Педагогические методы и приемы, используемые для развития монологической речи
Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние здоровья учащихся и их психологические особенности. Поэтому образовательные технологии, применяемые мной на уроках, являются здоровьесберегающими:
стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся;
стремлюсь добиваться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил учащихся;
обеспечиваю психологический комфорт.
Выбор образовательных технологий я делаю в зависимости от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку. В 5-6 классах одной из наиболее часто используемых мной технологий является игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации учебной деятельности. Являясь развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
|
|
Еще одной образовательной технологией является в моей работе проблемно-диалоговый метод обучения, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе изучения той или иной темы я знакомлю учащихся с общей идеей. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творческого подхода.
Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы.
Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулирование может быть представлено в форме:
вопроса, например: Are you going home? Do you like tennis?
просьбы или предложения, например: Help me, please! Let’s go there. Let’s play.
Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенными являются четыре типа диалогических единств:
вопрос-утверждение, например: Are you going home? – No, I’ll stay at school или I’m going shopping.
вопрос-вопрос, например: Are you going home? – Why do you ask me?
утверждение-утверждение, например: I am going home. – So am I! I’ll stay!
утверждение-вопрос, например: I am going home. – Why are you going home?
Третье умение – развертывание реплики-ответа на придание высказываниям характера беседы.
|
|
В методике преподавания иностранных языков сложились два пути обучения диалогической речи: дедуктивный и индуктивный.При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения аналогичных диалогов. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов, и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. При обучении диалогической речи с использованием текста-образца уместны следующие упражнения:
прослушать диалог с предварительными ориентирами («наводящие» вопросы, истинные и ложные утверждения, т.д.), либо с использованием визуальной опоры
прочитать диалог по ролям
прочитать диалог с пропущенными словами или опираясь на убывающую подсказку
заполнить пропуски, раскрыть скобки в диалоге
воспроизвести диалог – с частичным переводом, восстановив опущенные фрагменты реплик, и, наконец, - диалог целиком
самостоятельно расширить реплики в диалоге
трансформировать диалог
Второй подход – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи. Становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. При реализации индуктивного подхода на первый план выступает задача научить детей самостоятельно планировать речевые действия через осознание мотивов, целей, результатов действия. Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, текстом – прослушанным либо прочитанным, просмотренным диафильмом, слайдами либо вербально заданной ситуацией.