А. Рождение свыше — деяние Бога

В некоторых аспектах даруемого нам Богом искупления, которые будут разбираться в последующих главах, мы играем активную роль (это справед­ливо, напр., в случае обращения, освящения и следоеания). Однако в деле рождения свыше мы не играем никакой активной роли. Это от начала и до кон­ца деяние Божье. Мы видим это, например, когда Иоанн говорит о тех, кому Христос дал власть стать чадами Божьими — «которые не от крови, ни от хо­тения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). Здесь Иоанн подчеркивает, что чада Божьи — это те, кто «от Бога родились», а наша чело­веческая воля («хотение мужа») не имеет никакого отношения к такому рож­дению.

Тот факт, что мы совершенно пассивны в акте рождения свыше, очевиден также из тех мест Писания, где об этом акте говорится как о «рождении», «воз­рождении» или «рождении заново» (и «рождении свыше». — Примеч. пер.; ср.: Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3; Ин. 3:3—8). От нашего выбора не зависит, живем ли мы физически, и мы не избираем — рождаться нам или нет. Это просто случается с нами. Сходным образом и рождение свыше не зависит от нашей воли, как об этом свидетельствуют аналогии, использованные в Писании.

1 Выражение kin/ pf\ ziq yewtfifi dvcodev (Ин. 3:3) в большинстве английских версий переводится как «unless he is born again», тогда как в русском синодальном тексте — «если кто не родится свыше». Все дело в наречии ta/coOev, которое можно перевести как «сверху, с высоты», так и «заново, сызнова». Таким образом, выражения «родиться зано­во» и «родиться свыше» практически эквивалентны, поскольку оба опираются на один и тот же новозаветный текст. — Примеч. пер.


788 ____________________ Часть V. Учение об искуплении _______________________

Это деяние Бога предсказано также в пророчестве Иезекииля. Через него Бог дал обетование о том будущем времени, когда Он даст новую духовную жизнь Своему народу:

И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:26,27, курсив мой. — У. Г.).

Какое из Лиц Святой Троицы свершает акт рождения свыше? Когда Иисус говорит о «рождении от Духа» (Ин. 3:8), Он подчеркивает, что именно Бог-Дух Святой свершает рождение свыше. Однако другие стихи показывают, что также и Бог-Отец имеет отношение к рождению свыше. Павел говорит, что именно Бог «нас... оживотворил со Христом» (Еф. 2:5; ср.: Кол. 2:13). Также и Иаков говорит, что новое рождение дается нам «Отцом светов»: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созда­ний» (Иак. 1:17,18, курсив мой. — У. Г.)2. Наконец, Петр говорит, что Бог есть «возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Пет. 1:3, кур­сив мой. — У. Г.). Мы можем заключить из этого, что в рождении свыше уча­ствуют как Бог-Отец, так и Бог-Дух Святой.

Какова связь между действенным призванием3 и рождением свыше? Как мы увидим дальше в этой главе, Писание говорит нам, что рождение свыше должно состояться прежде, чем мы ответим на актуальный призыв нашей спа­сительной верой. Таким образом, мы можем сказать, что рождение свыше про­исходит прежде, чем проявляется результат актуального призыва (наша вера). Однако намного труднее установить точное соотношение во времени между рождением свыше и человеческой проповедью Евангелия, через которую Бог призывает к вере. По меньшей мере, два отрывка из Писания говорят о том, что Бог перерождает нас тогда же, когда обращается к нам с актуальным при­зывом. Петр говорит: «Возрожденные не от тленного семени, но от нетленно­го, от слова Божия, живого и пребывающего в век. <...>...А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:23,25, курсив мой. — У. Г.). А Иаков гово­рит: «Восхотев, родил Он нас словом истины» (Иак. 1:18, курсив мой. — У. Г.).

2 Когда Иаков говорит, что Бог «родил нас», он использует лексику, характерную
для описания физического рождения, но имеет в виду рождение духовное. (В приведен­
ном автором стихе из Послания Иакова употребляется глагол Ьасокьёа, который имеет в
виду именно физиологический аспект рождения, а не yewt/ш, используемый в цитиро­
ванном отрывке из Евангелия от Иоанна и в послании Петра \ca>a.yevv(x>^, который озна­
чает не только «рождать» [в послании Петра — «возрождать, рождать заново»], но и «по­
рождать, создавать»; это скорее философский, чем «физиологический» термин. — При­
меч. пер.)

3 См. гл. 32 об актуальном призыве.


Глава 33. Рождение свыше



Когда мы слышим проповедь Евангелия, Бог говорит через нее, призывая нас к Себе (актуальный призыв), и дает нам новую духовную жизнь (рожде­ние свыше), так что мы становимся способны ответить верой. Актуальный призыв, таким образом, это сам Бог-Отец, властно обращающийся к нам, а рождение свыше — Бог-Отец и Бог-Дух Святой, властно действующие в нас, чтобы привести нас в жизнь. Должно быть, и то и другое произошло одно­временно, когда Петр проповедовал в доме Корнилия, потому что, «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших сло­во» (Деян. 10:44).

Иногда в связи с этим употребляется термин «непреодолимая благодать»*. Он подчеркивает тот факт, что Бог действенно призывает людей, а также да­рует им рождение свыше, и оба эти деяния гарантируют, что мы ответим спа­сительной верой. Все же термин «непреодолимая благодать» ведет к не вполне верному пониманию, поскольку создает впечатление, что люди не по собствен­ной воле отвечают на призыв Евангелия — что полностью неверно, и такое понимание термина «непреодолимая благодать» совершенно недопустимо. Од­нако этот термин ценен тем, что он показывает, что этот акт Бога столь власт­но проникает в человеческое сердце, что человек не может не ответить — хотя наш ответ и является добровольным5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: