Множество примеров в Ветхом и Новом Заветах указывают на то, что Святой Дух благословляет или лишает благословения в зависимости от того, как Он оценивает представшую Его взору ситуацию. Примечательно, что Иисус был совершенно без греха, и Святой Дух «пребывал на Нем» (Ин. 1:32), и был дан Ему без меры (Ин. 3:34). В Ветхом Завете Святой Дух несколько раз сходил на Самсона (Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14), новконцеконцовотступил от него, так как Самсон упорствовал в грехе (Суд. 16:20). Точно так же Святой Дух отступил от Саула, когда тот упорствовал в неповиновении (1 Цар. 16:14). А когда израильтяне возмутились и огорчили Святого Духа, Он обратился против них (Ис. 63:10).
В Новом Завете Святой Дух также мог лишить благословения, когда Его огорчали. Стефан упрекал иудейских лидеров, говоря: «Вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7:51). Павел предупреждает эфесских христиан: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы Запечатлены вдень искупления» (Еф. 4:30), и призывает фессалоникскую церковь: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19; ср. метафору не открытой вовремя двери, вызвавшей разочарование возлюбленного в Песн. 5:3,6). В таком же ключе Павел настоятельно призывает христиан не оскверняться совокуплением с блудницами: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших...» (1 Кор. 6:19,20).
|
|
Но еще более серьезным прегрешением, чём огорчение и подавление Святого Духа, является ожесточенное противление Ему, и это чревато суровым наказанием. Когда Петр отчитал Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить от цены земли?» (Деян. 5:3), тот пал бездыханным. Точно так же, когда Петр сказал жене Анании, Сапфире: «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян. 5:9), она тут же упала и умерла. Автор Послания к Евреям предупреждает о суровом наказании, ожидающем тех, «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29). Таким людям остается только «страшное ожидание суда» (Евр. 10:27)24.
24 Этот отрывок можно также поместить в другую категорию, обсуждаемую в следующей главе.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
И наконец, остается еще один вид преступлений против Святого Духа. Этот вид преступлений даже более опасен, чем огорчение Духа или ожесточенное противление Ему, чреватое наказанием. Существует возможность оскорбить Святой Дух таким образом, что Его обличительная работа больше не будет совершаться в жизни человека.
|
|
Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32; ср.: Мк. 3:29; Лк. 12:10).
Эти слова были произнесены в ситуации, когда фарисеи злонамеренно приписывали работу Святого Духа, явленную в служении Иисуса, сатане. Поскольку Святой Дух проявляет присутствие Бога, Иисус сказал, что те, кто злонамеренно говорит против Него и приписывает Его действия сатане, «подлежат вечному осуждению» (Мк. 3:29)25.
Все эти тексты указывают на то, что мы должны быть очень осмотрительны, чтобы не нанести оскорбление Святому Духу. Он не ополчится на нас против нашей воли (см.: 1 Кор. 14:32), но если мы сопротивляемся Ему или подавляем Его, то Его благотворная сила покинет нас, и Он лишит нас большей части Божьего благословения.
С другой стороны, в жизни христиан, чье поведение угодно Богу, присутствие Святого Духа будет приносить великое благосдрвение. Святой Дух был в изобилии «излит» на Пятидесятницу (Деян. 2:17,18), а ныне Он пребывает во всех истинных верующих, делая их храмами Бога живого (1 Кор. 3:16; 6:19,20). Нам доступно тесное общение и сотрудничество со Святым Духом в нашей жизни (2 Кор. 3:14; Флп. 2:1). Он наделяет нас дарами (1 Кор. 12:11), открывает истину (2 Тим. 1:14) и ставит на служение (Деян. 20:28). Его присутствие будет настолько изобильно, что Иисус мог обещать, что Дух будет изливаться из нашего чрева подобно «рекам воды живой»(Ин. 7:38,39). Петр утверждает, что присутствие Духа особенно велико в тех, кто страдает во имя Христа: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14).
Поэтому важно, чтобы все наше служение совершалось в Святом Духе, т. е. чтобы мы сознательно пребывали в богоподобной атмосфере, творимой Святым Духом, — атмосфере силы, любви, истины, святости, праведности и мира. Но превыше всех этих свойств атмосферы, творимой Святым Духом, стоит ощущение присутствия Самого Святого Духа: жить в Святом Духе — это поистине жить в атмосфере явленного Божьего присутствия. Вот почему люди Нового Завета могут жить, имея утешение Святого Духа (Деян. 9:31), и почему возможно просто быть «в Духе», как это было с Иоанном в день Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2).
Более подробное обсуждение неискупаемого греха см. в гл. 23.
Глава 29. Работа Святого Духа
Разнообразие видов деятельности, о которых в Новом Завете говорится как о совершаемых «в» Святом Духе, вызывает удивление: в Святом Духе можно радоваться (Лк. 10:21), принимать решения (Деян. 19:21), иметь свидетельство совести (Рим. 9:1), иметь доступ к Отцу (Еф. 2:18), молиться (Еф. 6:18; Иуд 20) и любить (Кол. 1:8). В свете этих текстов нам следовало бы задаться вопросом: во скольких из этих видов деятельности на протяжении каждого дня мы уверены в присутствии и благословении Святого Духа?
Кроме того, возможно исполняться Святого Духа (Еф. 5:18; ср.: Лк. 1:15, 41,67; 4:1; Деян. 2:4; 4:8; 6:3,5; 7:55; 9:17; 11:24; 13:9). Исполняться Святого Духа — значит исполняться непосредственным присутствием Самого Бога, в результате чего человек начинает чувствовать то, что чувствует Бог, желать того, чего желает Бог, делать то, что угодно Богу, говорить по воле Бога, молиться и служить в Божьей силе и постигать знание, даруемое Богом26. Во времена, когда церковь переживает возрождение, Святой Дух приводит к этим результатам в жизни людей особенно впечатляющим образом.
Поэтому необходимо, чтобы в нашей христианской жизни мы полагались на силу Святого Духа, помня о том, что любое важное дело делается «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Павел неопровержимо убедителен, когда говорит галатам, что Святой Дух был получен ими через веру в начале их христианской жизни (Гал. 3:2), и будет действовать в соответствии с верой в их жизни после обращения: «...Начавши духом, теперь оканчиваете плотию? <...> Подающий вамДуха и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:3,5).
|
|
Поэтому мы должны жить под водительством Святого Духа (Рим. 8:12—16; Гал. 5:16—26) и помышлять о делах Духа (Рим. 8:4—6). И все наше служение, какую бы форму оно ни принимало, должно совершаться силой Святого Духа.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Испытывали ли вы в прошлом затруднения, пытаясь представить Святого Духа как личность, а не просто как присутствие некоей силы? Какие пункты в этой главе помогли вам более живо представить Святого Духа как личность? Считаете ли вы, что у вас есть сознательное отношение к Святому Духу как к личности, отличной от Бога-Отца и Бога-Сына? Что могло бы вам помочь лучше осознать различие между членами Троицы в их отношениях с вами?
2. Ощущаете ли вы различие в том, как Отец, Сын и Святой Дух относятся к вам в вашей христианской жизни? Если да, то можете ли вы объяснить, в чем состоит это различие и как вы его осознаете?
Более подробное обсуждение исполнения Святым Духом см. в гл. 38.
734 _______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе ___________________
3. Возникала ли у вас когда-либо особая уверенность в содействии Святого Духа в конкретной ситуации служения? Как вы почувствовали в тот момент присутствие Святого Духа или что убедило вас в Его присутствии?
4. Какими путями осуществляется водительство Святого Духа в вашей жизни? Происходит ли это главным образом (или исключительно) с помощью слов Писания? Если да, то бывают ли случаи, когда определенные отрывки из Писания представляются вам ожившими или говорящими особенно важные и убедительные в данный момент вещи? Каким образом вы узнаете, когда это происходит? Если водительство Святого Духа осуществляется в вашей жизни не только через слова Писания, но и другими путями, то каковы эти пути?
|
|
5. Испытываете ли вы время от времени ощущение, что Святой Дух доволен (или недоволен) вашим поведением? Есть ли в вашей жизни в данный момент что-то такое, что огорчает Святого Духа? Как вы собираетесь решать эту проблему?
6. Отступил ли Святой Дух от Самсона, как только тот начал грешить (см.: Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14)? Почему (или почему нет)? Является ли присутствие духовной силы в чьем-либо служении гарантией того, что Святой Дух доволен всей жизнью этого человека?