утверждени
ем, будто Иисус проходил сквозь стены, состоит в том, что это заставляет людей думать,
что после воскресения тело Иисуса стало бесплотным, а это противоречит несомненным
подтверждениям его материальности в нескольких текстах Нового Завета.
|
|
_____________________ Глава 27. Воскресение и вознесение ___________________ 691
ществование протекало в нематериальной, или бесплотной, форме «духовного тела». Кроме того, после вознесения на небо на сороковой день Иисус навсегда отказался от материализации в плотское тело. Профессор Харрис говорит:
Воскресение Иисуса было не превращением в бесплотное тело, а овладением «духовным телом», которое могло материализоваться или дематериализоваться по Его воле. Когда Иисус хотел появиться перед какими-нибудь людьми в материальном виде, Он представал перед ними в том же «духовном теле», в каком пребывал в то время, когда был невидим и неосязаем... Через сорок дней, когда Его явления на земле прекратились, Иисус принял единственно возможную форму, видимую обитателям небес, но имеющую бесплотное тело... В Своем воскрешенном состоянии Он преступил законы физического существования. Он больше не был связан материальными или пространственными ограничениями6.
Необходимо отметить, что Харрис со всей определенностью утверждает материальное, телесное воскресение Иисуса из мертвых7. Он говорит, что воскресло то же самое тело, которое умерло, но затем оно преобразилось в «духовное тело» с новыми свойствами8.
В ответ, хотя я не считаю, что это вопрос большого доктринального значения (поскольку он касается только природы возрожденного тела, о чем нам известно очень мало)9, можно возразить, что Новый Завет предоставляет несколько убедительных свидетельств, вынуждающих нас не согласиться с точкой зрения Харриса. Харрис признает, что в некоторых случаях Иисус имел материальное тело из плоти и костей, к которому можно было прикоснуться и которое позволяло Ему принимать пищу. Он даже признает, что «Тот, Кто вознесся на небо на глазах учеников, был настоящий Иисус
6 Murray Harris, From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament (Grand Rapids:
Zondervan, 1990), pp. 142, 143.
7 См.: Harris, ibid., pp. 351 и 353 (где он недвусмысленно говорит о «материальном, в
буквальном смысле этого слова, воскресении Иисуса из мертвых») и р. 365 («я с удоволь
ствием заявляю, что наш Господь воскрес из мертвых в материальном теле, которое при
надлежало Ему перед смертью»).
8 Он понимает «духовное» не как «нематериальное», а как «приводимое в действие
и направляемое духом» (или, возможно, «Духом»), р. 195.
9 См. пространный отчет о воззрениях Харриса и о тех, кто их критикует (иногда
искажая их): СТ, April 5, 1993, pp. 62—66. Норман Гейслер и некоторые другие обвиняют
Харриса в серьезной ереси, но в этой статье Дж. И. Пакер говорит, что «и Харрис, и
Тейслер выглядят ортодоксами, и оба они в равной степени таковы» (pp. 64,65). По мне
нию трех других евангельских богословов, МиллардаЭриксона, Брюса Демареста и Род
жера Никоула, воззрения Харриса «несколько непривычны», но «согласуются с позицией
Trinity Evangelical Divinity School, где преподает Харрис, а также... евангельского дви
жения в целом» (р. 63).
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
из „плоти и костей"(Лк. 24:39)»10. Единственный вопрос заключается втом, существовало ли это тело Иисуса в другие моменты в нематериальной, бесплотной форме, как утверждает Харрис. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны поинтересоваться, требуют ли новозаветные тексты о появляющемся и исчезающем Иисусе подобного умозаключения. По-видимому, они этого не требуют.
Лк. 24:31, где говорится, что после того, как Иисус преломил хлеб и подал его двум ученикам, «Он стал невидим для них», не предполагает такого вывода. Греческое выражение, переведенное как «стал невидим» (дфсагод kyevexd), в Новом Завете больше нигде не используется, но встречается у Диодора Сицилийского (историка, работавшего в 60—30 гг. до н. э.), где однажды оно используется по отношению к человеку по имени Амфиараус, который сорвался на колеснице в пропасть и «стал невидим», а в другом месте — по отношению к Атласу, которого сдуло сильным ветром с вершины горы, и он «стал невидим»1'. В каждом из этих примеров данное выражение означает лишь то, что люди скрылись из поля зрения, а не дематериализовались или действительно стали невидимыми12. Поэтому и по поводу Лк. 24:31 мы можем сказать только то, что ученики перестали видеть Иисуса — то ли потому, что Его восхитил Ангел Господень (как это было с Филиппом в Деян. 8:39), то ли потому, что Он просто скрылся из их поля зрения (как это было с Моисеем и Илией на горе Преображения, Мф. 17:8, или с Елисеем в окружении небесного воинства, 4 Цар. 6:17, или с учениками, прошедшими мимо стражей темницы вДеян. 5:19—23; 12:6,10). Во всех этих случаях необходимость вывода о превращении материального тела Иисуса в нематериальное не более велика, чем необходимость вывода о превращении материальных тел учеников в нематериальные, когда они прошли мимо стражи (Деян. 5:23; 12:10) и освободились из темницы. Следовательно, в Лк. 24:31 говорится не о превращениях, происходивших с телом Иисуса, а только о том, что ученики не могли Его видеть13.
10 Harris, From Crave to Glory, p. 422.
1' Diod. Sic. 4.65.9 (об Амфиараусе) и 3.60.3 (об Атласе).
12 Еще один пример использования слова бфатод имеет сходный смысл: Плутарх
(ок. 50—120 гг.) рассказывает о некоем человеке, который сказал, что если земля или
океан и имеют «центр», то его местонахождение «известно богам, но сокрыто (Ьфатоф
от смертных» (Moralia 409F). Смысл не в том, что он «нематериален», а в том, что он
«недоступен зрению, невидим».
13 Ср.: Лк. 24:16, где говорится, что Иисус приблизился к ученикам на дороге в Эм-
маус, но «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Если Бог смог частично
ослепить учеников, чтобы они видели Иисуса, но не узнавали Его, то, несомненно, спу
стя некоторое время Он мог ослепить их еще больше, чтобы они не видели Иисуса вооб
ще. Это сложный вопрос, и наши знания слишком ограниченны, чтобы утверждать, буд
то из этих текстов вытекает, что Иисус стал нематериальным.
Глава 27. Воскресение и вознесение
Что касается заявления о способности Иисуса проходить сквозь материальные преграды, то оно не находит подтверждения в Новом Завете. Как показано выше, тот факт, что Иисус появлялся в комнате, когда двери были захлопнуты или заперты (Ин. 20:19,26), необязательно означает, что Он проходил сквозь двери или стену. Особенно показателен в этом отношении первый эпизод освобождения апостолов из темницы: они не проходили сквозь двери, но «Ангел Господень отворил двери темницы» (Деян. 5:19); однако на следующее утро служители докладывали, что нашли темницу «запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими пред дверями; но отворивши не нашли в ней никого» (Деян. 5:23). Ангел отворил двери, апостолы прошли через них, и ангел снова закрыл и запер двери. Соответственно, когда Петр был освобожден из темницы, ему не пришлось дематериализоваться, чтобы избавиться от сковывающих его цепей, ибо «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7)14. Точно так же нельзя исключить возможность, что двери чудесным образом отворились для Иисуса или что Он даже вошел в комнату вместе с учениками, но был временно скрыт от их глаз.
Что касается природы возрожденного тела Иисуса, то тексты, показывающие, что Иисус явно имел материальное тело «из плоти и костей» (Лк. 24:39), которое было осязаемо и позволяло Ему есть, пить, преломлять хлеб и готовить обед, намного более определенны, чем тексты о появлениях и исчезновениях Иисуса. В отличие от последних эти тексты не,предполагают альтернативного толкования, отрицающего материальность тела Иисуса, — сам Хар-рис признает, что в этих текстах Иисус имеет тело из плоти и костей. Но чему должны были научить апостолов эти явления во плоти, как не тому, что возрожденное тело Иисуса, несомненно, было материальным? Если Иисус воскрес из мертвых в том же теле, в каком умер, и если Он неоднократно являлся ученикам во плоти, ел и пил с ними (Деян. 10:41) в течение сорока дней, и если Он вознесся на небо на глазах учеников (Деян. 1:9), и если ангелы в то же
14 Харрис говорит, что, согласно Мф. 28:2,6, Иисус вышел из запечатанного гроба, но эти стихи вполне можно истолковать и в том смысле, что камень был сначала отвален от гроба, а затем Иисус вышел (ср.: Лк. 24:2). В Ин. 20:4—7 также говорится только о том, что там, где было тело Иисуса, лежали одни пелены, но из этого не следует, что Иисус «прошел сквозь» пелены; с такой же долей вероятности это может означать, что Иисус (или ангел) снял пелены и аккуратно сложил их в гробу. В Деян. 10:40,41 говорится, что Иисусу было дано являться избранным свидетелям, но и здесь ничего не сказано о Его материализации или пребывании в бесплотном состоянии. По моему мнению, во всех этих стихах Харрис вычитывает слишком многое из слишком скудных данных.
И наконец, если даже Иисус действительно проходил через двери или стены (как считают многие христиане), это не заставляет нас говорить о том, что Его тело было нематериальным, и вполне может объясняться особым чудом или свойством возрожденных тел, недоступным в настоящее время нашему пониманию, но не предполагающим, что они бесплотны или нематериальны.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
мгновение сказали им, что «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11), то, очевидно, Иисус учил их, что Его возрожденное тело является материальным. Если бы «обычной формой» существования возрожденного тела была нематериальная, то этими неоднократными явлениями во плоти Иисус создавал бы у учеников (и у всех последующих читателей Нового Завета) ложное представление о том, что Его возрожденное тело осталось материальным, тогда как оно таковым не было. Если обычно он пребывал в бесплотном состоянии и предполагал навсегда остаться бесплотным по вознесении, то со стороны Иисуса было бы нечестно говорить: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Он не сказал: «...плоти и костей, которые, как вы видите, временно есть у Меня»! Учить апостолов о материальности Своего тела, в то время как в обычной форме существования Иисус таковым не обладал, означало бы вводить их в заблуждение.
Если бы Иисус хотел показать им, что способен материализоваться и дематериализоваться по своей воле (как утверждает Харрис), Он мог бы легко продемонстрировать это перед ними, чтобы они смогли подробно описать это явление. Он вполне мог пройти сквозь стену у них на глазах, вместо того чтобы внезапно появляться среди них. Короче говоря, если бы Иисус и авторы Нового Завета хотели внушить нам, что возрожденное тело было обычно и по преимуществу нематериальным, они бы так и сделали, но вместо этого они дали нам множество ясных указаний на то, что обычно оно было материальным, хотя это было совершенное тело, навсегда избавленное от дряхления, болезней и смерти.
И наконец, этот вопрос наводит на более широкие богословские размышления. Физическое воскресение Иисуса и Его вечное обладание материальным возрожденным телом ясно подтверждают совершенство материального мира, первоначально созданного Богом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Мы, воскрешенные мужчины и женщины, будем жить вечно на «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). Мы будем жить на обновленной земле, освобожденной «от рабства тлению» (Рим. 8:21) и подобной Эдемскому саду. Там будет новый Иерусалим, и люди «принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:26), и там будет «река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Отк. 22:1,2). Очевидно, в этом вполне реальном, материальном мире мы будем жить как человеческие существа с материальными телами, приспособленными к существованию в обновленном Богом творении. Таким образом, воскрешенное в материальной форме тело Иисуса подтверждает совершенство человека, которого Бог создал не в виде духа, подобного ангелам, а в виде
_____________________ Глава 27. Воскресение и вознесение ___________________ 695
существа с материальным телом, каковое было «хорошо весьма». Мы не должны впадать в заблуждение, полагая, что бесплотное существование в каком-то смысле является для людей более предпочтительной формой жизни,5. Сделав нас венцом творения, Бог придал нам материальные тела. Воскресший из мертвых в совершенном материальном теле, Иисус царствует ныне на небе, и возвратится к нам, чтобы остаться с нами навсегда.
3.Участие Отца и Сына в воскресении. Одни тексты со всей определенностью утверждают, что Христа воскресил из мертвых Бог-Отец (Деян. 2:24; Рим. 6:4; 1 Кор. 6:14; Гал. 1:1; Еф. 1:20), тогда как другие сообщают об участии Иисуса в собственном воскресении. Иисус говорит: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17,18; ср.: 2:19—21). Наиболее разумно предположить, что в воскресении участвуют и Отец, и Сын16. Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 1 1:25; ср.: Евр. 7:16)17.
4. Доктринальное значение воскресения. 1) Воскресение Христа гарантирует наше возрождение: Петр говорит, что Бог возродил «нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). Он недвусмысленно связывает воскресение Иисуса с нашим возрождением, или новым рождением. Когда Иисус восстал из мертвых, Его существование приобрело новые качества: «возрожденную жизнь» в человеческом теле и человеческий дух, идеально приспособленный для вечного общения с Богом и повиновения Ему. Своим воскресением Иисус заработал для нас такую же новою жизнь, как и у Него. Когда мы становимся христианами, мы не получаем эту «новую жизнь» полностью, ибо наши тела по-прежнему подвержены дряхлению, старению и смерти. Но наш дух укрепляется живительной силой спасения18. Новый вид жизни, которую мы получаем при «возрождении», Христос заработал для нас именно Своим воскресением. Вот почему Павел говорит, что Бог «оживотворил» нас «со Христом... и воскресил с Ним» (Еф. 2:5; ср.: Кол. 3:1). Воскрешая
15 Профессор Харрис также старается избежать этой ошибки, ибо говорит: «Ни о
каком противопоставлении духа и материи не может быть и речи. Ни один новозаветный
автор не предусматривает спасение души или духа, предавая при этом забвению види
мый материальный мир» (р. 251). Но меня беспокоит, что его позиция может привести
других к недооценке значения материального творения и совершенства наших тел, со
зданных Богом.
16 См. обсуждение участия Отца и Сына в воскресении в гл. 25.
17 Поскольку деяния Бога — это обычно деяния всей Троицы, вероятно, правильнее
было бы говорить, что Святой Дух также участвовал в воскресении Христа из мертвых, од
нако в текстах Писания не содержится прямого свидетельства об этом (хотя см.: Рим. 8:11).
18 Обсуждение возрождения см. в гл. 33.
696 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________
Христа из мертвых, Бог думал и о нашем воскресении «со Христом» и, следовательно, считал достойными приобщения к Христову воскресению. Павел говорит, что видит цель своей жизни в том, «чтобы познать Его, и силу воскресения Его...» (Флп. 3:10). Павел понимал, что даже в этой жизни воскресение Христа придает новую силу христианскому служению и повиновению Богу. Связывая воскресение Христа с действующими в нас духовными силами, Павел говорит эфесянам, что молится за них, дабы они поняли, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (Еф. 1:19,20). Здесь Павел говорит, что сила, которой Бог воскресил Христа из мертвых, — это та же сила, которая действует в нас. Более того, Павел рассматривает нас как воскресших во Христе:«... Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. <...> Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе...»(Рим. 6:4,11). Эта живительная сила в нас включает способность одерживать все новые и новые победы над грехом в нашей жизни — «грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14); ср.: 1 Кор. 15:17), —несмотря на то что мы не достигнем совершенства в этой жизни. Сила воскресения включает также способность к служению в царстве. Именно после воскресения Иисус пообещал Своим ученикам: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эта новая, превосходящая человеческие возможности сила для возвещения Евангелия, совершения чудес и преодоления сопротивления врагов была дана ученикам после воскресения Христа из мертвых и стала неотъемлемым элементом силы воскресения, присущей их христианской жизни.
2) Воскресение Христа гарантирует наше оправдание: Павел связывает воскресение Христа с нашим оправданием (или полученным нами уведомлением, что мы не виновны, а праведны перед Богом)19 только в одном отрывке. Павел говорит, что Иисус «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Воскресение Христа из мертвых было декларацией Бога об одобрении работы Христа по спасению. Благодаря тому, что Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), «Бог превознес Его...» (Флп. 2:9). Воскрешая Христа из мертвых, Бог-Отец фактически говорил, что одобряет работу Христа, претерпевшего страдания и смерть за наши грехи, считает эту работу завершенной и не видит необходимости в том, чтобы Христос и впредь оставался мертвым. Не было никаких неоплаченных грехов, ничто не вызывало гнев Божий и никакой вины, требующей наказания, не осталось — за все было уплачено сполна. Воскресением Бог
Об оправдании см. в гл. 35.
Глава 27. Воскресение и вознесение ___________________ 697
говорил Христу: «Я одобряю все. Что Ты сделал, и Ты находишь благоволение в Моих глазах».
Это объясняет, почему Павел может говорить, что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Если Бог нас «воскресил с Ним» (Еф. 2:6), то, благодаря нашему союзу с Христом, Божья декларация об одобрении Христа является в то же время декларацией об одобрении нас. Когда Отец, по существу, говорит Христу: «За все грехи уплачено, и Я считаю Тебя не виновным, а праведным в Моих глазах», Он делает заявление, которое относится и к нам, поскольку мы веруем в Христа ради спасения. Таким образом воскресение Христа служит еще и окончательным подтверждением того, что Он заработал наше оправдание.
3) Воскресение Христа гарантирует, что мы также получим совершенные возрожденные тела: В Новом Завете воскресение Иисуса несколько раз связывается с нашим окончательным воскресением в теле. «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14). «Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами» (2 Кор. 4:14). Но наиболее обстоятельное обсуждение связи между воскресением Христа и нашим воскресением содержится в 1 Кор. 15:12—58. Здесь Павел говорит, что Христос — это «первенец из умерших». Называя Христа «первенцем» (букв.: «первый плод», греч. (Mapxfj), Павел использует земледельческую метафору, чтобы показать, что мы будем походить на Христа. Подобно тому, как «первые плоды» или первая проба созревающего урожая показывают, каким будет весь урожай, Христос как «первенец» показывает, какими будут наши возрожденные тела, когда во время окончательной «жатвы» Бог воскресит нас из мертвых и введет в Свое присутствие20.
После воскресения у Иисуса остались следы гвоздей на руках и ногах и рана от копья, пронзившего Его ребра (Ин. 20:27). Люди иногда спрашивают, не означает ли это, что шрамы от серьезных повреждений, полученных в этой жизни, останутся на наших возрожденных телах. На это можно ответить, что, вероятно, у нас не будет шрамов от повреждений, полученных в этой жизни, и наши тела будут совершенными, не подверженными «тлению» и воскресшими «в славе». Шрамы, оставшиеся на теле Иисуса после распятия уникальны, потому что служат вечным напоминанием о Его страданиях и смерти за нас21. Тот факт, что у Него остались эти шрамы, отнюдь не означает, что шрамы останутся и у нас. Напротив, все будет исцелено, восполнено и сделано совершенным.
20 Более подробное обсуждение природы наших возрожденных тел см. в гл. 41.
21 Фактически, все последствия жестокого бичевания, которому подвергся Иисус
перед распятием, были исцелены, и только шрамы на руках, ногах и между ребер оста
лись свидетельством о Его смерти за нас: Иисус был воскрешен «в славе» (ср.: 1 Кор. 15:43),
а не просто возвращен к жизни в обезображенном виде.
698 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________
5. Этическое значение воскресения. Павел считает, что воскресение имеет непосредственное отношение к нашему повиновению Богу в этой жизни. Заключая подробное обсуждение воскресения, Павел призывает своих читателей: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Мы должны неустанно продолжать трудиться ради дела Господня именно потому, что тоже воскреснем из мертвых, как воскрес Христос. Все, что мы делаем для привлечения людей в царство и укрепления их веры, будет иметь поистине вечное значение, ибо все мы воскреснем в тот день, когда Христос возвратится, и будем жить с Ним вечно.
Во-вторых, Павел призывает нас к тому, чтобы, размышляя о воскресении, мы поставили своей целью будущую небесную награду. Он рассматривает воскресение как время, когда все усилия, предпринятые нами в этой жизни, будут вознаграждены. Но если Христос не воскрес, и воскресения не было, то «вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:17—19; ср.: ст. 32). Но, поскольку Христос воскрес, а вместе с Ним воскресли и мы, нам следует стремиться к небесной награде и помышлять о небесном:
...Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3:1—4).
Третий этический аспект воскресения состоит в требовании безусловного отказа от повиновения греху в нашей жизни. Говоря, что мы должны почитать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе», благодаря воскресению и живительной силе Христа, действующей в нас (Рим. 6:11), Павел восклицает: «Да не царствует грех в смертном вашем теле... И не предавайте членов ваших греху» (Рим. 6:12,13). Побуждая нас больше не грешить, Павел использует тот факт, что мы обладаем новой живительной силой, способной обуздать господство греха в нашей жизни.