Исторические типы культур. Современная культура

Для современной культуры характерна тенденция интернационализации.

Интернационализация - обмен культурными ценностями между нациями - является частью процесса глобализации - возрастания интеграционных связей между странами и народами в современном мире на основе экономической, политической и культурной взаимозависимости.

История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется мировой культурой. Второй смысл этого понятия – достижения, признаваемые различными народами и включаемые в их культуру (например, мировое признание творчества А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, русского искусства и т.д.).

«Цивилизация - это ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер» (К. Ясперс)

Культурная революция - Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни называются …

Передача культуры происходит по принципу «социальных эстафет»

Массовая культура.

Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является Х. Ортега-и-Гассет

Массовая культура - культура современного общества, рассчитанная на широкое распространение и массовое потребление.

Специфика массовой культуры:

1) коммерческий характер. Ее продукты (фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и т.д.) создаются с целью получения прибыли и часто сопровождаются рекламой.

2) Стандартизация и унификация производства культурных образов 3) Распространенность и общедоступность

4) Массовой культура характеризуется организованной индустрией потребления и

5) широко разветвленной сетью средств коммуникации

Результатом отчуждения в массовой культуре – социального процесса превращения результатов человеческой деятельности в чуждую для человека силу – является ее низкий художественный уровень, бессодержательность, бездуховность. Сущность отчуждения в современном обществе – противоречие между творческим процессом субъекта и объективированными формами культуры: произведения массовой культуры не являются плодом свободного воображения творцов, а создаются с целью извлечения прибыли, коммерческой выгоды и следуют общепринятым стандартам – примитивные сюжеты, легкость восприятия, развлекательный характер и т.д. Философы XX века (Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс», Г. Зиммель «Трагедия культуры») увидели негативное влияние массовой культуры в превращении людей в «массу», которая довольствуется бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, обладает низким уровнем критического самосознания и потому является объектом манипулирования, следствие чего – общая социальная дезориентация.

Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется техникой и технологиями.

Человека ХХI века можно смело охарактеризовать как homo consumptor (человека-потребителя), смыслом его жизни являются потребление и материальные приобретения

Противоположностью массовой культуры является элитарная культура. Для нее характерна Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow