Цели и задачи

Цель предмета: дальнейшее закрепление основ правильного пения.

Поскольку учащиеся сочетают хоровое пени с обучением игре на музыкальном инструменте (фортепиано, гитара), хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Главные задачи обучения:

1. Привить детям любовь к хоровому пению, воспитать в национальных традициях, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании;

2. Развитие уровня обученности детей. Изучение фольклора в его многообразии жанров.

Структура занятия

Занятия проводятся по два урока подряд и включают в себя следующие разделы:

Содержание и виды работы Общее кол-во часов теория практика
Вокально-хоровая работа: пение вокальных упражнений на распевание      
работа над певческим дыханием   1,5 10,5
развитие артикуляционного аппарата      
пение произведений      
развитие навыков игры на шумовых народных инструментах      
пение с элементами движения      
развитие артистической непосредственности      
элементы теории и истории русской народной культуры      
слушание музыки   0,5 3,5
концертные выступления   -  
итого:      

Вокально-хоровая работа:

-развитие навыков, полученных в младших классах;

-расширение певческого диапазона;

-дальнейшее воспитание навыка многоголосного пения;

-освоение навыка "цепного дыхания";

-свободное исполнение песен с элементами движения, таких как хоровод,

пляска;

-формирование активной творческой личности.

Теоретические знания:

-разбор структуры песен, ладов;

-усложнённая мелодика песен.

Практические знания:

-показ песни;

-разучивание произведения по партиям - отдельно с каждым голосом, потом –

со всей хоровой группой.

Пение вокальных упражнений:

-разъяснение целей и задач каждого конкретного упражнения;

-развитие гармонического слуха;

-работа над чистым интонированием в унисон и над двухголосием;

-упражнения на певческое дыхание, звукообразование, дикцию.

Слушание музыки:

-дальнейшее развитие музыкального кругозора. Прослушивание магнитофонных записей русских народных песен разных областей России, жанровых разновидностей (плясовые, хороводные, игровые песни);

-русских народных песен в исполнении выдающихся музыкантов и коллективов.

Репертуар для слушания.

Песни разных областей России: Белгородской, Курской, Рязанской, Брянской, Калужской, Ставропольского края, Кубани и др.

Народные песни в исполнении: Руслановой, Мордасовой, Стрельченко, Шаляпина, Хворостовского, Лемешева, Зыкиной, ансамблей «Карагод», «Казачий круг», «Иван Купала» и др.

Элементы хореографии.

Более углублённое изучение шагов в хороводных и плясовых песнях центральных и южных областей с учётом региональных особенностей. Продолжение работы над движениями рук и корпуса, артистизмом.

Элементы теории и истории русской народной культуры.

Умение на слух определить жанр песен (по тексту: шуточная, игровая; по характеру движения: плясовая, хороводная), некоторые их стилевые особенности. Что такое говор. Специфика произнесения слов в разученных песнях. Более разнообразный жанровый состав репертуара.

Особенности методики обучения.

Дидактические принципы обучения:

- учёт возрастных особенностей;

-систематичность и последовательность в освоении умений и навыков;

-многократное повторение и проработка навыков и умений;

-рациональное распределение нагрузки на учебный год;

-развивающее обучение.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон их певческих возможностей, а также, музыкально-художественный кругозор.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления: это и "соавторство" при исполнении народных песен; попытки сочинения текстов частушек; актёрская игра при участии в календарных обрядах. Возраст 7 – 12 лет, наличие базовых умений, открытость всему новому, интересному, отсутствие пока подростковых комплексов являются благодатной почвой для "сотворчества".

Проявить свои знания и навыки дети могут, выступая в роли "учителя". Они по порядку, определённому педагогом, становятся на время распевания хормейстерами. Их задача: следить за правильной осанкой, постановкой корпуса и головы, дыханием и чистотой интонирования каждого участника хоровой группы. Это позволяет учащимся посмотреть на хоровую группу "со стороны", использовать все свои умения, приучает к ответственности и требует внимания к остальным исполнителям. Педагог следит за процессом, помогает в случае необходимости, объясняя промахи и отмечая успехи.

На этом этапе обучения важно иметь слаженный хоровой коллектив, поющий в единой манере в унисон. Только на основании качественного унисонного звучания имеет смысл начинать работу над двухголосием.

Русские календарные песни, а также жанры детских народных песен (потешки, прибаутки, заклички, частушки, игровые, шуточные, плясовые) составляют репертуар хорового детского коллектива в первые годы обучения.

В результате освоения программы ученик должен

ЗНАТЬ: термины

- альт;

-сопрано.

понятия

- унисон;

- "цепное дыхание";

- ансамбль;

- интонация;

-динамика;

-тон, полутон;

-лад;

-строфа, фраза;

-подголосок;

-говор.

УМЕТЬ: -чисто интонировать;

-петьзвонким, лёгким,свободно льющимся открытым звуком в

рабочем певческом диапазоне си бемоль - соль#-ля 1;

- исполнять песни (скорые и с незначительным распеванием

слогов) с ладовой устойчивостью;

-двигаться по тонам и полутонам вверх и вниз;

-определять на слух лад песни (мажор, минор);

- удерживать свою партию при двухголосном исполнении;

-проговаривать текст песни с учётом ритмического строения;

-свободно исполнять песни с элементами движения: хоровод,

пляска.

ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

- естественного звукообразования;

-свободной артикуляции;

-дыхания, в том числе, "цепного дыхания";

-грудного резонирования;

- ясной дикции;

-без напоминания контролировать себя при пении;

- игры на шумовых народных инструментах (трещотках, бубне,

ложках, рубели);

- надевания и ношения традиционных русских костюмов;

- сценического движения, артистизма, умения "петь на зрителя".

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

-о месте бытования исполняемой песни;

-жанре: плясовая, хороводная, игровая, прибаутка, частушка,

шуточная, свадебная песни;

-стилевых особенностях исполняемых песен: говоре, характере

звуковедения.

Репертуар

Север: "Во лузях" - хороводная, Вятка.

"Зайка на речке водичку пьёт" - хороводно-плясовая, Вятка.

"Ох, на горе-то калина" - плясовая, Вятка.

"С потолоку сажа капит на голик" - плясовая, Архангельская область.

"Кто у нас хороший, кто у нас пригожий" - величальная, Ленинградская обл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: