И благословения Бога в соответствии с нашим откликом Ему

Множество примеров в Ветхом и Новом Заветах указывают на то, что Святой Дух благословляет или лишает благословения в зависимости от того, как Он оценивает представшую Его взору ситуацию. Примечательно, что Иисус был совершенно без греха, и Святой Дух «пребывал на Нем» (Ин. 1:32), и был дан Ему без меры (Ин. 3:34). В Ветхом Завете Святой Дух несколько раз сходил на Самсона (Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14), новконцеконцовотступил от него, так как Самсон упорствовал в грехе (Суд. 16:20). Точно так же Святой Дух отступил от Саула, когда тот упорствовал в неповиновении (1 Цар. 16:14). А когда израильтяне возмутились и огорчили Святого Духа, Он обратился против них (Ис. 63:10).

В Новом Завете Святой Дух также мог лишить благословения, когда Его огорчали. Стефан упрекал иудейских лидеров, говоря: «Вы всегда противи­тесь Духу Святому» (Деян. 7:51). Павел предупреждает эфесских христиан: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы Запечатлены вдень ис­купления» (Еф. 4:30), и призывает фессалоникскую церковь: «Духа не уга­шайте» (1 Фес. 5:19; ср. метафору не открытой вовремя двери, вызвавшей разо­чарование возлюбленного в Песн. 5:3,6). В таком же ключе Павел настоя­тельно призывает христиан не оскверняться совокуплением с блудницами: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которо­го имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших...» (1 Кор. 6:19,20).

Но еще более серьезным прегрешением, чём огорчение и подавление Свя­того Духа, является ожесточенное противление Ему, и это чревато суровым на­казанием. Когда Петр отчитал Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить от цены земли?» (Деян. 5:3), тот пал бездыханным. Точно так же, когда Петр сказал жене Анании, Сапфи­ре: «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян. 5:9), она тут же упала и умерла. Автор Послания к Евреям предупреждает о суровом наказа­нии, ожидающем тех, «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29). Таким людям остается только «страшное ожидание суда» (Евр. 10:27)24.

24 Этот отрывок можно также поместить в другую категорию, обсуждаемую в следу­ющей главе.



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


И наконец, остается еще один вид преступлений против Святого Духа. Этот вид преступлений даже более опасен, чем огорчение Духа или ожесто­ченное противление Ему, чреватое наказанием. Существует возможность оскор­бить Святой Дух таким образом, что Его обличительная работа больше не бу­дет совершаться в жизни человека.

Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простит­ся человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32; ср.: Мк. 3:29; Лк. 12:10).

Эти слова были произнесены в ситуации, когда фарисеи злонамеренно приписывали работу Святого Духа, явленную в служении Иисуса, сатане. Поскольку Святой Дух проявляет присутствие Бога, Иисус сказал, что те, кто злонамеренно говорит против Него и приписывает Его действия сатане, «под­лежат вечному осуждению» (Мк. 3:29)25.

Все эти тексты указывают на то, что мы должны быть очень осмотритель­ны, чтобы не нанести оскорбление Святому Духу. Он не ополчится на нас про­тив нашей воли (см.: 1 Кор. 14:32), но если мы сопротивляемся Ему или по­давляем Его, то Его благотворная сила покинет нас, и Он лишит нас большей части Божьего благословения.

С другой стороны, в жизни христиан, чье поведение угодно Богу, присут­ствие Святого Духа будет приносить великое благосдрвение. Святой Дух был в изобилии «излит» на Пятидесятницу (Деян. 2:17,18), а ныне Он пребывает во всех истинных верующих, делая их храмами Бога живого (1 Кор. 3:16; 6:19,20). Нам доступно тесное общение и сотрудничество со Святым Духом в нашей жизни (2 Кор. 3:14; Флп. 2:1). Он наделяет нас дарами (1 Кор. 12:11), открывает истину (2 Тим. 1:14) и ставит на служение (Деян. 20:28). Его при­сутствие будет настолько изобильно, что Иисус мог обещать, что Дух будет изливаться из нашего чрева подобно «рекам воды живой»(Ин. 7:38,39). Петр утверждает, что присутствие Духа особенно велико в тех, кто страдает во имя Христа: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух сла­вы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14).

Поэтому важно, чтобы все наше служение совершалось в Святом Духе, т. е. чтобы мы сознательно пребывали в богоподобной атмосфере, творимой Свя­тым Духом, — атмосфере силы, любви, истины, святости, праведности и мира. Но превыше всех этих свойств атмосферы, творимой Святым Духом, стоит ощу­щение присутствия Самого Святого Духа: жить в Святом Духе — это поисти­не жить в атмосфере явленного Божьего присутствия. Вот почему люди Но­вого Завета могут жить, имея утешение Святого Духа (Деян. 9:31), и почему возможно просто быть «в Духе», как это было с Иоанном в день Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2).

Более подробное обсуждение неискупаемого греха см. в гл. 23.


Глава 29. Работа Святого Духа



Разнообразие видов деятельности, о которых в Новом Завете говорится как о совершаемых «в» Святом Духе, вызывает удивление: в Святом Духе мож­но радоваться (Лк. 10:21), принимать решения (Деян. 19:21), иметь свидетель­ство совести (Рим. 9:1), иметь доступ к Отцу (Еф. 2:18), молиться (Еф. 6:18; Иуд 20) и любить (Кол. 1:8). В свете этих текстов нам следовало бы задаться вопросом: во скольких из этих видов деятельности на протяжении каждого дня мы уверены в присутствии и благословении Святого Духа?

Кроме того, возможно исполняться Святого Духа (Еф. 5:18; ср.: Лк. 1:15, 41,67; 4:1; Деян. 2:4; 4:8; 6:3,5; 7:55; 9:17; 11:24; 13:9). Исполняться Святого Духа — значит исполняться непосредственным присутствием Самого Бога, в результате чего человек начинает чувствовать то, что чувствует Бог, желать того, чего желает Бог, делать то, что угодно Богу, говорить по воле Бога, молиться и служить в Божьей силе и постигать знание, даруемое Богом26. Во времена, ког­да церковь переживает возрождение, Святой Дух приводит к этим результа­там в жизни людей особенно впечатляющим образом.

Поэтому необходимо, чтобы в нашей христианской жизни мы полагались на силу Святого Духа, помня о том, что любое важное дело делается «не воин­ством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Павел неопровержимо убедителен, когда говорит галатам, что Святой Дух был полу­чен ими через веру в начале их христианской жизни (Гал. 3:2), и будет дейст­вовать в соответствии с верой в их жизни после обращения: «...Начавши ду­хом, теперь оканчиваете плотию? <...> Подающий вамДуха и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:3,5).

Поэтому мы должны жить под водительством Святого Духа (Рим. 8:12—16; Гал. 5:16—26) и помышлять о делах Духа (Рим. 8:4—6). И все наше служение, какую бы форму оно ни принимало, должно совершаться силой Святого Духа.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Испытывали ли вы в прошлом затруднения, пытаясь представить Святого Духа как личность, а не просто как присутствие некоей силы? Какие пункты в этой главе помогли вам более живо представить Святого Духа как личность? Счи­таете ли вы, что у вас есть сознательное отношение к Святому Духу как к личнос­ти, отличной от Бога-Отца и Бога-Сына? Что могло бы вам помочь лучше осо­знать различие между членами Троицы в их отношениях с вами?

2. Ощущаете ли вы различие в том, как Отец, Сын и Святой Дух относятся к вам в вашей христианской жизни? Если да, то можете ли вы объяснить, в чем состоит это различие и как вы его осознаете?

Более подробное обсуждение исполнения Святым Духом см. в гл. 38.


734 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________

3. Возникала ли у вас когда-либо особая уверенность в содействии Святого Духа в конкретной ситуации служения? Как вы почувствовали в тот момент при­сутствие Святого Духа или что убедило вас в Его присутствии?

4. Какими путями осуществляется водительство Святого Духа в вашей жиз­ни? Происходит ли это главным образом (или исключительно) с помощью слов Писания? Если да, то бывают ли случаи, когда определенные отрывки из Писа­ния представляются вам ожившими или говорящими особенно важные и убеди­тельные в данный момент вещи? Каким образом вы узнаете, когда это происхо­дит? Если водительство Святого Духа осуществляется в вашей жизни не только через слова Писания, но и другими путями, то каковы эти пути?

5. Испытываете ли вы время от времени ощущение, что Святой Дух доволен (или недоволен) вашим поведением? Есть ли в вашей жизни в данный момент что-то такое, что огорчает Святого Духа? Как вы собираетесь решать эту проблему?

6. Отступил ли Святой Дух от Самсона, как только тот начал грешить (см.: Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14)? Почему (или почему нет)? Является ли присутствие духовной силы в чьем-либо служении гарантией того, что Святой Дух доволен всей жизнью этого человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: