Цель и функции игры

Главной целью игры является формирование навыков самостоятельного мышления и развития творческих способностей личности, объективно сопровождающееся усвоением философских знаний, становлением нравственного сознания, выработкой личностных ценностных ориентиров.

Основными функциями игры являются: развивающая, обучающая и развлекательная.

В ходе эксперимента мы видели, как и дети, и взрослые меняются от игры к игре, как постепенно они учатся обдумывать и взвешивать каждое слово, не допускать некорректных высказываний по отношению к кому-либо, слушать других. Игра объективно способствует интеллектуальному, обще психическому и нравственному развитию личности. К сожалению, мы не проводили специальных исследований влияния этих занятий на успеваемость, умение воспринимать и перерабатывать информацию в других сферах, это можно было бы осуществить при помощи замеров творческого потенциала, показателей интеллекта и т.п., исследовалась, как было показано выше, только эмоциональная составляющая самого игрового действия. Однако, беседы с родителями позволяют сделать вывод, что игры не проходят даром. Дети начинают увереннее себя чувствовать в школе, не бояться на уроках высказывать свое мнение, по-другому подходят к выполнению домашних заданий, выискивая альтернативные способы оценки, решения и т.п. Правда, учителям с ними становится сложнее. По словам Аллы Викторовны, мамы Геры Чуркина, посещавшего наш клуб с 7 лет (сейчас ему - 16), он доставлял немало хлопот учителям практически по всем предметам, требуя аналитических доказательств положений, представляемых теми, как истинные, приговаривая при этом: «А с философской точки зрения….», далее следовало положение, альтернативное высказанному учителем. Ведь он давно знает, что на каждую проблему может быть несколько точек зрения, и не обязательно только одна – правильная.

Общие сведения, новые знания, которые приобретаются людьми в процессе игры, будь то дети или взрослые, обогащают их когнитивный арсенал. А удовольствие, которое они получают в игре, юмор, шутки, атмосфера доброжелательности и т.п. создают неповторимую ауру утонченного, если, так можно выразиться, светского развлечения. С огромным удовольствием каждый раз мы наблюдаем выступления семьи Куликовых: мамы – Елены Валентиновны, и сестер – Ксюши и Даши. Они умудряются за 10 минут не только придумать сказку, сценку диалог и т.п., но поставить целый спектакль, привлекая помощников из зала, а когда предлагается написать буриме, то мы уже знаем, что нас ждут веселые и мудрые частушки в их исполнении. Я хочу представить Вам легенду о происхождении искусства предложенную ими в продолжение идеи Владимира Соловьева о том, что «совершенное воплощение... духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства».

Легенда. Когда-то давным-давно в древности жили люди и ничего у них не было хорошего, и было им скучно, пока один человек не нашел кусочек охры и не додумался как ее можно применить. Человек нарисовал на стене пещеры бизона и охотника. Пришли его соплеменники и порадовались красоте. А другой человек взял кусочек угля и дорисовал охоту. Через века это изображение увидел другой человек и понял, что так человечество начало свой путь к шедеврам Леонардо да Винчи, а сам первый художник был его далеким предком.

Очевидно, что здесь работает и общая эрудиция, и собственное видение проблемы, и философское мышление, которое сформировалось за 4 года их «жизни» в клубе; а выявленный аспект генетической основы искусства (первобытный художник – предок Леонардо) вообще достоин специального научного исследования.

Итак, совершенно очевидно, что получение объективных данных о влиянии «Философских игр» на личностный рост, интеллектуальное развитие, которые могут проявляться в таких простых показателях, как успеваемость в школе, коммуникабельность и т.п. – задача, которая ждет своего решения. Если Вы отважитесь на регулярное проведение игр, это может стать предметом для Ваших собственных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: