Равновесие спроса и предложения

Из вышеизложенного следует, что потребитель стремится приобрести больше товаров по низкой цене, а производитель стремится поставить больше товаров по высокой цене. Как найти ту цену, которая устраивала бы покупателя и производителя? Для этого необходимо совместить кривую спроса и предложения. Кривые пересеклись в точке Е, в ней установилось равновесие.

Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложения предложения и спроса совпадают, т.е. при цене Ре интересы потребителя и производителя совпали QS = QD. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара – равновесным объемом (рис.3.11).

Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, таким образом, в состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению.

В результате установления равновесия выигрывает и потребитель, и производитель.

Поскольку равновесная цена Ре ниже цены спроса (максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар), то выигрыш потребителя равен площади PmaxEP (рис.3.12). Но равновесная цена выше цены предложения (минимальной цены, по которой товаропроизводитель готов поставить товар на рынок), тогда выигрыш производителя равен площади PminEPe. Это разница между общей выручкой (TR = Pe х Qe) и совокупными затратами на производство, равными площади 0Pmin EQe.

Если по каким-то причинам рыночная цена установилась ниже равновесной Р1 < Pe (рис. 3.13), то объем спроса превышает объем предложения (0Q1D) > (0Q1S), товар станет дефицитным, так как при этой цене потребители не смогут купить столько товаров, сколько они хотели бы. Избыток спроса (Q1D-Q1S) будет оказывать давление на цену в сторону повышения, потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар, а производители отреагируют на это повышением цен и расширением производства. В конечном счете, цена опять достигнет уровня Ре.

Если же реальная цена оказалась выше равновесной Р2е (рис.3.13), производители пытаются изготовить и продать больше товаров, чем потребители готовы купить, т.е. предложение (0Q2S) превышает спрос (0Q2D), и на рынке образуется излишек (Q2S-Q2D) или избыток предложения. Чтобы распродать этот излишек или не допустить его роста, производители начнут снижать цену. При уменьшении цены требуемое количество товара увеличится, а предполагаемое уменьшается до тех пор, пока не будет достигнута равновесная цена Ре.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию, в противном случае имеет место неустойчивое равновесие. Ситуацию равновесия характеризует паутинообразная модель. Возможно несколько вариантов:

а) угол наклона кривой предложения такой же, как и угол наклона кривой спроса (рис.3.14 а). Цена установилась ниже равновесной, на рынке образуется дефицит (Q1Q2), приведший к росту цен до Р2, при цене Р2 производители увеличивают выпуск продукции, а потребители снижают объем покупок, образовавшиеся излишки способствуют снижению цены и т.д. В такой ситуации равновесия никогда достигнуто не будет, происходит постоянное колебание цен относительно равновесной;

б) угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения (рис. 3.14 б).

В этом случае равновесие не наступает. Цена с каждым разом опускается все ниже и ниже, в такой ситуации производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия.

в) угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса (рис.3.14 в). В такой ситуации объем производства и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающее колебание цен.

Однако, паутинообразная модель применима лишь к определенной продукции, она не учитывает влияние неценовых факторов, смещающих кривые.

Увеличение спроса (рис.3.15) приводит к смещению кривой спроса из положения DD в положение D1D1, в результате равновесие смещается в точку ε1, это приводит к росту равновесной цены (Ре1е) и равновесного объема (Qe1>Qe). Снижение спроса вызывает смещение кривой спроса влево в положение D2D2, а это вызывает уменьшение равновесной цены (Ре<Pe2) и равновесного объема (Qe2<Qe).

Уменьшение предложения (рис.3.16) вызовет смещение кривой SS в положение S1S1, в результате равновесие сместится из точки E в точку E1, вызывая увеличение равновесной цены до Ре1 и снижение равновесного объема до Qe1. Увеличение же предложения вызовет смещение кривой SS в положение S2S2, что приведет к увеличению равновесного объема до Qe2 и уменьшению равновесной цены до Ре2.

В теории рыночного равновесия уделяют внимание элементу времени (рис.3.17):

а) мгновенное равновесие (рис.3.17 а): повышение спроса приводит к тому, что предприятия не могут моментально отреагировать на возросший спрос (предложение неизменно), в результате резко возрастают цены до Р1;

б) в ситуации краткосрочного равновесия (рис.3.17 б) предложение возрастает без увеличения равновесия, в результате равновесный объем чуть увеличивается до Q1, а цена немного снижается до Р2;

в) длительное равновесие (рис.3.17 в) приводит к снижению равновесной цены до Р4 и увеличению равновесного объема до Q2, за счет того, что предприятия вводят в строй новые фирмы, привлеченные сверхприбылью, в результате объем предложения увеличивается, а равновесная цена снижается.

Возможна ситуация одновременного изменения спроса и предложения. Например, в результате жаркой погоды спрос на мороженное возрос. Кривая DD сместилась в положение D1D1, но из-за перегрузки вышли из строя две линии на местном хладокомбинате, следовательно, предложение уменьшилось, кривая SS сместилась влево в положение S1S1, в результате новое равновесие установилось в точке E1, возросла цена до Ре’, а равновесный объем снизился до Qe′ (рис.3.18).

Порой механизм установления равновесных рыночных цен требует определенного государственного регулирования. В последнее время широкое распространение получила практика товарных налогов (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенная пошлина…). Считается, что непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются, как правило, производители (или продавцы) товара. А как же дела обстоят на самом деле.

Предположим, что налог в бюджет вносит производитель (продавец). Пусть правительство ввело налог в размере N денежных единиц на каждую товарную единицу (рис.3.19).

Введение налога привело к параллельному сдвигу кривой S влево и вверх на величину налога в положение S1. Если до ввода налога при цене Ре производитель готов был предложить Qe товара, то с вводом налога этот же объем товара они согласны будут предложить по цене на N денежных единиц больше, т.е. Р2 = Ре + N. Но при цене Р2 объем спроса Q2 ниже прежнего Qe, избыток предложения (Qe - Q2) приведет к снижению цены до Ре1, которая превысит Ре, и уменьшению объемов до Qe1 (Qe1<Qe).

Если до введения налога производители каждую единицу товара реализовывали по цене Ре, то теперь за каждую единицу товара, проданную по цене Ре, они реально получили цену Р1 = Ре1 – N, т.к. налог они обязаны перечислить в бюджет. Величина общих поступлений в бюджет равна площади Ре1Е1ВР1, но только часть этих поступлений ложится на плечи производителя (РеАВР1), оставшуюся часть (РеЕ1АРе1), возьмут на свои плечи покупатели, вынужденные переплачивать за каждую единицу приобретаемого товара Ре1–Реденежных единиц. Суммарная величина налоговых поступлений определяется как произведение налоговой ставки на объем продаж: Σ N = N х Qe1.

Часть налогового бремени, ложащаяся на плечи потребителей -

ΣNпотреб. = Qe1 х е1 – Ре),

а другая часть на производителей - ΣNпроизв. = Qe1 х е – Р1)

ΣNпотреб. + ΣNпроизв. = ΣN.

Теперь предположим, что товарный налог вносится в государственный бюджет покупателем (рис.3.20), например, при уплате госпошлины (N) на покупку недвижимости. В этом случае кривая D сдвинется параллельно вниз и влево до уровня D1 на величину N. Исходный объем Qe потребители могут приобрести по цене Р2, но производитель по этой цене готов предложить только Q2 товара, следовательно, возникает дефицит (Qe – Q2), следствием которого станет рост цен до уровня Ре1. Производитель при цене Ре1, потеряет на каждой единице товара Ре – Ре1. Налоговое бремя на производителя будет соответствовать площади РеВЕ1Ре1. Потребители в результате потоварного налога платят за каждую единицу товара цену Р1.(Р1 = Ре1 + N), взваливая на себя налоговое бремя, соответствующее площади РеР1АВ.

Таким образом, практически не имеет значение, кто вносит в бюджет потоварный налог. Фактически их платят и потребители, и производители. Результатом потоварного налога является повышение цен и сокращение равновесного объема продаж, а также повышение равновесной цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, реально получаемой производителем. Все это может привести к значительному сокращению объемов производства товаров, необходимых потребителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: