Тема №7: Спрос и предложение на рынке

I. Спрос на товар. Закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса, эффект дохода, эффект замещения.

II. Предложение товара. Кривая предложения, эластичность предложения.

III. Точка равновесия спроса и предложения. Равновесная цена.

I. Спрос на товар. Закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса, эффект дохода, эффект замещения.

Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.

Платежеспособный спрос – спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя.

Закон спроса – обратная связь между ценой и величиной спроса.


Кривая спроса – кривая, каждая точка которой характеризует такое количество товара Q, которое будет продано по цене Р.

Движение по кривой спроса – и изменение объема спроса происходит под влиянием цены товара.

Движение самой кривой спроса, и изменение самой кривой спроса происходит под влиянием

К неценовым факторам относятся:

1) Потребительские вкусы

2) Число покупателей

3) Доход покупателей

4) Ожидания покупателей.

5) Цены на сопряженные товары. Такие товары делят:

a) Заменяющие товары (субституты). Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (пример чай-кофе)

b) Дополняющие товары (субэлементы). Когда два продукта взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (пример фотоаппарат – фотопленка).

Форма кривой спроса и закономерности потребительского потребления объясняются не только с помощью теории полезности, но и на основе эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода – понижение цены товара делает потребителя «богаче» и позволяет расширить объем спроса, то есть у него высвобождается часть доходов для покупки дополнительных товаров.

Согласно эффекту замещени я – потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и замещать ею другие товары, которые при этом относительно подорожали.

Эластичность спроса – чувствительность спроса к воздействию на него одного из факторов (цена, доход, и т.д.)

Эластичность спроса по цене – показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 процент.

Эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 процент.

Перекрестная эластичность спроса по доходу – характеризует относительное изменение объема спроса на один товар А при изменении цены другого товара Б.

Коэффициент эластичности спроса по цене – определяется как отношение изменения (%) величины спроса к изменению цены

EDP = (Процентное изменение объема)Q/(Процентное изменение цены)P = ((∆Q/Q)/(∆P/P)) = (∆Q*P)/(∆P*Q)

В зависимости от реакции потребителей спрос может быть:

Эластичен, когда при незначительном изменении цены объем продаж существенно изменяется, в этом случае:

 
 


EDP>1

 
 


Спрос неэластичен – при значительном изменении цены объем продаж изменяется незначительно.

           
 
   
Q1
 
Q2
 


EDP<1

 
 


Спрос имеет единичную эластичность, когда процентное изменение цены вызывает такое же по величине процентное изменение объема продаж. EDP=1.

Абсолютно эластичный спрос – сколько угодно малое изменение цены приводи к падению спроса до 0 или к росту до бесконечности.

 
 


EDP= ∞

       
 
 
   


Абсолютно неэластичный спрос – при любом изменении цены спрос остается постоянным.

 
 


Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене:

EDP(AB) = (Процентное изменение объема спроса на товар А)/(Процентное изменение на товар Б) = (∆QA*PA)/(∆QB*PB)

II. Предложение товара. Кривая предложения, эластичность предложения.

Предложение – количество товаров, предлагаемое производителем для продажи на рынке.

Закон предложения – прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта.

Кривая предложения – такая кривая, каждая точка которой характеризует такое количество товара Q, которое производитель готов произвести и продать по цене Р.

 
 


Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения S под воздействием цены.

Движение самой кривой предложения (изменение предложения) происходит, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам относятся:

1) Цены на ресурсы (их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо).

2) Технология (ее совершенствование снижает издержки производства и увеличивает предложение).

3) Налоги и дотации (повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение)

4) Цены на другие товары.

Эластичность предложения: ESP = (Изменение Q, %) / (Изменение Р, %).

Эластичность предложения – степень изменения объема от изменения цены

1) Предложение эластично – изменение цены вызывает значительное изменение предложения.

       
 
   
ESP>1
 


2) Предложение неэластично – изменение цены вызывает незначительное изменение предложения.

       
   
ESP<1
 


3)

P
Q
Предложение абсолютно эластично – предложение возможно только при цене Р0, при которой продавцы готовы продать требуемое количество товаров

       
   
ESP=∞
 
 


4)

ESP=0
Q*
S
P
Q
Предложение абсолютно неэластично – объем предложения Q* не увеличивается вне зависимости от роста цены

III. Точка равновесия спроса и предложения. Равновесная цена.

D
P
Точка равновесия – точка пересечения кривых спроса и предложения, характеризующая рыночное равновесие.

 
 


Равновесная цена – цена, при которой возникает рыночное равновесие, то есть совпадают объемы желаемых покупок и объема желаемых продаж, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товаров.

Когда P>P0 произойдет затоваривание (превышения предложения над спросом).

Когда P<P0 произойдет дефицит (превышения спроса над предложением).

Равновесная цена может меняться под влиянием различных факторов, наиболее существенными из которых являются те, что осуществляются государством:

1) Налогообложение (повышение налогов приводит к росту цены → сокращению потребительского спроса → сокращению производства).

 
 


2)

D
S
S’
P
Q
Контроль над ценами – государственное вмешательство в ценообразование. Чаще всего сводится к принудительному установлению цены, ниже рыночного равновесия на социально значимые товары, результатом может стать товарный дефицит.

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: