Публицистика М. Е. Салтыкова-Щедрина. С-Щ о современной ему прессе

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович [1826—1889]

демократия, революция, либералы, буржуа

Отечественные запискисоредакто р -. билет 72

16 лет (1868 по 1884),

почти в каждой книжке

определяли характер и направление журнала.

сатирические обозрения —публицистика+художка, свобода

быстро откликаться на злобу дня

Публицистика— это революционно-демократическая летопись порефор­менной России.

царизмом и эксплуататорами, на стороне истерзанного трудящегося чело­века.

Средства

иносказанию, гиперболе, иро­нии, фантастике.

умел подметить новое в экономике, политике, литературе.

типические образы нового капиталистического хищника — колупаевых и разуваевых, Чумазый.

сила сатирического обобщения, типизации — яркая особенность стиля

мастером эзоповского языка. - обходить цензурные рогатки.

чуток, внимателен к структуре родного языка

негодовал на либерально-буржуазных ж-ов, коверкавших речь в угоду невзыскательным

огромен словарный запас, многозначность слов.

язык т.н. образован­ного общества — и пароди­ровал его

знал речь народа, крестьян, летописей.

Вводил литературные персонажи: Молчалина, Чацкого, Рудина, Ноздрева - второй жизнью, в изменившихся исторических условиях

Противников смеш­ными, ибо смех — великая сила.

н- 2 цикла: «Признаки вре­мени» и «Письма о провинции»

подводит итогдесяти­летию после 1861 г

причину неудачи борьбы против са­модержавия - неоднородно движение 60-х годов

главная вина на либералах – компромиссы (и волки были сыты, и овцы).

пережит­ки феодализма: крепостное право живет во всем

другие реформы 60-х годов - их крепостническую сущность

«При­знаках времени»

характеристику земской реформы:либералы радовались земствам (органы местного самоупр),

но никаких изменений - «лужение рукомойников»; антинародный характер (заседали крепостники-помещики).

Признаки времени: капиталистическим ус­тремлением к наживе, политической пас­сивностью народа

не теряет надежды

Задача передовых — помочь народу изжить незнание бедности.

«Дневник провинциала в Петербурге» (1872) цикл – есть цитаты

О дальнейшем развитии капитализма в России

образы представителей русской буржуазии и ее идеологов — либералов.

хищничеством, пошлость, мошенничество, разврат, эксплуататорство

Либерал - политической трусостью, боится народа и революции, за самодержавие.

Капиталист осуществляет хищни­чество, а либерал-«пенкосниматель» «сочиняет правила»

Крити­кует последующие реформы (особо судебную), тк для капитализма.

Ж-ка, буржуазно-консервативную прессу («пенкоснимателей»).

«Старейшей российской пенко­снимательницы» — «Санкт-Петербургские ведо­мости» (либеральная)

продажных, трусливых, болтунов, теоретиков хищничества.

Зы. из цитат: Союз Пенкоснимателей (консерват.пресса)– не раздражать никого, тихо, мирно жить

«В среде умеренно­сти и аккуратности» цикл – есть цитаты

2 события отразились: политическая реакция 70-х и русско-турецкая вой­на 1877-1878 (шовинизм)

типичным явлением русской действительности «молчалинство» у либералов:

безразличие к совре­менности, все для личного благополучия

угодливость, карье­ризм, продажность, руки Молчалиных запятнаны кро­вью.

типы есть и среди адвокатов, пи­сателей, журналистов.

беспринципные, снести любое оскорбление, если оплачено.

моральная и политическая нечистоплотность,

Снова ж-ка, либеральная

•Молчалины. сатиру на либеральную прессу, повернув­шую к монархизму

газета «Чего изволи­те?» и редактор Молчалин 2-ой — «Новое время» и Суворин.

тайны редакционной кухни

жанров буржуазной газеты: передовой статьи, фельетона, корреспонденции.

Пустословие, угодность начальству! à «Чего изволите?» укрепилось за газетой.

•Тряпичкины о буржуазной прессе.

С-Щ остро пе­реживал почти отсутствие честной, правдивой легальной печати в России

продажного писаки из 30-х годов (Булгарин, Греч и Сенковский).

названии газеты («Краса Демидрона» — публичного дома в Петербурге),

те черта прессы — продажность.

три корреспондента газеты - Подхалимов I, Подхалимов II и Ящерицын — не пишут о войне, а сами придумывают.

Редактор не имеет влия­ния, все зависит от издателей — содержателей увесели­тельных заведений,

поэтому скандальная хроника, порнография, социальная демагогия

зы. из цитат: Молчалины – жить серой массой, скучно, зато перед предками не стыдно; пристроиться, угодничать – умеренно и аккуратно

«Письма к тетеньке» - есть цитаты

русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции

снова ж-ка, капиталистическая - газета «Помои» Ноздрева

из цитат: Ноздрев - бездельник и глупец, только поднимает шум

«Мелочи жизни» - есть цитаты

образ журналиста-демократа

силы освобождения народа

свой читатель, читатель-друг, готов претворить в жизнь идеи народного счастья

«Приключение с Крамольниковым» - есть цитаты

трагический об­раз демократического журналиста (био­графический характер)

не принял непосред­ственного участия в революции, а лишь в литературе боролся

смысл в ус­ловиях реакции 80-х годов.

поддерживала людей, вставших на путь крамоль­ной борьбы против царизма.

Из цитат: Ты протестовал, но не указал ни того, что нужно делать

«За рубежом» 1880, цикл, после поездки по Европе – есть цитаты

Симпа­тизируя прогрессу Франции, но разоблачает буржуазию, кот затоптала идеалы якобинцев («Рес­публикой без республиканцев»).

Милитаризм (наращивание военного с целью подавления) чертой немецкой буржуазии, сняв маску демократии.

«Зарубежное» переплетается с «отечественным».

В аллегорической сцене — диалоге о дальнейшего развития России: как другие, пойдет по капиталистического, но русский сумеет до­биться освобождения от эксплуатации (еще не погрязли в буржуа, как немецкий мальчик).

Образ свиньи пожирает правду - символом полит.реакции 80-х после убийства Ал II

+ Есини

Хороший мальчик, хорошо учится, слушает родителей, причесывается

русский анархический мальчик, который не слушается, ругается нехорошими словами, грязный

один хвалит свою жизнь, а другой пытается как-то оправдать свое поведение и высказывает на будущее. иностранец доказал, что его жизнь лучше (ест гороховый суп со свининой, папенька с маменькой им довольны), русский: «Дааа, у вас хорошо, а у нас занятней».

«Благонамеренных речах» цикл

всю ложь и лицемерие идеологических основ дворянско-буржуазного государства.

аморальность семейных отношений, собственность – грабеж, куски «отечественного пирога».

Осип Дерунов был мелким хлебным торговцем, стал губернским деятелем, опорой власти. источником его богатства — преступление (разорявшихся дворян и мужиков). Разрушающим собственную семью. «Дерунов не столп (опора)!»

Коронат тип революционера-демократа, защитника интересов народа - ссылке.

«Убежище Монрепо» цикл

положение дворян, семью Прогорело­вых, чья опутывается сетями кулака Груздева.

на смену дворянству идет буржуазия

не выразил ни сожаления, ни сочувствия от­мирающему классу.

фигуру деревен­ского капиталиста (Разуваева, Чумазого)

Е: молодец, Салтыков-Щедрин, русского капита­лизма обусловленного историческим развитием, не признавал вечным. («с по­явлением солнечного луча»).

«Круглый год»

против молодых бюрократов-монархистов вроде Феденьки Неуго­дова

против репрессий правительства

защищает честную журналистику и литературу

«Современная идил­лия»

нравственного падения либерального общества в обстановке террора самодержавия: Шпионаж и доносы

разоблачал террористические организации, особо священную дружину (тайная организация, придворной аристократией, Шувалов)

осуждает буржуазно-дворянское государство как орудие угнетения народных масс, защиты помещиков и капиталистов,

ЦИТАТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: