Иная версия эволюции общества была предложена немецким философом и экономистом К. Марксом (1818-1883)

Он исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного развития. Их выбор объективно обусловлен степенью развития производительных сил и характером производственных отношений, которые они застают при рождении.

Эти факторы материального производства составляют основу человеческого общества, обеспечивают его прогресс. Изменения в развитии производительных сил приводят к новому разделению труда, новым формам собственности, порождают определенные формы обмена и потребления. К. Маркс считал, что политика и ее институты (право, государство) не имеют самостоятельного характера, а являются производными от экономической структуры общества. Политические институты выражают интересы класса-собственника. На этом основании он выдвинул идею о необходимости слома буржуазного государства как органа политического господства капиталистов-собственников, а в исторической перспективе (когда будет полностью преодолено социальное неравенство как источник тех конфликтов в обществе, которые и призвана разрешать политика) – ликвидации всякого государства вообще. На его место, по мысли К. Маркса, придет народное самоуправление во всех сферах общественной жизни. Это, в свою очередь, предполагает, что на смену политике в качестве регулятора жизни людей вновь должна прийти мораль, но уже впитавшая в себя все общечеловеческие нравственные ценности, прошедшие проверку историей.

ИЛИ 3. Античные истоки политической науки

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.

Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной. Иначе говоря речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство».

1. Зарождение и особенности идеологии и политики в древнем мире. Духовный мир полиса.

Начиная примерно с 8 века до н.э. когда начался процесс разложения первобытного строя, и возникновение классов, общественный прогресс определил потребность на знания. В этот период появляются первые мудрецы и философы, которые заложили основу в идеалогию и политику. Можно выделить следующие периоды в истории возникновения и развития древне греческих политических воззрений:

1. Ранний:а) 9-6 века до н.э. б)6-5 века до н.э.

2. Расцвета: 5-первая половина 4 века до н.э.

3. Элинизм(период упадка):4-2 века до н.э.

Государственность в древней греции возникло в начале первого тысячалетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов.

Духовный мир полиса. Для полиса было характерно: А)Превосходство слова над другими орудиями власти, слово становится главным политическим инструментом, ключом к влиянию в государстве, средством управления и господства над другими. Власть слова греки превращают в божество. Но вместе с тем оно утрачивает ритуальную сущность, претензии на изречение истины, ибо оно выливается в форму спора, дискуссии, диалога, предполагает наличие публики. Политическое искусство состоит по сути в умении владеть словом, речью.

Б)Полная публичность наиболее важных проявлений общественной жизни. Полис существует лишь в той мере, в какой высвобождается общественная сфера, в процессе противопоставления общественных интересов личным. Знания нравственные ценности, техника мышления всё это выносится на площадь, поддвергается критике, отныне дискусия, страстные споры становится основными правилами политической игры.

В)Постоянный контроль со стороны общества, как над творениями духа, так и над государственными учреждениями.В противоположность обсолютной власти царя закон полиса требует, чтобы все государственные чиновники в равной мере подлежали отчетности. Сами законы в полисе уже больше не навязываются силой личного или религиозного авторитета, а должны быть доказаны в процессе дискусии с помощью диалектической аргументации. С рождением полиса возникает естественная необходимость создания писанных законов. Запись законов предаёт им во первых постоянный и точный характер, а во вторых они становятся всеобщим достоянием, всеобщим правилом одинакого применимым ко всем людям.

Г)Граждане города-государства сколь бы они не были различны по происхождениию, общественному положению и мировоззрению и т.д.некоторым образом подобны друг другу. Это подобие составляет основу единства полиса, так как только подобные по мнению древних элинов могут быть объединены в единое сообщество, государство. Все граждане принимающие участие в жизни полиса начинают восприниматься как подобные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: